опыт эксплуатации.ВАЗ-21099Редакционные автомобили редко стоят "на приколе". Вот и "девяносто девятая" за год проехала 30 тысяч километров - в два раза больше, чем у обычного среднестатистического владельца. О состоянии машины с трехлетним стажем работы и 80 тысячами на спидометре рассказывает А. ЧУЙКИН. Сравнивая нашу "девяносто девятую" с ее собратьями, убеждаешься, что по нынешнему состоянию она не выбивается из общего ряда "самар" с таким же пробегом. Попробуем оценить состояние агрегатов, делая акцент на неисправностях последних 30 тысяч километров после предыдущего отчета об испытаниях (ЗР, 1994, № 7). Двигатель. В прекрасном состоянии. Сохранил резвость, да и аппетитом не отличается: масло между ТО доливать не приходится, расход бензина укладывается в эксплуатационную норму для города - 9 л/100 км. Кому-то и эта цифра может показаться высокой - но наша "Самара" часто везет 300 килограммов и даже больше, движение в Москве очень напряженное, претензий к двигателю здесь нет. Как и все моторы ВАЗ-2108, -21081, 21083, наш нельзя назвать "чистюлей" из-под крышки маслозаливной горловины, корпуса датчика-распределителя, клапанной крышки понемногу сочится масло. "Потеет" двигатель и "Тосолом" - по соединениям шлангов и патрубков. Правда, расход эксплуатационных материалов при этом, можно сказать, в норме, но за 15 тысяч километров, от одного технического обслуживания до другого, мотор снаружи настолько загрязняется, что его уже хочется мыть. Это мы и делаем, поддерживая опрятный вид двигателя. На 73-й тысяче заменили почти всю систему выпуска отработавших газов то, что расположено под днищем автомобиля, не выдержало зимних соляных ванн. Из старых деталей оставили только выпускной коллектор и приемную трубу.На нашей "девяносто девятой" три года оказались предельным сроком службы сразу нескольких резиновых деталей. К 75-й тысяче появились легкие стуки в рулевом управлении. Поиски привели к внутреннему наконечнику правой рулевой тяги, который ощутимо "играл" на болте, крепящем его к рейке. Виновата оказалась "резинка" - изношенный резинометаллический шарнир внутри наконечника. А еще раньше, зимой, на 65-й тысяче километров порвался гофрированный защитный чехол на рейке рулевого механизма. О других вышедших из строя резиновых деталях речь пойдет ниже. Электрооборудование доставило немало хлопот, впрочем, большую часть спровоцировали мы сами. Напомню, именно на "девяносто девятой" мы отправились в рейд по станциям технического обслуживания (см. ЗР, 1994, № 11). "Мастера" сервиса неоднократно снимали провода со свечей на работающем двигателе, проверяя их "на искру". Делать этого ни в коем случае нельзя - легко повредить датчик Холла (см. ЗР, 1995, № 4). А мы "с чем боролись - на то и напоролись": нежный датчик "сервисмены" успешно спалили. Думаем, это свидетельство недостаточной надежности и защищенности "от дурака" бесконтактных систем зажигания. Они требуют аккуратного обращения и хотя бы минимальной теоретической подкованности. Помните это! Наша "девяносто девятая" - с новой приборной панелью ис некоторыми новшествами в системе электрооборудования. Так, в монтажном блоке установлено реле контроля исправности ламп. При выходе из строя какой-либо лампы световой сигнализации реле сообщает об этом водителю, зажигая контрольную лампочку на панели приборов. Однажды это случилось у нас - не загорался правый стоп-сигнал. Внутри заднего фонаря было мокро, а на печатной плате образовалась токопроводящая дорожка между выводами стоп-сигнала и "массы". Лампу даже не пришлось заменять, но когда плату почистили, огонек на щитке приборов все горел. Это реле контроля исправности ламп приказало долго жить - даже снаружи на пластмассовом корпусе были видны следы неполадок - внутри сгорела одна из катушек. Реле мы удалили, а, чтобы световая сигнализация работала как должно, в гнезде для ножек реле в монтажном блоке установили перемычки. Соединять между собой надо гнезда 1-7-8, 3-4 и 9-10-11. Кузов не ржавеет, подтверждая репутацию ВАЗ-2108, -2109, -21099 как довольно стойкого к коррозии автомобиля. Конечно, здесь играет роль заводское цинкрометаллическое покрытие наиболее подверженных коррозии деталей - внутренней поверхности передних крыльев, рамки радиатора, поперечин пола. Кроме того, "самары" на заводе грунтуют самым прогрессивным - катафорезным методом, обеспечивающим большую коррозионную стойкость, чем обычно применяемый анафорезный. Наша "девяносто девятая" к тому же защищена по полной антикоррозионной программе - пластиковые щитки под крылья, обработка составом "Раст Стоп". Так что даже сырая московская зима и сдобренные солью дороги не оставили на автомобиле заметных следов. А кузовные "резинки" состарились уплотнители стекол дверей уже рвутся. Стала заметной нестыковка заднего стекла и кузова. В правом верхнем углу проема, между металлом и резиновым уплотнителем появляется щель, которую приходится устранять легким постукиванием по стеклу. Хочется верить, что геометрия кузова не изменилась, а просто резина перестала плотно удерживать стекло в проеме, и оно временами выскакивает. Впрочем, это определенно свидетельствует о несовпадении размеров и форм стекла и проема. Совсем недавно обнаружили, что ковровое покрытие пола влажное, причем пропитано оно не водой, а "Тосолом". Очевидно, потек краник радиатора отопителя. Ковер удалось просушить, оставив автомобиль на денек с открытыми дверями. Пока падение уровня охлаждающей жидкости не отмечено и под ногами сухо - с ремонтом можно повременить, но не до осенних холодов. Вот, пожалуй, и все, что пришлось сделать на нашей "девяносто девятой", помимо регламентных работ. Много это или мало? Скорее, нормально для "Самары" с пробегом 80 тысяч километров. ЗА РУЛЕМ 6/95 25