ки в салоне, - потолок. Если его обивка мягкая - "кожзам с дырочками", его хорошо чистят те же средства, что и пластиковые панели. С цельноформованным потолком "жигулей" и "москвичей" сложнее - они могут потребовать пятновыводителей и специальных средств для чистки обивочных материалов. В заключение еще один аргумент в пользу специальных чистящих средств. Скептики считают, что обработка салона довольно дорогими препаратами оправдана только перед продажей машины. Но ездить в чистой машине доставляет радость и вам и пассажирам. Не так ли? А на удовольствие можно и потратиться. Препараты фирмы "Turtle Wax" можно приобрести в Торговом доме "За рулем" по адресу: Москва, Бакунинская ул., 72. Тел. 261-71-81.КАРБЮРАТОРЫ "МОСКВИЧЕЙ"Почему двигатель "Москвича-21412" комплектуется разными карбюраторами, чем они различаются и как заменить один другим? На эти и другие вопросы читателей отвечают специалисты АЗЛК Ю. БУНЗУЛЬЯН и А. КУДРЯВЦЕВ. Все карбюраторы для двигателей 331.10 выпускает Димитровградский автоагрегатный завод (ДААЗ), смежник ВАЗа. Сначала на "Москвич-21412" устанавливали карбюратор модели 210411107010. Прототипом его служил карбюратор 21051-1107010 для "вазовских" моторов объемом 1,3 литра. Выбор именно этой модификации карбюратора "Солекс" (его производство к тому времени было освоено на ДААЗе) объясняется тем, что размерность его проточной части (больших диффузоров и смесительных камер) наиболее близка к требуемой для двигателя модели 331 рабочим объемом 1,5 литра. Кроме того, наличие в его конструкции системы "экономайзер мощностных режимов" позволило сделать регулировку более гибкой, обеспечивающей работу двигателя, спроектированного под бедные смеси. Адаптация этого карбюратора заключалась в основном в подборе дозирующих элементов всех систем без внесения существенных изменений в его конструкцию. Это диктовал ДААЗ, который не мог изменять технологию изготовления карбюратора, особенно сборки на автоматических линиях. В результате доводочных работ бы58 ЗА РУЛЕМ 6/95ла подобрана регулировка карбюратора, основные контролируемые параметры которой приведены в табл. 1. Для отключения подачи топлива на принудительном холостом ходу с карбюратором применяется электронный блок управления (БУ) модели 50.3761 с порогами срабатывания 1900 и 2100 об/мин. Как показали испытания, а затем и эксплуатация на автомобиле, этот карбюратор обеспечивает мощностные и экономические характеристики, предусмотренные ТУ на двигатель 331.10. Он обеспечивает также удовлетворительные ездовые качества автомобиля, надежный пуск при отрицательных температурах и гарантирует выполнение норм ГОСТа и ОСТа по токсичности отработавших газов. Эта модель сохранялась до конца 1990 года, когда из-за нехватки карбюраторов типа "Солекс" для автомобилей ВАЗ АЗЛК вынужден был вернуться к модели 2140-1107010 типа "Озон", которым ранее комплектовали двигатель 412. При этом в его конструкцию и регулировки пришлось вносить изменения. Сделали это в два этапа. На первом карбюратор только адаптировали: он получил номер 2140-1107010-40 и отличался от 2140-1107010 только размерами дозирующих элементов (см. табл. 1) и приводом дроссельной заслонки II камеры - пневматический был заменен механическим. В переходную систему I камеры (рис. а) введен дополнительный эмульсионный жиклер 13. Он позволил, с одной стороны, обеспечить необходимыйсостав смеси в зоне действия переходных отверстий 14, а с другой - сохранить необходимый запас обогащения смеси винтом качества 10, что нужно для работы двигателей разной степени обкатанности на режиме холостого хода. Второй этап модернизации был осуществлен в 1992 году с началом выпуска модели 2140-1107010-50. Появление ее позволило максимально унифицировать конструкцию карбюраторов для автомобилей АЗЛК и ИЖ, а также устранить недостатки, выявленные при эксплуатации 21401107040-40. В его конструкцию были внесены следующие изменения (рис. б): жиклер холостого хода 8 для облегчения обслуживания при эксплуатации вынесли наружу; из системы холостого хода исключен перепускной жиклер 12 и эмульсионный жиклер 13 (см. рис. а). Принципиальные отличия конструкции датчика положения дросселя I камеры карбюраторов типа "Солекс" и "Озон" потребовали замены блока управления 50.3761 системы ЭПХХ на блок 502.3761 с порогами срабатывания 1240 и 1500 об/мин. Кроме того, дополнительно введен трехходовой электромагнитный клапан (21401127710) со шлангами, соединяющими его с впускной трубой и карбюратором. Применение клапана и другого блока управления потребовало кое-что изменить в электропроводке автомобиля. Кроме того, стала иной и длина тросов управления дроссельной и воздушной заслонок (табл. 2). И это еще не все. Шпильки крепления Таблица 1Параметры карбюраторов ДААЗ для двигателей УЗАМ моделей 331.10 и 3317~~~~----______Двигатель, карбюратор Параметры ~~ -__^__^ 21041 Двигатель 331.10 2140-40 2140-50 Двигатель 3317 2140-70Диаметр диффузора/диаметр смесительной камеры, мм: I камера II камера Маркировка жиклеров: главный топливный I камеры II камеры главный воздушный I камеры II камеры топливный хол. хода I камеры I! камеры воздушный хол. хода I камеры II камеры топливный ускор. насоса I камеры II камеры перепускной ускор. насоса топливный эконостата воздушный эконостата эмульсионный эконостата демпфирующий пуск, устройства байпасный хол. хода экономайзера мощностных режимов Пусковые зазоры, мм: воздушной заслонки дроссельной заслонки Производительность ускорит, насоса, с м3 2,2+0,2 4,0±0,25 1,6...1,7 14,25...23,75 23/32 23/32 22/28 25/32 22/28 25/32 22/28 25/3295 95160 ZD 100 ZC38 80 150 150 35 40 70109 140 170 150 60 75 150 70 50109 140 170 150 50 75 170 70 5030 120 140 120 70112 150 170 170 50 75 140 70 5030 120 140 120 70;60-120 190 150 70 55----:'^'~ ".-'С3,0±0,25 1,6...1,7 9Д..15.03,0+0,25 1,6...1,7 9,0...15,01,6-