130
АвтолюбителейТЕПЛО ЗИМОЙ, 1 ПРОХЛАДНО ЛЕТОМАвтомобили давно оснащают системами принудительной вентиляции и отопления, а с 1958 года фреоновыми кондиционерами воз ­ духа. Наиболее совершенны климатические установки , получившие распространение в последнее время. В них объединены в одном корпусе вентилятор, радиатор отопителя и охлаждающий блок (испаритель) кондиционера, используется сложная система воздухораспределения по салону автомобиля. Основная масса автомобильных кондиционеров работает на фреоне-12. К сожалению, он небезвреден для окружающей среды. Решениями Международной Монреальской конвенции 1988 года выпуск его ограничен, поэтому в большинстве европейских стран ив США с 1992 года почти все кондиционеры заправляют экологически безопасным фреоном - 1 34А . Он, однако, более агрессивен к уплотнениям и сальникам кондиционера. К тому же масло, растворяющееся во фреоне12, нерастворимо во фреоне-134А. Это создает технологические и эксплуатационные трудности. У спешный опыт применения кондиционеров есть ив России. Так, завод "Ростсельмаш" выпускал в год до 17 тысяч комбайнов "Дон", оснащенных фреоновыми кондиционерами, которые хорошо работали в тяжелых полевых условиях. И м ­ портные кондиционеры монтировали на предназначенные для экспорта легковые автомобили. Сейчас их устанавливают (в основном на ав ­ томобили ВАЗ) небольшие фирмы, станции автосервиса. Однако пока таких машин немного. В последние годы растет популярность автомобиля "Волга". К со ­ ж алению , его недостатки - не слишком эффективная система вентиляции и маломощный отопитель. Чтобы в сильный мороз прогреть салон, требуется минут тридцать, поэтому при поездках на ко ­ роткие расстояния водитель испы ­ тывает дискомфорт - в салоне становится тепло, когда уже надо вы ­ ходить. Специалисты НАМИ и ВИСХОМа решили "исправить климат" и раз ­ работали климатическую установку для автомобиля ГАЗ-31029, схема130 ЗА РУЛЕМ 9/96Комфорт водителя и пассажиров в автомобиле зависит не тольк от удобства сидений и мягкости подвески. Немаловажную роль играет и микроклимат в салоне. Представьте, что жарким летом спасаясь от пыли и насекомых, вы плотно закрыли стекла. Автомобиль тут же превращается в парилку на колесах, у водителя притупляется реакция, его клонит в сон. Не лучше и зимой, если плохо греет "печка", что не редкость на отечественных машинах. Возможно ли улучшить микроклимат в салоне? Да, считают ведущий научный сотрудник ВИСХОМа Михаил МИХАЙЛОВ и главный конструктор систем микроклимат автомобилей НАМИ Николай СЕМИНИН.тично показанную на рисунке. В ней отопитель иохлаждающий блок кондиционера объединены в одном корпусе. Установку монтируют вместо заводского отопителя - дополнительного места в салоне она не занимает. Для распределения воз ­ духа используют штатную систему и пульт управления с двумя переключателями - для управления электродвигателем вентилятора и регулировки температуры охлажденного воздуха. Узлы кондиционера изготовлены в Японии фир ­ мой "Санден". Как устроена климатичес каяустановка ? С левой стороны на двигателе 8ус ­ тановлен компрессор 3, приводимый во вращение клиноременнойпередачей от шкива коленчатого вала 13 через электромагнитную муфту 4. Компрессор шлангами и трубопроводами со ­ единен с двумя конденсаторами 6, расположенными пе ­ ред радиатором 5 двигателя. Один из конденсаторов снабжен электровентилятором 14 . Т рубопроводы от конденсатора через ресивер 7 идут в салон под панель приборов. Здесь размещен климатический блок, состоящий из вентилятора 9, испарителя 2 кондиционера и радиатора 1 отопителя. Он со ­ единен через систему камер и заслонок с соплами 11 для выхода воздуха. Кондиционер заправлен фреоном и оборудован тер морегулирующим вентилем Климатическая установка автомобиля ГАЗ-31029:1 - радиатор 12 и датчиком температуры охлажденного воздуха, котоотопителя; 2 - испаритель кондиционера; 3 - компрессор; рый через электронный блок 4 - электромагнитная муфта; 5 - радиатор; 6 - конденсаторы; 7 - ресивер; 8 - двигатель; 9 - вентилятор; 10 - кран отопителя; управляет электромагнитной муфтой 4. Радиатор 1 отопи11 - центральные сопла воздухораспределителя; теля через кран 10 соединен 12 - терморегулирующий вентиль; 13 - шкив коленчатого вала с системой охлаждения двидвигателя; 14 - электровентилятор. гателя 8 автомобиля.