-щр.——Своими силамиМЕНЯЕМ ШАРОВУЮ ОПОРУ У"ВАЗОВСКИХ" ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫХ*, Эту операцию необходимо выполнять, когда износились детали опоры (вкладыши, палец, корпус), порвался или отслоился резиновый чехол. Бывает, но очень редко, гнется или ломается палец. Определить неисправную опору несложно - по характерному стуку низкой частоты в передней части машины. Он появляется, если переднее колесо попадает в яму или наезжает на бугор, при движении по неровной дороге, переезде трамвайных путей или съезде с бордюра. В опоре образуется люфт, из-за которого и возникает стук. Зазор в опоре можно определить на месте, если вывесить колесо и монтировкой отодвигать рычаг от амортизационной стойки. Если при осмотре обнаружите, что порван чехол, ждать появления стука не следует - сразу меняйте. В этом случае можно надеяться, что сама опора еще вполне пригодна. Осмотр чехлов следует проводить регулярно, особенно после поездок по трудным дорогам, к примеру, по заросшему кустарником проезду, по глубокой колее. Для работы специнструмент не потребуется, хотя съемник опор иметь желательно. Вывешиваем и снимаем переднее колесо. Автомобиль ставим на подставку. Очищаем от фязи металлической щеткой резьбовую часть пальца шаровой опоры, смачиваем это место проникающей жидкостью - специальной, тормозной или керосином (фото 1). Накидным ключом "на 17" отворачиваем гайку, крепящую опору к рычагу подвески (фото 2). Накидным ключом или головкой "на 13" отворачиваем два болта, притягивающих опору к поворотному кулаку (фото 3). Это - ответственная операция, требующая осторожности и аккуратности. Резьбовые отверстия в кулаке несквозные. Если оторвать головку приржавевшего болта, придется его высверливать. Хорошо, когда это удается сделать. Иначе нужно искать новый поворотный кулак. Чтобы избежать этих неприятностей, поступают так. Если отмеченный болт не отворачивается, его пробуют вначале завернуть, потом отвернуть, повторяя это несколько раз. В случаях, когда это не помогает, наносят несколько чувствительных ударов по головке болта, чтобы осадить резьбу. Если и это не дает результата, прибегают к газовой горелке - нагревают место, где ввернут болт. Сдвигаем опору с посадочного места, для чего вставляем монтировку между рычагом и стабилизатором, перемещаем рычаг с опорой вниз (фото 4). Аккуратно отводим стойку в сторону, так, чтобы не порвать защитные чехлы на приводе переднего колеса и не вынуть вал из внутренних обойм шарниров равных угловых скоростей или полуось из коробки передач. С помощью двух молотков выбиваем палец опоры из рычага. Один молоток служит поддержкой, другим наносим удары по рычагу (фото 5). Операцию можно немного облегчить, создав предварительный натяг монти"Съемка выполнена на "Оке".ровкой в направлении рассоединения деталей. Вынимаем опору из рычага (фото 6). Набиваем чехол новой опоры пластичной смазкой "Литол-24" (фото 7) и ставим ее на место. Остальные работы проводим в обратной последовательности. Несколько замечаний к сборке узла. Опора "Оки" позаимствована у ВАЗ-2108. Проверьте на ней состояние резинового чехла, его кромок - не должно быть трещин и задиров. Обратите внимание, насколько хорошо привулканизован чехол к металлическому фланцу. На нашем автомобиле был именно такой дефект (фото 8), из-за чего опора разрушилась. На рынке встречаются импортные опоры ВАЗ-2108. Перед установкой примерьте такую к месту посадки. Мы приобрели турецкие, и корпус их оказался слишком велик для посадочного места. Пришлось сместить вниз опору, использовав как проставку (между кулаком и опорой) штатную прокладку, притягивающую резиновый чехол. Болты, крепящие опору к кулаку, смажьте моторным или трансмиссионным маслом. В следующем номере - "Снимаем и разбираем рулевой механизм "Таврии".ЗА РУЛЕМ 6/9561