Котелло Борис, 21.10.1958, водитель-испытатель сборочно-кузовного производства ВАЗа, мастер спорта международного класса. Чемпион СССР по автокроссу 1985, 1989, серебряный призер 1990, бронзовый - 1986. Чемпион России 1994. серебряный призер 1993. В составе сборной команды страны стал серебряным призером командного чемпионата Европы 1990,1992. Бронзовый призер чемпионата Европы 1994.И ТЯЖЕЛА ЖЕ "БРОНЗА"Впервые за всю историю чемпионата Европы по автокроссу на пьедестал почета поднялся российский гонщик, выступавший на отечественном автомобиле. Д остижениепринадлежит спортсмену ВАЗа Борису Котелло. Сегодня наш рассказ о нем, о его трудном пути к медали. Чемпионат Европы по автокроссу это не формула 1и не первенство мира по ралли. Внимание богатых спонсоров к нему несравненно меньше и соответственно меньше бюджеты команд-участниц. Однако, несмотря на всеобщую "бедность", на кроссовых трассах соперничают мощные полноприводные машины с рабочим объемом двигателя до 3500 см 3 - технические требования допускают это. Например, "Ауди-купе-82" чемпиона Европы немца Рольфа Фолланда развивает 550 л. с. Что же в состоянии противопоставить зарубежным монстрам "фирменный" гонщик Волжского автозавода? И вообще, можно ли превратить переднеприводную "Самару" с полуторалитровым мотором в конкурентоспособную спортивную машину для европейского первенства? Послушаем Бориса Котелло: "Пожалуй, сегодня от стандартной "восьмерки" в моей остались лишь эмблемы и ветровое стекло. Все остальное пришлось делать заново, самому". Действительно, Борису удалось создать нечто совершенно уникальное. Его автомобиль напоминает обычную "Самару" только внешне. Крылья, наружные панели дверей, капот - алюминиевые. Всюду, где это возможно, установлены кузовные детали толщиной всего 0,5 мм. Почти фольга. Стекла - лишь впереди и на двери водителя, остальное - легкий плексиглас. Это далеко не полный перечень того, что сделал Борис, чтобы снизить вес машины. Силовой элемент - каркас безопасности из труб. Кажется, убери его, и автомобиль прогнется под собственной тяжестью. А результат? Полная масса машины - 860 кг против 900 у стандартной. Стоило ли огород городить? "Нужно было компенсировать увеличение массы трансмиссии, подвески и элементов крепления двигателя", - поясняет Котелло. Конечно, нужно - ведь все эти узлы тоже полностью самодельные! Силовой агрегат, в основе которого блок от ВАЗ-2106, - совместный проект Бориса 74 ЗА РУЛЕМ 6/95 и опытного моториста Виктора Пятых. Рабочий объем двигателя - 1995 см3 , мощность - свыше 180 л. с. Он установлен на сварном подрамнике продольно и сдвинут вперед вплотную к бамперу. Да и радиатор переместился на новое место - расположен над мотором горизонтально! О кулачковой прямозубой коробке передач Котелло говорит: "Моя гордость, не зря потратил время. Выручает на старте - пока соперники переключаются с первой на вторую, я успеваю "нащелкать" до высшей". О своей машине гонщик готов рассказывать часами. Как разработал полноприводную трансмиссию, подбирал материал для шарниров равных угловых скоростей, налаживал редуктор. Что ж, его самодельный автомобиль заслужил это. Вот уже три года вместе с владельцем он кочует с одной европейской трассы на другую и не в аутсайдерах - даже "Ауди" Фолланда случалось оставлять позади. Один сезон целиком ушел на устранена деле? Котелло садится за руль "авиашки", механик цепляет к ней прицеп со спортивной машиной - и в путь по дорогам России, дальнего и ближнего зарубежья. Очереди на таможнях, дефицит горючего, питание где придется, ночевка в кабине все прелести походной жизни. Гостиница непозволительная роскошь. Спонсоров нет, денег в обрез, а значит, нужно экономить, чтобы хватило на весь сезон. Да и откуда им взяться? Термин "сборная страны" давно канул в Лету. В бюджет команды спортивные функционеры из центра не вложили ни рубля. Бремя расходов несет на своих плечах тольяттинский СТК "Лада" - в прошлом республиканский спортивнотехнический клуб. Меценаты, проснитесь! Вы прозевали "бронзу" европейской пробы. Вложите в кросс цену дешевого автомобиля, чуть больше 10 тысяч долларов, и вашу рекламу сильнейшие спортсмены России с весны до осени провезут по Италии, Германии, Австрии, Португалии. ние "детских болезней" - доводку. В формуле 1 новый болид "учит ездить" мощная команда специалистов-техников, оснащенных великолепным инструментом, компьютерами, запасными узлами. У нас иначе кто машиной управляет, тот и гайки крутит. В дальних странствиях Борису помогает только механик - Виктор Порфирьевич Макаров. "Не забудь упомянуть Порфирыча, - напоминает мне гонщик, - пять лет работаем вместе, я без него далеко не уеду - золотые руки". Поверьте, у самого Котелло руки из того же материала. Вдвоем они и управляются с любым ремонтом: и "боевого коня" в строй вернут, и техничку - дизельный фургончик "Авиа" - восстановят. Команда ВАЗа выезжает на этап чемпионата Европы. Звучит вроде бы! А как