ПервыелицаНаконец-то в нашей стране, известной своими запасами нефти, появились и разнообразные нефтепродукты. На лотках вдоль дорог, в палатках и магазинах, на АЗС пестрят всевозможные канистры и баночки с маслами и смазками, добавками и присадками - о многих раньше и не слыхивали. Что особенно приятно, на автозаправках теперь есть бензин, а на некоторых - еще и пальмы в кадках. Чем не Калифорния! Впрочем, разница все-таки есть, да и немудрено: в те времена, когда фордовскую "Жестянку Лизи" и ее "братцев" уже культурно заправляли операторы "их" АЗС в белоснежных одеждах, наш автомобилист и понятия не имел о сервисе. Да и сегодня первые признаки достатка на этих некогда безрадостных объектах кажутся ему чудом. Между тем это лишь начало разворачивающегося сражения за российского покупателя-автомобилиста. Наряду с отечественными производителями в него вступили и крупнейшие американские нефтяные компании. Об одной из них - "ЮНОКАЛ-76 Продукт" и ее президенте Ларри Хигби - этот рассказ. И еще о некоторых новых для нас понятиях из области рыночных отношений.©ТГАЁТОФОРМУЛА ЛАРРИ ХИГБИ Подъезжая к светофору, американский водитель краем глаза смотрит на указатель уровня топлива, и если пора заправиться - к его услугам сразу четыре АЗС нефтяных компаний с мировой известностью, по одной на каждом углу перекрестка. "We get it" - "Это у нас есть" - такими словами встречают на АЗС ЮНОКАЛ-76. Человек, дерзнувший обратиться со столь многообещающим призывом к избалованному американскому покупателю, - Ларри Хигби. Мы не конкуренты, - не устают подчеркивать служащие его компании, когда речь заходит о бензоколонках на трех других сторонах перекрестка. Но всем ясно, что именно соперничество на этом поле требует все новых усилий, чтобы поднять дело на новую высоту, которой остальным пока не достичь. "We get it" - это заготовка Ларри Хигби последних двух лет. Заинтригованные, въезжаем на ярмарку нефтепродуктов с маркой " 76". О, где вы, привычные бензоколонки с надписью "Нажмите один раз". Табло местного агрегата скорее напоминает панель приборов пассажирского лайнера, но запутаться в нем не дадут. Тут же загорится встроенный в колонку экран телевизора и подскажет все, что необходимо, даже в картинках. Кредитную карточку нужно вставить в щель - и сигнал о вашем желании заправить автомобиль поступит на спутник, оттуда в вычислительный центр компании. Неважно, насколько далеко вы находитесь от банка, где хранятся ваши денежки. Компьютер снимет нужную сумму и перечислит ее на счет компании, которая потом рассчитается с арендатором АЗС. Последний (заметьте, он не хозяин, а всего лишь арендатор) никак не может вмешаться в "ход мыслей" компьютера, а значит, не обманет клиента. Каждой АЗС, а их у компании сотни по всем Соединенным Штатам, управляют из вычислительЗА РУЛЕМ 9/96ного центра. Здесь она обозначена на электронной карте зеленым или, если есть признаки неисправности, красным огоньком. Неполадки устраняются в считанные минуты. Клиент о них даже не догадывается. Его дело - выбрать из предлагаемых услуг нужную. Отрегулировать мотор или устранить неисправность - пожалуйста, помыть автомобиль по новой технологии безопасными для лака шевелящимися лентами-лианами и это есть. А может, хотите здесь же, на АЗС, срочно воспользоваться компьютером, отправить факс, проявить фотопленку, купить что-то или перекусить? "We get it" - говоря научно, предложение стимулирует спрос. Формула эта действует там, где изобилие создается не путем волшебных превращений, а усердным трудом большинства граждан и, что особенно важно, отдельных незаурядных личностей со счастливым даром предвидения. Требуется и еще одно важное обстоятельство.НЕОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В один из жарких июльских дней 1883 года, когда Лаймон Стюард со своим сыном Вилли сошли с поезда, пыльное местечко в Калифорнии, куда они прибыли, даже нельзя было назвать городом. Лос-Анджелес, где им предстояло поискать счастья, насчитывал тогда лишь 15 тысяч жителей. У начинающих предпринимателей не было ни гроша за душой и, как потом вспоминал сам Стюард: "Все, что я нашел на Западе, это неограниченные возможности - единственное, что мне было нужно". Через 35 лет пыльное местечко превратилось в цветущий город, а Лаймон Стюард передал в руководство своему сыну Вилли богатейшую компанию - Союз нефтепромышленников Калифорнии, Union oil. Сегодня это UNOCAL-76. Цифра в названии появилась после того, как в 1932 году инженеры компании первыми выпустили "76-й" бензин, такой популярный у нас в Ларри Хигби, президент компании "ЮНОКАЛ-76 Продукт".Это всего лишь фасад исследовательского центра. Как шутит Ларри Хигби, отсюда иногда выпускают ученых - подышать свежим воздухом.©шойидашшъ mnpiyРоссии. Еще цифра "76" напоминает о дате провозглашения независимости Соединенных Штатов - 1776 годе. Вознесенная на желтом шаре над всеми предприятиями компании, она символизирует неограниченные возможности человека - покорителя пространства на земле, на воде ив воздухе. "Юнокаловские" шары сегодня появились ив России, например, на въезде в город Уссурийск. Еще лет пять назад этого быть не могло. Человек здесь хоть и жил, "как хозяин", но в каждом конкретном случае имел очень ограниченные возможности. "Нас в Соединенных Штатах, - говорит Ларри Хигби, - устраивает система, которая дает людям шанс добиться успеха, и каждый выбирает свой путь. Ведь это прекрасно творить собственный успех". Путь этот, надо сказать, далеко не усыпан розами. И у компании ЮНОКАЛ-76 были тяжелые времена, когда ее чуть не продали с молотка. Одна из причин тех неудач - неумение подать себя с выгодной стороны. ЮНОКАЛ-76 всегда была больше инженерной компанией. Конек фирмы - наука, новейшие разработки в области добычи и переработки нефти, лучшие формулы моторных масел. Но достижения в науке и промышленности - это, как правило, успех инженеров, изобретателей, о которых не скажешь, что главное для них - деловая сторона. В этой области компания довольствовалась специалистами средней руки, и только получив хорошую встряску, занялась поисками талантов из делового мира. С приходом Ларри Хигби оборот компании "ЮНОКАЛ-76 Продукт" за два года увеличился на 20%. А далекая и неизвестная страна Россия, вопреки предсказаниям скептиков, стала одним из крупных ее партнеров. Успехи в бизнесе вряд ли возможны как результат усилий коллектива, они сопутствуют скорее отдельным выдающимся личностям. Нам в России еще предстоит понять это. Для Ларри Хигби здесь область профессиональной деятельности. По его мнению, чтобы работать в России, компании не нужны никакие гарантии государства. "Мы работаем не со странами, а с людьми. У вас - с энергичными российскими предпринимателями, которые, используя наш опыт, создают свое дело. В Москве, Хабаровске, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге шары "76" уже украшают многие фирмы, торгующие нефтепродуктами. Но сами эти предприятия - в полной собственности российских граждан. Мы работаем как бы снаружи, осуществляя поддержку, обучение людей, знающих местный рынок, создаем для них предпосылки успешной работы. В конце концов, вся Америка держится на мелком бизнесе. Ваше правительство должно создать условия, чтобы ив России он мог развиваться. Не диктовать, а помогать. Оно должно вести к цели, а как только приблизится к ней, отойти и дать работать самостоятельно". Не меньше внимания, по словам г-на Хигби, требуют и крупные предприятия, особенно если их деятельность наносит ущерб окружающей среде. ЮНОКАЛ-76 ежегодно тратит на природоохранные меры свыше 5 млн. долларов. Даже дождевую воду, которой тучи поливают территорию нефтеперерабатывающих заводов, собирают и проводят ее спецобработку. Для россиян, привычных к бесконечным разливам "черного золота", кажется космическим пейзаж, где роскошные пляжи прекрасно уживаются с нефтедобывающими платформами, дорогие виллы - в считанных метрах от вышек, качающих нефть. Любой из нас придет в ужас от перспективы строительства в его районе нефтеналивного терминала. А в Лос-АнджеЗА РУЛЕМ 9/96на заводах ЮНОКАЛ-76 можно встретить и известных в Европе продавцов нефтепродуктов.