20
21
Связь должна быть надежной, но, как это ни странно на первый взгляд, не обязательно двусторонней. Во всяком случае, получивший широкое распространение в мире вид связи, о котором наш рассказ и который очень удобен для автомобилистов, - односторонний. Речь пойдет о пейджерах. Для тех, кто еще не посвящен, расскажем, как они действуют. Многим знакомы пейджеры из комплекта охранной сигнализации автомобилей - маленькая коробочка начинает "пищать", если от машины исходит сигнал тревоги. Конечно же, не только автомобиль может подавать радиосигналы пейджеру. В мире давно действуют системы, передающие сигналы, когда вы далеко от своего домашнего или служебного телефона: они вызывают вас на связь. Для этого вызывающий звонит по телефону в пейджинговую сервисную станцию, набирая ваш код, и та передает сигнал на пейджер. Вам остается найти ближайший телефон и связаться с тем, кто вас вызывал. Тоновые пейджеры, о которых идет речь, не очень удобны - попробуй узнай, кто тебя беспокоит и по какому поводу. Поэтому больше в ходу цифровые пейджеры - они после звукового сигнала высвечивают на экране код, о котором вы заранее условились, или телефон звонившего, или и то и другое. Можно, например, присвоить код всем телефонам родственников и знакомых и тогда будет ясно, кто звонил, или закодировать место и время встречи. Следующий шаг - голосовые пейджеры. Набрав телефонный номер станции и код абонента, вы можете тут же передать сообщение ив пейджере зазвучит ваш голос. А если тот, кому звоните, в это время на совещании? Или рядом те, кому не следует знать, что вы сообщаете? Голосовые пейджеры чаще используют в профессиональной деятельности: диспетчер передает сообщения водителям на линии; в Америке таким способом оповещают добровольные пожарные дружины. С российски20 ЗРЛМ .6/95 А УЕми телефонными сетями эти системы стыкуются пока плохо, но есть надежда, что со временем технические сложности здесь будут преодолены. И наконец мы добрались до буквенноцифровых (или текстовых) пейджеров, которые в России получили наибольшее признание. Самые распространенные у нас "Моторола Эдвайзер" ("Motorola Advisor"), способные передавать русский текст. На их примере мы и расскажем о том, что это такое - текстовой пейджер. На экране (жидкокристаллическом) высвечиваются четыре строки с указанием даты и времени сообщения. Последнее может быть и очень длинным, но читать придется все равно по четыре строки, управляя пейджером с помощью кнопок на лицевой панели. Как вы, наверное, догадались, сообщение диктуют оператору по телефону, а он набирает его на компьютере и передает вам. Пейджер сохраняет 20 сообщений по 240 знаков. Если память переполнится, он начнет стирать их, записывая новые. При желании информацию можно сохранить или сгруппировать отдельно, в так называемый файл персональных сообщений. Пейджер способен показывать время, служить будильником. Звуковые сигналы выбирают по вкусу, например, 12 секунд с увеличением силы звука или 2 секунды на минимальной мощности (всего шесть вариантов). Но многие из тех, кто носит пейджер в кармане или на поясном ремне, предпочитают просто беззвучную вибрацию. Батареи здесь типа AAA (тонкие пальчиковые), щелочные ("alkaline"). Другие не годятся - пейджер расходует довольно много энергии, он все время начеку. Батарейка работает месяц. Пейджер американской компании "Моторола" с русским шрифтом делают в Ирландии. Эта фирма - лидер в производстве оборудования для пейджинговой связи, которым пользуется большинство российских сетей. "Моторола" к тому же один из учредителей фирмы "Моторола Мобил Экспресс", действующей на российскомрынке пейджинговой связи. Еще одна фирма, задействованная в этой сфере, "Мобил Телеком" - является официальным дилером и дистрибьютором "Моторолы". Конкурент американцев - японская фирма НЭК - представлена в основном пейджерами "НЭК Максима" ("NEC Maxima"). Их отличие - больший объем памяти, возможность передать хранящуюся в ней информацию на компьютер и печатающее устройство. К тому же пейджеры НЭК - "двуязычные" и, на наш взгляд, приятнее выглядят (впрочем, о вкусах не спорят), но они дороже (см. таблицу). Пейджеры, не "владеющие русским языком", спросом не пользуются, и все же будьте начеку: не исключено, что какой-то дилер попытается вам их всучить. Кстати о продавцах. Фирма, содержащая