34
35
для вас и вашей машиныСвойства литейного сплава А356.2 определяются его химическим составом, а свойства готовых колес - конструкцией и технологией их обработки. Колесо неудачной конструкции, даже выполненное из лучших материалов, долго не протянет. В основе сплава - особо чистые алюминий и кремний. Входят в него также небольшие добавки магния, никеля, цинка и т. д., содержание вредных примесей - железа, меди - резко ограничено. За такое сырье индукционной печи после очистки от механических примесей и газов подается к четырем литейным машинам низкого давления (производитель - фирма "Самсунг"), где превращается в заготовку, очень похожую на будущее колесо, ибо припуски на механическую обработку здесь минимальные (фото 1). Все заготовки поступают на рентгеновский контроль. Те, что с внутренними раковинами, трещинами и другими опасными дефектами, отбраковывают и отправляют в переплавку. Выдержавшие этот экзамен Заготовки закаливают и искусственно старят, чтобы снять внутренние напряжения и не дать колесу после всех технологических операций покоробиться. (На "К&К' биение колеса по ободу свыше 0,8 мм не допускается.) Проверяют "геометрию" на специальном оборудовании (фото 2). Механическую обработку заготовка проходит на станках с ЧПУ фирмы "Дэу хэви инд", затем поверхность колеса упрочняют на дробеструйной установке "Самсунг". В зависимости от замысла дизайнера колесо в законченном виде либо полностью окрашивают, либо подвергают его декоративную поверхность алмазной обточке (фо-СИБИРСКИЕ КОЛЕСА"К&К" - фирменный знак совместного российско-германского предприятия (КОМОС - КРАМЗ) в Красноярске, производящего легкосплавные колеса для многих отечественных и зарубежных автомобилей. С репортажем о нем из Сибири прибыл Э. КОНОП. Эмблема "К&К" уже известна многим, хотя предприятие молодое - первые легкосплавные колеса выпустило летом 1992 года. Ныне в Красноярске ежемесячно производят 15 тысяч колес, в перспективе же, как считает генеральный директор предприятия г-н Су Пи, эта цифра удвоится. Рентабельность производства возрастет, колеса с маркой "К&К" станут доступнее для российского покупателя. Сейчас значительная часть продукции отправляется в Германию: российские колеса находят применение даже на автомобилях самых престижных марок - БМВ, "Мерседес" и других. Интересно, что делают на "К&К" также универсальные колеса - с таким исполнением центральной части, которое позволяет использовать их на автомобилях разных марок и моделей. Предприятие имеет сертификаты как на свою продукцию, так и на технологические процессы ее производства, выданные солидными организациями России и Германии. Например, это известная немецкая фирма TUV. Заметьте: оговорено, что ее специалисты в любое время могут посетить "К&К" с инспекционными целями. При нарушении технологии производства колес или порядка их испытаний сертификат TUV будет аннулирован. Ну а теперь о самом производстве. Начнем с материала. Наш автолюбитель, услышав, что какая-то деталь отлита из силумина (сплава кремния с алюминием), сразу представляет себе нечто хрупкое, к ак фарфор, - не дай Бог ударить! А тут колеса. Сплав А356.2, из которого делаются красноярские колеса, имеет очень неплохие прочностные показатели. Материал гораздо пластичней, чем многие из нас привыкли думать.Литая заготовка внешне мало отличается от готового колеса. Здесь проверяют размеры заготовки. Готовые колеса испытывают на беговом барабане."К&К" платит поставщикам немалые деньги. Около 50% себестоимости колеса составляют затраты на металл. Не намного меньше - на электроэнергию и прочие энергоносители (ведь завод-то в Сибири!) Почем товар? Отпускная оптовая цена, скажем, колеса для "Самары" (в апреле 1995 г.) была 40 американских долларов. Конечно, не очень дешево! Но сравнивая это с ценой стандартного стального колеса, сопоставьте также их потребительские качества: "железка" дешевле втрое, но - при большем весе, убогом (особенно через год-другой) внешнем виде, невысокой жесткости. Не зря умеющий считать деньги европеец предпочитает стальному колесу алюминиевое. Мы в цехе. Расплавленный металл изто