75
76
•портНесколько лет упорной работы. Чего ради? На внутренних трассах у машины Котелло сейчас нет достойных конкурентов. Подтверждение тому - "золото" чемпионата страны. За рубежом возможности уникального автомобиля не столь заметны. "К сожалению, как ни старайся, из "Лады" "Ауди" не сделаешь, - признается Котелло. - У соперников моторы в три раза сильнее. Если гонка у них сложилась, нет поломок и аварий, то я не займу место выше четвертогопятого. Это объективные возможности, и диктуются они техническим уровнем машины". Однако машиной управляет человек. Бывают коварные трассы, плохие погодные условия, когда мощность двигателя как бы отступает на второй план, а на первый выходит мастерство спортсмена. Тогда начинается праздник на "нашей улице", тогда ветераны европейского автокросса с особой опаской поглядывают на российскую команду - этим парням палец в рот не клади. "Самара" Котелло неоднократно оставляла позади себя знаменитые "лянчидельта-интеграле", "форды", "порше", "фольксвагены". Любопытно, что один из немецких спортсменов повторил конструкцию Котелло. В свой "Фольксваген" он тоже воткнул двигатель продольно и оборудовал его похожей трансмиссией. Это принесло его хозяину успех, и он долго благодарил Бориса за удачную техническую идею. "Обязательно напиши, - говорит Котелло, - что третье место на чемпионате Европы, скорее, случайность, чем закономерность. Мне весь сезон удивительно везло - удачное стечение обстоятельств. А спорт есть спорт - сегодня ты третий, завтра седьмой или десятый, а по существу, где-то посередине". Ничего не поделаешь, гонщик ВАЗа обязан выступать на машине родного завода. Конечно, можно сменить место работы, пересесть за руль иномарки или, махнув рукой, бросить спорт и уйти в коммерцию. Иные так и поступают. Но кто-то по-прежнему тянет лямку - поддерживает престиж нашей "Лады". Борис Котелло - один из них. Он считает, что его автомобиль еще далек от совершенства и есть еще над чем работать. Может быть. Но в одном ошибается гонщик - бронзовая медаль не случайность. Судьба одаривает наградами в спорте лишь самых трудолюбивых и упорных. Подтверждение тому - успешное выступление Бориса в начале нынешнего сезона. На одном из этапов открытого чемпионата Германии по автокроссу он финишировал вторым. В. КРЮЧКОВ Фото автораЖители Соединенных Штатов считают свою страну самой богатой и сильной, горы - самыми высокими, пустыни - самыми безводными, морозы - самыми лютыми. В еще большей степени это относится к автомобилям: американские самые большие и мощные, самые красивые и, разумеется, самые быстрые. Напрасный труд доказывать жителю Чикаго или Сан-Франциско, что автогонки придумали французы - вам все равно не поверят. И уж вовсе засмеют, если вздумаете называть королевой автоспорта формулу 1. Ведь любой ребенок от Майами до Сиэтла и от Нью-Йорка до Лос-Анджелеса знает, что самый старый и популярный в мире чемпионат самых быстрых в мире гоночных автомобилей - это гонки "индикаров". И не спешите спорить, все сказанное - истинная правда. Самый старый, ибо первый чемпионат Американской автомобильной ассоциации (AAA) был проведен в 1916 году, за 34 года до того, как формула 1 вступила в свой первый сезон. Самый популярный, ибо на одну только главную гонку года, "Инди500" приходит до полумиллиона (!) зрителей. Что составляет почти треть от всех болельщиков мирового первенства Ф1. Общая же посещаемость чемпионата еще в 1990 году перевалила за три миллиона и продолжает неуклонно расти. А что касается скорости, рекорд трека "Мичиган Интернэшнл Рэйсуэй" в Бруклине составляет 376,155 км/ч. И это средняя скорость прохождения круга, на прямых "индикары" мчатся 