сеть (ее еще называют "оператором"), располагает штатом обслуживающего персонала с радиопередатчиками и компьютерами. Она может заключать договоры с дилерами, которые в свою очередь заключают договоры уже с абонентами: продают им пейджеры, собирают плату за услуги, ведут гарантийный ремонт и т. п. Одна из работающих на российском рынке фирм - 'Телефонные системы будущего" и ее дочернее предприятие "Европейдж" представляют сразу пять из действующих в Москве сетей (первые пять в таблице). Потребитель, придя в фирму, может на месте определить, какая ему больше подходит, но, как правило, потенциальные абоненты уже знают что им нужно. "Телефонные системы будущего" дали возможность сотрудникам редакции опробовать пейджеры четырех сетей, первых по списку в таблице. Естественно, нас интересовало их поведение в автомобиле, как, впрочем, и профессионализм операторов, передающих сообщения: не допускаются ли искажение и задержка информации, насколько корректен персонал. Испытания провели в разных точках Москвы: в центре, в районе новостроек, на улицах, по которым ходят троллейбусы (поскольку работе автомобильных радиоприемников они здорово мешают), под Останкинской телебашней (не только потому, что около нее сильное электромагнитное поле, - хотелось узнать, как поведет себя пейджер, сигнал на который поступает с антенны, расположенной на башне), а также у трансформаторной будки ив стальном гараже с крышей из оцинкованной жести. К сожалению (или к счастью), рассказать про испытания нечего - пейджеры и обслуживающий персонал работали безукоризненно. Сообщения поступали не позже, чем через несколько минут после отправления. Даже металлические стены гаража оказались проницаемыми для радиоволн (за все гаражи поручиться, естественно, не можем), а городские радиопомехи заметно не повлияли на качество связи. В дальнейшем мы пользовались и пейджером сети "Мобил Телеком" - он также работал безукоризненно. В том, что пейджинговая связь односторонняя, есть и преимущества: сообщение можно проанализировать, отложить выполнение, например на завтра. Несколько слов о надежности связи. Конечно, стопроцентной надежности не бывает. Если вы в вагоне метро - послание не дойдет (дублируйте сообщения!). Был случай, когда остался без электричества район, где расположен технический офис с операторами и компьютерами. Иногда проводятся профилактические работы на телебашне (обычно ночью и недолго). Но это, как вы понимаете, исключительные обстоятельства. Да, имейте еще в виду: сообщения, унижающие человеческое достоинство, операторы не принимают, поэтому, если хотите, чтобы информация дошла до абонента, ведите себя пристойно. В целом же связь очень надежна. Итак, вычислить лучшую пейджинговую сеть из наиболее активно работающих в Москве не удалось. На чем же остановить выбор? Дадим несколько рекомендаций, которые, надеемся, будут полезны не только москвичам. Первое, на что нужно обратить внимание, это - дальность связи. Некоторые фирмы, называя ее, "пляшут" от Останкинской телебашни, потому что на ней расположены антенны. Между тем дальность, указанную в таблице, нельзя принимать как некую абсолютную величину. Где-то в овраге, за горой связь может прерываться так/информации еще ив Нижнем Новгороде, Перми, Минске. Поезжайте с вашим пейджером в командировку, но только для передачи информации из Москвы придется звонить по междугородному телефону. Второе, на что следует обратить внимание при выборе, это цены и услуги. Большинство фирм рассылают ежедневные сообщения о курсе доллара, погоде на завтра бесплатно ("Мобил Телеком" бесплатно сообщает даже программу ночных клубов Москвы), но некоторые взимают за это дополнительную плату/Скажем, вы хотите иметь информацию о курсе акций, тогда выясните, какая из фирм ее распространяет. Многие фирмы могут давать так называемые сообщения с подтверждением. Оператор передает по просьбе звонившего сообщение четыре раза через 15 минут. Безусловно, очень важна стоимость связи. Выше мы упоминали дилеров, продающих пейджеры. Цены у них разные. Прежде чем покупать, обзвоните торговцев, узнайте их цены, сроки гарантийного обслуживания и другие интересующие вас сведения. При утере пейджера или поломке по вине абонента придется платить и за аппарат, и за его подключение. Некоторые фирмы страхуют пейджеры, и если "страховой