вверху). В завершение вся поверхность колеса покрывается сверхстойким защитным лаком. Точность размеров и формы, нарядный внешний вид - немаловажные достоинства. Но автомобилист прежде всего хочет знать, насколько надежно будет колесо в эксплуатации. Определить это должны жесткие испытания, которым подвергаются готовые колеса. Те, что предназначены для бескамерных шин, испытывают на герметичность: иногда в отливке образуются поры, не замеченные рентгеном, но достаточные для постепенной утечки воздуха. Колесо помещают в емкость с водой, воздух подается под некоторым давлением - вспомните, как вы искали место прокола камеры. Ее-34ЗА РУЛЕМ 6/95 ли пористость незначительная, колесо не бракуют, а "лечат" специальным клеем. Кроме того, из каждой партии (около 360 колес) произвольно выбирают три, из которых вырезают образцы для испытания механических свойств материала. Одно колесо из партии испытывается на косой удар (под углом 30° к горизонтали) падающим с определенной высоты грузом. Это имитирует удар о бордюрный камень или похожее препятствие. Важную роль играет шина - в соответствии с нормативными документами на колесо монтируют самую узкую из допускаемых для него шин. Еще одно испытание. Колесо вращается на специальном станке, имитирующем нагружение при повороте автомобиля, - к ободу и центральной части прикладывают соответствующие силы. После этого испытания колесо должно полностью сохранить первоначальную форму, не деформироваться. (Кстати, именно на этом станке колесо одного популярного зарубежного джипа сломали под нагрузкой, далеко не предельной.) Следующее испытание - на беговом барабане (фото 3). При нагрузке, превышающей номинальную в 2,5 раза, колесо обязано пробежать со скоростью 70 км/ч дистанцию в 2000 километров. На специальных установках проверяется и защитное покрытие колеса. Защитный лак обязан иметь максимальную адгезию с металлом. Вдобавок его свойства не должны ухудшиться при длительном (около 10 суток) воздействии соляного тумана или водяных паров (температура последних 120 С!) Толщину покрытия контролируют специальным индукционным прибором - без нарушения целостности слоя. К сведению любителей домашнего шиномонтажа - прочность лака не беспредельна. Впрочем, неумело работая монтажкой, можно и лак повредить, и борт шины порвать, и обод согнуть. Посему лучше пользоваться услугами хорошей шиномонтажной мастерской. Конечно, как и любое производство, здешнее имеет свои проблемы. Скажем, такая: как доставить готовую продукцию в Москву, а тем более в Германию? Огромное значение приобретает упаковка. Другая проблема - лакокрасочные материалы. Отечественные (из Питера) дешевле зарубежных, но малопригодны. Зарубежные очень дороги, зато покрытие - что надо!.. Вот и маневрируют заводские экономисты в поисках оптимального решения. Особая проблема - подготовка к производству любого нового колеса. Ведь мода переменчива - модель, которую охотно покупали год назад, сегодня никого не устраивает, тут конструктор и дизайнер должны действовать очень оперативно. Но пока пресс-формы для красноярцев делали за рубежом, проходило до полугода, и стоила каждая до 30 тысяч долларов. Вот и решено теперь делать пресс-формы здесь же, на "К&К"... Глядишь, и наши российские колеса ни в чем не будут уступать "ихним"!пропускают частицы размером более 2 мкм. Раз зацепившись за стенки цилиндров, металл поршней, колец, вкладышей, распредвала, шестерен и т. п., ФОРУМ создает в сопряженных парах надежное покрытие, благодаря которому резко снижаются силы трения. А отсюда все другие важные эффекты. Износ деталей в различных системах, механизмах, группах снижается в полтора и даже четыре раза. Заметим, что коэффициент трения уменьшается в двигателе в среднем на 17%. Если детали легче скользят одна по другой, значит, снижается вибрация механизмов на 2-8 дБ - двигатель работает гораздо тише, чем с маслом без добавки. ФОРУМ продлевает срок службы самого масла и снижает его расход на угар - ведь добавка способна еще и выравнивать поверхность, уменьшая зазор в изношенной цилиндро-поршневой группе, между клапанами и направляющими и т. п. Такая