Есть на Каме несколько городков, в которых можно снимать фильмы по пьесам Островского, не разоряясь особо на декорации. Словно крепкие грибы-боровики, раскинулись по берегам реки купеческие дома. Не смогли их поколебать даже разрушительные революционные вихри. Оно и видно - строили на века. Один из таких городков стоит почти в устье Камы. Идешь по его центральным улицам и, хоть носят они имена вождей мировой революции, не покидает ощущение, что из дверей вот этого лабаза выйдет вальяжный господин в цилиндре, сядет в пролетку и бросит кучеру: "Трогай!" ... Вышедший из оных дверей господин и впрямь сочится вальяжностью, однако до цилиндра пока не дорос - на. нем кроенный из пестрых лоскутков фальшивый "Адидас", а вместо пролетки крутобокая "сотка" "Ауди". Иноземная "лошадка" лихо уносит седока по брусчатке прошлого века... Итак, Чистополь. Лет сто назад уездный город (второй по величине!) Казанской губернии. Возвращавшийся из ссылки Радищев записал в дневнике: "... Прошли город Чистополье, который снабжает страну хлебом". Город процветал. Тогдашние купцы исправно платили в казну за гильдейские свидетельства, за торговые патенты, аренду зданий и земли. Да и на общественные нужды не скупились. Благо42 ЗРЛМ 69 АУЕ /5получие строилось на расположении у могучей транспортной магистрали - реки. Почувствовав конкуренцию появившихся железных дорог, предприимчивые горожане рук не опустили - в местной думе была создана комиссия по строительству моста через Каму... Может, купцы и построили бы мост. И вложили бы немалые капиталы в промышленность (почему бы не автомобильную?). Но история распорядилась иначе. Моста этого нет до сих пор. От Казани до Чистополя 120 верст. Но переправа - паромная. Когда паром не ходит, а ледовый переход еще не готов или закрыт, то ехать приходится через Набережные Челны (там через реку перебираешься по плотине ГЭС), а это уже 400 километров. На последних выборах в Верховный Совет еще РСФСР тогдашний премьер-министр Татарстана М. Сабиров обещал местным избирателям мост, да силенок у суверенной республики на такой объект не хватило. Сейчас, правда, надежды вновь появились - дорога признана федеральной, российской и мост, соответственно, тоже. Сегодня Чистополь - далеко не второй город в Татарстане ни по значению, ни по размерам. Самая настоящая провинция. Именно в таких городах живет большая часть населения России. И жизнь эта от столичной весьма отлична. С первым - и весьма существенным - отличием мы столкнулись, едва въехав в город: на бензоколонке не было нето что очереди, а вовсе ни единой машины. Не оказалось и привычного объявления "Бензина нет". Правда, "93-й" выдавали только милиции и "Скорой помощи", но "76-м" редакционный "уазик" напился вдоволь. Отсутствие АИ-93 объясняется просто. В Чистополе нет железной дороги. Горючее на местную нефтебазу завозят танкерами по Каме. Емкости, как известно, не бездонны, так что к началу навигации запасы иссякают, с топливом начинаются перебои. На другой колонке (а в городе их всего две) ситуация повторилась. Открывать альтернативную АЗС или продавать топливо прямо с бензовоза здесь никому не приходит в голову на "официальных"-то операторы больше скучают. Хотя по количеству транспортных средств на душу населения маленький камский городок не уступает столицам - на 67 тысяч населения здесь около 20 тысяч единиц техники. Конечно, имеется в виду все, что движется посредством моторной тяги, - автобусы, грузовики, легковые машины, спецавтомобили. Весьма популярны мотоциклы, коих тут без малого 11 тысяч. Городок, в основном, одноэтажный, поэтому и площадь его немалая - свыше 160 гектаров. Из 209 километров улиц 123 - с твердым покрытием. Впервые попавший сюда автомобилист непременно отметит их жесткую прямоту. Справивший недавно двухсотлетие Чистополь строился в соответствии с архитектурными веяниями екатерининской эпохи - все "першпекты" и улицы пересекаются строго под прямыми углами. Тенденция эта сохранилась ив последующие годы. Кварталы получились маленькие, а перекрестков аж 151. "Затыкать" их светофорами вряд ли целесообразно. Здесь вполне обходятся десятком "светофорных объектов" в центральной части города. Новые экономические веяния наиболее серьезно отразились на автосервисе. Как рассказали местные автолюбители, совсем недавно станций техобслуживания, как и заправок, было всего две - по одной от "АвтоВАЗтехобслуживания" и "Татавтотехобслуживания". На них вечно не хватало запчастей и квалифицированных рабочих. Сейчас едва ли