400 км/ч и выше. А предельная цифра для лучшей "формулы" - 350 км/ч. Как видите, первенство "индикаров" вполне можно назвать старшим братом формулы 1. Однако до недавнего времени этого "братца", кроме как у него на родине, в Штатах, мало кто знал. Тому есть множество причин, назовем лишь две из них. Первая - географическая. Европейским пилотам и автозаводам всегда было достаточно накладно участвовать в заокеанских гонках. Вторая причина, так сказать, политическая. Американцы - ярые поборники сво-Английская фирма "Рейнард" лишь в прошлом году занялась производством шасси для "индикаров". И в первой же гонке Майкл Андретти добился успеха. Чтобы вместить невероятное - до полумиллиона - количество зрителей, трибуны в Индианаполисе (на верхнем фото) пришлось построить даже внутри трека. боды, причем не абстрактной в виде "осознанной необходимости", а совершенно конкретной. А потому вот уже более 90 лет они ни в какую не желают признавать верховной власти Международной автомобильной федерации (ФИА). Никто не может запретить американцу организовать собственную федерацию, придумать свои правила. Поэтому в США множество клубов, комитетов, ассоциаций, которые проводят собственные соревнования. Гонки же "индикаров" находятся в ведении "CART Инкорпорейтед". Название фирмы переводится как "чемпионат автогоночных коЗА РУЛЕМ 6/9575 манд", а официальное наименование первенства - Всемирная серия PPG Инди Кар. Внешне эти гонки почти неотличимы от формулы 1. И автомобили похожи как две капли воды. Лишь внимательно приглядевшись, можно заметить, что "индикары" более массивны ив то же время более стремительны по сравнению с немного субтильными, "нежными" машинами Ф1. Основные размеры в пределах 4826-4953 мм (длина), до 1994 мм (ширина), до 813 мм (высота) и не менее 2438 мм (база). Как вы догадались, размеры пересчитаны из дюймовых. С маслом и водой, но без топлива (которым, в отличие от Ф1, служит не бензин, а метиловый спирт) "индикар" должен весить минимум 703,7 кг, что почти на двести килограммов тяжелее "формулы" образца прошлого года. Стоит такая "тележка" до полумиллиона долларов. Немаловажное отличие от младшего брата таится в конструкции кузова. В стремлении снизить стоимость автомобиля американцы ограничили применение углепластика. Его можно использовать только в сочетании с алюминиевыми "сотами" или стеклопластиком. Та же цель - всемерно снизить расходы участников - лежала в основе технических требований к двигателю. Мотор с числом цилиндров не более восьми и верхними распределительными валами может иметь рабочий объем до 2650 см 3 . А конструкция, базирующаяся на серийном блоке, с нижним распредвалом и приводом клапанов толкаю-Элкарт-Лейке, "Портленд Интернэшнл Рэйсуэй" в Орегоне, гонки "индикаров" проходят на временных трассах, сооружаемых на два-три дня прямо на улицах австралийского Серфиз-Парадайс, канадских Ванкувера и Торонто, американских Майами, Лонг-Бич и Детройта. .В формуле 1 такая гонка только одна - Гран-при Монако. Но главная особенность CART - треки. Длиной от одной до двух с половиной миль (1,609-4,022 км), "овалы", "спидвей" или "супер-спидвей" в Назарете, Финиксе, Бруклине, Индианаполисе, Лаудоне, Вест Аллисе Три поколения пилотов Всемирной серии (слева направо): 32-летний экс-пилот Ф1 Маурицио Гужельмин, 24-летняя "сверхновая звезда" Жак Вильнев и 42-летний трехкратный чемпион CART Бобби Рейхол.