пленка надежно защищает металл от коррозии. Не так страшен теперь пуск двигателя в су-Рекламная публикакацияПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ФОРУМФторопласт-4 (он же - тефлон, политетрафторэтилен) - сравнительно новый материал - появился в 1938 году и уже тогда начал активно завоевывать сначала промышленность: электронную, ядерную, ракетную, потом перебрался на кухонные сковородки и теперь вплотную приблизился к автомобильному двигателю. Преимущества этого материала давно оценили и производственники, и домохозяйки он нейтрален к химическим и термическим воздействиям, стабилен в свойствах, за что его часто называют "органической платиной", и, главное, у него самый низкий коэффициент трения, примерно такой же, как в паре "мокрый лед по мокрому льду". ФОРУМ - аббревиатура фторорганического ультрадисперсного материала, основа которого - тот самый тефлон, призванный улучшить работу двигателей внутреннего сгорания и облегчить жизнь российских автомобилистов. Мы не оговорились, именно отечественных водителей, доходы которых не столь велики, как за рубежом. Там давно выпускают добавки к моторному и трансмиссионному маслам "Слик-50", OMI, содержащие политетрафторэтилен. Вот только цена небольшого флакона (350 мл) ни много ни мало 30 долларов. Такая покупка не всем по карману. Хотя цена вполне оправданна - технология получения фторопластового порошка (необходимого качества, конечно) очень сложна и трудоемка. Институту химии Российской Академии наук удалось получить порошок даже лучше зарубежного аналога совсем иным способом, а потому сделать ФОРУМ дешевым и доступным. Серьезная научная задача - получить частицы тефлона размером 0,4 мкм - была успешно решена нашими учеными, а авторское право защищено пятью патентами Российской Федерации. Для чего необходим такой мелкий порошок? Чтобы, во-первых, достичь высокой адгезии (свойство проникать в поверхность металла) и создать прочную рабочую пленку и, во-вторых, свободно проходить через фильтрующие шторки масляного фильтра. А они неровые морозы: покрытие не даст кольцам "задрать" цилиндры, коленчатому валу - провернуть вкладыши, пока густое масло доберется до них. Сам же пуск мотора теперь намного легче. Характеристики мотора после применения ФОРУМА если не улучшаются, то на долгое время остаются неизменными, будто консервируются. И еще. Услышав о чудодейственных свойствах какой-либо добавки к маслу, иной скептик даже не взглянет на упаковку: знаем, мол, таких не один десяток. По телевизору, радио говорят непрерывно, а эффекта ноль, а то и хуже. И будет прав. С ФОРУМом все обстоит иначе. Эту добавку давно и тщательно готовили в академических институтах, а не в какой-нибудь шарашкиной конторе. У нее строго фиксируемый состав, контролируемый современными ("тонкими") методами, в частности, с помощью ядерно-магнитного резонанса. ФОРУМ прошел множество испытаний и везде с реальным положительным эффектом. Авторы, в отличие от многих, не демонстрировали в рекламных акциях снимки ракет, танков, заявляя эффективность разработанного продукта в этих аппаратах военно-промышленного комплекса. Они исследовали добавку в специализированном НИИ, на Московском вертолетном заводе им. М. Л. Миля, АЗЛК и т. д. и всюду получили одобрение. Заметим, что ФОРУМ - единственный продукт из ряда добавок к маслам, который имеет разрешение серьезной организации - Межведомственной комиссии по допуску к производству и применению горюче-смазочных материалов для автомобильной техники. В составе комиссии автомобильные научно-исследовательские институты (ВНИИНП, НАМИ-ХИМ, НАТИ, НИИАТ и т. д.), автозаводы (ЗИЛ, ГАЗ, АЗЛК), предприятия по.производству двигателей, масел. К примеру, на АЗЛК провели полноценные стендовые 300-часовые испытания двигателя (равные 25-30 тысячам километров пробега) с добавкой ФОРУМа, которые подтвердили и установили то, о чем говорили выше. Приобрести добавку ФОРУМ можно в Торговом доме "За рулем" по адресу: Москва, Бакунинская, 72 (ст. м. "Бауманская"). Тел. магазина: 261-01-08, 261-06-03. Тел. представителей ФОРУМА (компания "Перпетуум Лтд.") - 248-18-25. ЗА РУЛЕМ 6/95 35