СправочнаяTG 20, с хорошими сцепными свойствами в продольном и боковом направлениях. Поведение "Нивы" на этих шинах легкопредсказуемо. После срыва автомобиля в снос или занос чувствительность управления восстанавливается мягко, без характерных для других шин толчков или бросков. Вообще, эти шины по сравнению с остальными придают "Ниве" более высокий уровень комфорта и особую надежность поведения на зимней дороге. Проходимость по снегу Применение шин нестандартной размерности (замена 16- на 15-дюймовые и серии 80 на серию 70) привело к уменьшению дор ожного просвета, например, на шинах И-340 по сравнению с ВлИ-5 на 22 мм (см. табл.). Это, естественно, снизило возможности автомобиля на бездорожье, то есть в нашем случае - на снежной целине. Неудивительно, что лучшими по проходимости оказались 16-дюймовые шины ВлИ-5 или ВлИ-10, на которых "Нива" беспрепятственно движется по глубокому (в тесте до 40 см) снегу. Причем ВлИ-5 передают ощутимо большее тяговое усилие, но при пробуксовке быстро зарываютсяв снег, так что водителю приходится разгребать его лопатой, чтобы выбраться из плена. На ВлИ-10 продвижение вперед менее уверенное, зато при некотором навыке они позволяют поймать момент начала пробуксовки и не закопаться. На этих шинах вероятность выбраться самостоятельно, задним ходом, больше. Остальные модели - 15-дюймовые - заметно уступают "родным" по проходимости. Глубина снега 30 см - предел беспрепятственному продвижению автомобиля на этих колесах. Худшими оказались шины И-339 и CS 21, сравнительно низкая величина тягового усилия на которых объясняется, по-видимому, отсутствием грунтозацепов и "замыливанием" рисунка протектора набившимся в канавки снегом. Глубина снега ив 30 см не всегда им по зубам. При оценке проходимости проявились интересные особенности некоторых шин. Так, наличие грунтозацепов на шинах И-340 хотя и способствует некоторому увеличению тяги по сравнению с похожей моделью И-339, но имеет отрицательные стороны. Изза того, что грунтозацепы расположены под углом к продольной оси шины, "Ниву" сильнее затягивает в более глубокий снег. Если покров толще 20 см, автомобиль становится практически неуправляемым, да и при меньшей величине сохранять направление движения удается с большим трудом. Для сравнения - на шинах ВлИ-5, тоже универсальных, но с "прямыми" грунтозацепами, этот эффект отсутствует. Шины И-339 и И-340 - самые жесткие по субъективной оценке. В зимний период обе, в отличие от прочих, становятся буквально дубовыми. При движении по снегу радиальная шина должна в известной степени обле36 ЗА РУЛЕМ 9/96 гать зону контакта - у шин ВлИ-10 это выражено достаточно заметно, а у "данлоповских" SP 90 и TG 20 - в высшей степени. А вот И-339 и И-340, подобно монолиту, прорезают толщу снега и зарываются в него. Даже морально устаревшие диагональные шины ВлИ-5 с весьма жесткой боковиной работают на снегу более эффективно. Тяговое усилие Замер делали динамометром на трех видах поверхности: гладком льду, укатанном снегу и снежной целине. Результаты - усилия, которые развивает "Нива" на разных шинах на первой пониженной передаче с заблокированным межосевым дифференциалом, представлены на рис. 2. На гладком льду лучшее тяговое усилие автомобиль развивает на шинах с большой площадью контакта и хорошей эластичностью (на ощупь протектор таких шин более мягкий). Здесь вне конкуренции оказались шины "Данлоп" моделей TG 20 и CS 21, а вот узкие шины (ВлИ-10, ВлИ-5) и шины с твердым протектором (И-339, И-340) показали себя хуже. На укатанном снегу лучшими по тяговому усилию также стали шины "Данлоп"; незначительно им уступила "родная" ВлИ-5. Сравнительно низкое тяговое усилие показал автомобиль на ВлИ-10 и CS 21 , - очевидно, виноват набившийся в канавки протектора снег. На снежной целине преимущество - у шин с развитыми грунтозацепами, что и подтвердили модели ВлИ-5 и И-340. Что же получилось Изменение размера шин (в сторону "ниже и шире") сказалось лишь на проходимости "Нивы" в глубоком снегу. В остальных случаях на поведение автомобиля больше влиял не размер шины, а рисунок протектора и свойства резины. Конечно, предпочтительнее шины универсальные или "M+S" - по сравнению с дорожными зимой они дают "Ниве" больше возможностей для уверенного и безопасного движения. Приятное исключение здесь - "ниишповская" И-339 с дорожным рисунком протектора, а неприятное - "зубастая" И-340 того же производителя. На рыхлом и укатанном снегу явное преимущество у автомобиля на шинах "M+S" (вторая группа). А вот на гладком твердом льду рисунок протектора особого значения не имеет - скользко всем и вы одинаково беспомощны на любых нешипованных шинах. Явный лидер среди всей семерки "Данлоп" TG 20. Эксперты, которым довелось попробовать ее в зимнем тесте, были, не побоюсь этого слова, восхищены. У этой шины недюжинные сцепные свойства сочетаются с великолепными комфортными (бесшумность, плавность хода) - и в результате "Нива" преобретает на порядок лучшие потребительские качества, нежели в штатной комплектации. Фото Сергея БогатюкаслужбаН еобходим ли россиянам , е дущим на Украину , в кла ­ дыш в паспорте, подтверждающий гражданство РФ? С этим вопросом, который волнует очень многих читателей ЗР, наш корреспондент обратился к начальнику управления паспортной, регистрационной имиграционной работы МВДУкраины В. Шепелю. - Если вкладыша нет, - разъяснил Владимир Николаевич , - к освенным подтверждением российского гражданс тваявляется штамп опрописке на территории Российской Федерации с датой до 6 февраля 1992 года. Ведь в этот день в РФ вступил в действие Закон о гражданстве, согласно которому оно предоставлялось всем, кто проживал тогда в России.Может ли выйти из строя ручной тормоз, если воспользоваться им во время движения?Стояночный тормоз не приспособлен для торможения с большой скорос ти . Во-первых, поскольку действует только на колеса одной оси. Во-вторых, усилие, с которым он прижимает тормозные колодки, сравнительно невелико - штатный гидравлический привод, у правляемыйногой (более сильной , чем рука), имеет усилитель, да и воздействует на все колеса. Таким образом, чтобы остановить машину, придется приложить к рычагу большое усилие. Но детали стояночного тормоза на такую нагрузку не рассчитаны - ведь он призван удерживать стоящий автомобиль, а не останавливать движущийс я . Поэтому, с кореевсего , порвутся тросы (если машина неновая), деформируется рычаг.Купил тормозной диск к "Газели", а он не подходит. Может, бракованный?Будьте внимательней - в начале 1996 года ГАЗом изменена конструкция передних ступиц и тормозных дисков. Диаметр посадочного отверстия под ступицу увеличен со 100 до 104 мм, а диаметр окружности, соединяющей центры отверстий под болты крепления к ступице, вместо 120 мм стал 122 . Диски старого типа в запасные части не выпускаются. Поэтому, если возникнет необходимость в замене, потребуется установить также ступицу новой конструкции.