-^Спортгоночных команд. Их хозяева в большинстве своем - взять к примеру Роджера Пенске, Энтони Джозефа Фойта, Дика Саймона, Чипа Ганасси, Джима Холла, Тони Беттенхаузена - сами в прошлом пилоты. А некоторые, как Бобби Рейхол, являются играющими совладельцами. Именно они приглашают гонщиков и они же получают прибыль. Естественно, что этим людям финансовое здоровье чемпионата гораздо ближе, нежели чиновникам федерации. Вот почему в гонках "индикаров" столь редки скандалы, которые периодически сотрясают формулу 1, вот почему так редко меняются там техтребования, вот почему за победу во Всемирной серии борются до дюжины пилотов чуть не из десятка команд. Гонщики CART - вообще особая статья. Кого здесь только не увидишь! Старейшина пилотского корпуса - двукратный чемпион мира в Ф1 48-летний бразилец Эмерсон Фиттипальди и его 24-летний племянник Кристиан - экс-чемпион формулы 3000 и экс-пилот формулы 1. Дети великих родителей Майкл Андретти и Ал Анзер-младший, чемпион и двукратный чемпион CART 42-летний трехкратный победитель первенства Бобби Рейхол и не прижившиеся в формуле 1 Тео Фаби, Стефан Юханссон, Рауль Боэзел, Дэнни Салливэн, Роберто Гереро, Элисео Салазар, Кристиан Даннер, Алессандро Дзампедри, Эдди Чивер. Пилоты, которые из-за отсутствия спонсоров или по каким-то другим причинам и мечтать не могли о формуле 1, добиваются здесь порой впечатляющих результатов - таковы Ари Линдик, Скотт Гудьир, Джимми Вассер, Скотт Пруэтт. Наконец, "молодые горячие американские парни", которые того и гляди отодвинут старую гвардию - такие, как 26-летние Робби Гордон и Пол Трейси, 24-летний Брайан Херта и 23летний Жак Вильнев, сын погибшего 13 лет назад легендарного канадского пилота Ф1 Жиля Вильнева "Всемирная серия PPG Инди Кар, - сказал недавно Эмерсон Фиттипапьди, - и по накалу борьбы, и по составу, и по количеству молодых перспективных ребят и равных команд - сейчас лучшая гоночная серия в мире. Причем год от года она прогрессирует". Итак, старший брат на глазах становится все моложе и сильнее - и в переносном, и даже в прямом смысле. Подтверждение тому - этапы не только в США, но ив Австралии, Канаде, сотни журналистов из полутора десятков стран, приезжающих на каждый этап. В 130 странах телезрители могут наблюдать гонки "индикаров". С нынешнего года к ним присоединятся телеболельщики России - благодаря каналу НТВ. Не исключено, что через пару лет у старшего брата поклонников будет больше, нежели у младшего. И не только в Америке. А. МЕЛЬНИК, зам. главного редактора журнала "Автомотоспорт"Дозаправка и смена шин - один из важнейших тактических элементов в гонках "индикаров". щими штангами - до 3430 см 3 . Турбонаддув, в отличие опять же от Ф1, разрешен, но его давление ограничено специальной шайбой. Такие моторы стоят от 39 до 148 тысяч долларов, располагают мощностью от 700 до 850 л. с.(есть и еще мощнее) и позволяют "индикарам" разгоняться с места до 96,5 км/ч за 2,2 секунды, до 161 км/ч - за 4,2 с. Чуть больше отличий от чемпионата мира в трассах, где проводятся этапы Всемирной серии. Наряду с привычными нашим поклонникам формулы 1 автодромами, такими, как "Лагуна Сека Рэйсуэй" в калифорнийском Монтерее, "Мид-Огайо Спорте Кар Коре" в Лексингтоне, "Роуд Америка" в 76 ЗА РУЛЕМ 6/95служат главной приманкой для американских болельщиков. Длинные прямые и профилированные виражи позволяют пилотам достигать громадных средних скоростей. К тому же вся борьба между тремя десятками автомобилей происходит на глазах зрителей, за любимым пилотом можно следить на протяжении всей дистанции. Но каковы бы ни были технические отличия между американским и европейским гоночными братьями, основная разница - в организации обоих чемпионатов. Хозяин формулы 1 - Международная федерация, ее чиновники диктуют правила, выдают суперлицензии пилотам и аккредитацию журналистам. ФИА в первую очередь и получает прибыль от телетрансляций и рекламы. А чемпионатом CART управляют владельцы