77
78
r•M 1П Низ коллг'куггт з*"ТРАБАНТ-Р50' (ГДР)п[EUF4 Гараллельно с выпуском модели -Р70 (ЗР, 1995, № 4) на бывшем заводе "Ауди" в Цвиккау шла подготовка к производству новой переднеприводной машины с традиционным двухтактным двигателем и несущим кузовом. Ее спроектировало ЦКБ в Хемнице, там же, на бывшем моторном заводе "Ауто-Унион" сделали двигатели, узлы шасси - на бывшем заводе "Хорьх". Сборку вел "Ауди". Главным конструктором был В. Хауштайн, а позже - В. Орт. Пять опытных образцов -Р50 испытывались с октября 1956-го по июль 1957 года. Так называемая нулевая партия машин, которым дали имя "Трабант" ("Спутник"), вышла из ворот завода 7 ноября 1957-го, а непрерывное производство началось 10 июля 1958 года. Но еще раньше, в мае 1958 года, находившиеся в Цвиккау заводы "Ауди" и "Хорьх", располагавшиеся на разных сторонах одной и той же улицы, слились в одно предприятие - "Заксенринг". Несущий кузов "Трабанта-Р50" был сварен из стальных штамповок, а все навесные наружные панели (не входившие в силовую схему кузова) изготовлялись из дуропласта, как на модели -Р70. Двигатель (двухтактный, воздушного охлаждения) располагался поперек кузова, вне колесной базы. Все четыре колеса подвешивались к кузову независимо, передние - на поперечных рессорах. Реечный рулевой механизм размещался позади нижних рычагов передней подвески: таким образом его тяги и корпус находились в безопасной от повреждений зоне. Автомобиль, как показал опыт эксплуатации, получился не1НПЕ"\JПприхотливым, простым в ремонте и довольно долговечным. В моторизации ГДР он сыграл весьма заметную роль, пользовался немалой популярностью и пережил несколько модернизаций. Первая наступила весной 1960 года и сопровождалась повышением мощности мотора с 18 до 20 л. с. - результат перехода на алюминиевые ребра цилиндров (чугунными остались лишь гильзы), новые карбюратор и выпускную систему. В дальнейшем все четыре передачи получили синхронизаторы, причем высшую стали оборудовать муфтой свободного хода. К 1961 году наряду с седаном в производственную программу "Заксенринга" вошли универсал и фургон. С 1962 года рабочий объем двигателя увеличили до 594 см 3 , а с 1964-го модернизировали внешнее оформление машины. Эта модификация стала называться -Р60, а позже -Р601. За шесть лет было изготовлено 131 495 автомобилей модели Р50, техническая характеристика и изображение которой соответствуют 1960 году. Годы выпуска -1957-1962; количество мест - 4; двигатель: количество цилиндров - 2, рабочий объем - 499 см 3 , мощность - 20 л. с/15 кВт при 3900 об/мин; количество передач - 4; главная передача - цилиндрические шестерни; размер шин - 5,20-13; длина - 3361 мм; ширина 1493 мм; высота - 1460 мм; колесная база - 2020 мм; колея колес: передних -1200 мм, задних -1240 мм; масса в снаряженном состоянии - 620 кг; наибольшая скорость 100 км/ч; время разгона с места до 80 км/ч - 31 с; эксплуатационный расход топлива - 6-8,5 л/100 км.м-ffe_V т&з щблл&щът "ЗА рулваеJж ш ж'tis "халлв'Щ.'гт "з*ш_JГгПГР=А."ДКВ-ЮНИОР" (Германия)ЕЛЕ!c73.3tit*<z7<Ш514J.Один из заводов объединения "Ауто-Унион", куда входила фирма ДКВ, остался в Западной Германии и продолжал выпускать переднеприводные малолитражки ДКВ с двухтактными двигателями водяного охлаждения. Новая малая модель под названием "Юниор" поставлена на производство заводом ДКВ в Ингольштадте в 1959 году, а опытные образцы испытывались в 1957-м, поэтому ее можно считать современницей и соперницей (один и тот же класс) 'Трабанта". Между тем различий у них много. Силовой агрегат на "Юниоре" располагался вдоль кузова, и двигатель как бы "висел" вне колесной базы. Циркуляция охлаждающей жидкости шла по термосифонному принципу. Смазка двигателя - не смесью бензина с маслом, а раздельная, как на четырехтактных моторах, появилась осенью 1961 года. Шарниры равных угловых скоростей у ДКВ, как иу "Трабанта", развивали конструкцию, предложенную еще до войны инженером ДКВ Юнгом. Кузов стальной, не несущий. Все нагрузки воспринимала рама. Передние колеса подвешены независимо на продольных торсионах, а тормозные барабаны располагались не внутри передних колес, а около главной передачи. В целом автомобиль и внешне, и по многим техническим решениям оказался впереди "Трабанта". Наличие рамы и большая длина сделали его на 60 кг тяжелее -Р50. Масштабы производства "ДКВ-Юниор" были по тем временам довольно большими - сто тысяч в год, но у себя на родине этой модели не довелось сыграть роль "Трабанта". Фирма пыталась удержаться на рынке. Она внедрила полуавтоматическое сцепление "Саксомат", с осени 1961 года увеличила рабочий объем и крутящий момент двигателя. Она одной из первых в Европе применила на "Юниоре" такие элементы безопасности, как мягкую обивку панели приборов и утопленную ступицу рулевого колеса, более того, наряду с базовым кузовом "седан" стала выпускать машины с кузовом "купе", а также в комплектации "Де Люкс". Но модели такого класса сверхмалые и сверхдешевые, с невысокими скоростными показателями - к 1962 году в Германии уже пережили свой час пик: несмотря на прогрессивную конструкцию, они уже не имели хорошего сбыта. Годы выпуска - 1959-1964; количество мест - 4; двигатель: количество цилиндров - 3, рабочий объем - 741 см 3 , мощность - 34 л. с/25 кВт при 4300 об/мин; количество передач - 4; главная передача - конические шестерни; шины - 5,20-12; длина - 3965 мм; ширина - 1580 мм; высота - 1400 мм; колесная база - 2175 мм; колея колес: передних - 1180 мм, задних - 1200 мм; масса в снаряженном состоянии - 680 кг; наибольшая скорость - 115 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 30,5 с; эксплуатационный расход топлива 7,3-8,5 л/100 км. ЭЛЕ!ЁШ1Л113 тзмлгя&ргеи пз* руигмЕЛЕ]1^ш