случай" наступил, вы выложите лишь часть сум-вязь и автомобильза подключение (активацию) — всего около четырехсот долларов, а абонентную плату внести потом. Это будет дороже, но если платить за год вперед (как это иногда практикуют другие компании), то сразу потребуется выложить вдвое больше. За дополнительную плату фирма обеспечивает групповой вызов, то есть посылает сообщения на несколько пейджеров (это делают и другие), а также может соединить с абонентом, если назвать его фамилию (предположим, номер вы забыли). За время вашего отсутствия в зоне приема накапливаются сообщения, и по вашей просьбе их могут передать на пейджер, но потребуют назвать заранее оговоренный пароль (в противном случае ими может воспользоваться злоумышленник). Так называемые отложенные сообщения в фирме можно оставить и на год вперед. Например, продиктовать поздравления с днем рождения - их передадут абонентам в назначенный срок. Разумеется, можно "поздравить" и самого себя. По субботам операторы бывают особенно загружены - деловые люди надиктовывают свой дневник на следующую неделю. Эти сообщения-напоминания они будут получать в назначенные часы ежедневно. Президент "Мобил Телеком" предполагает, что будущее за цифровыми пейджерами. У остальных будет меньший спрос. Сейчас этим видом связи в России пользуются в основном бизнесмены, поэтому пейджеры - текстовые. А вот в городах Юго-Восточной Азии, где до 20% населения ходит и ездит с пейджерами, они главным образом цифровые. В США абонентская плата за месяц всего 6,99 доллара, что ненамного выше минимальной оплаты труда за час работы, а это значит, что пользоваться цифровым пейджером по средствам практически каждому. Одна из американских сетей имеет 4 миллиона абонентов по всему миру. Журналисты "За рулем" пытались выяснить, сколько пользователей пейджеров в Москве. К сожалению, точных данных получить не удалось - многие фирмы относят эти сведения к коммерческой тайне. По некоторым оценкам, в начале года было около пятидесяти тысяч абонентов (у сотовой связи, услуги которой в десятки раз дороже, - около двадцати тысяч). Можно предположить, что число "носителей пейджеров" скоро резко возрастет. Действительно, на рынке пейджинговой связи сегодня бум. Фирмы предлагают все новые услуги, расширяют географию. Регистрируются новые сети. Когда этот номер попадет к читателям, не исключено, что некоторые факты данной статьи уже устареют. Именно поэтому мы не назвали цены всех предлагаемых на рынке услуг, а ограничились лишь стоимостью пейджеров. Сети пейджинговой связи бурно развиваются. Будьте здоровы, растите большими! Д. ПОСТНИКОВЗА РУЛЕМ 6/95 21Цены пейджеров в МосквеДальность приема, км Сеть и пейджер "Вессо-Линк", "Моторола Эдвайзер" "Информ-Экском", "Моторола Эдвайзер" "Моторола Мобил Экспресс", "Моторола Эдвайзер" "Радио Пейдж", "НЭК максима" "Мульти-Пейдж", "Мультитон MT-470" "Мобил Телеком", •Моторола Эдвайзер" 80-100 от Останкинской телебашни 299,95 49,95 39,95-49,95" 30 от кольцевой автодороги 450* 25-30 от кольцевой автодороги 495* 24,60* 45 от кольцевой автодороги 350* 100 от Останкинской телебашни 50 от кольцевой автодороги 450* пейджера 350' Цены, $ подключения (активации) Абонентная плата за месяц, $30'55* 68* 65* 45* 65*37** Цены фирмы Телефонные системы будущего". ** В зависимости от срока договора с абонентом.же, как и прием телевидения или УКВ-радиостанций. И наоборот, известны случаи, когда пейджер принимал сообщения и за 120 км. Так что радиус действия рассчитан приблизительно: например, у фирмы "Мобил Телеком" передатчик расположен выше, чем у "Вессо-Линк" (соответственно 386 и 360 м), однако у последней зона уверенного приема значится большей, хотя должно быть наоборот. Впрочем, разница в высоте невелика и потому почти неощутима. Интересно, что антенны представленной в таблице сети "Мульти-Пейдж" разбросаны по всей Москве: они установлены на высотных трубах ТЭЦ (один из учредителей компании - "Мосэнерго"). А "Вессо-Линк" за отдельную плату может обеспечить приеммы. Но страховка недешевая. Может, лучше просто аккуратно обращаться с прибором? Услуги одной из московских сетей "Мобил Телеком" заметно отличаются от остальных, о чем рассказал ее президент Л. Дайчик. Фирма не продает пейджеры, а сдает в аренду. Залог по цене равен аппарату. Когда же вы решите отказаться от услуг, вам вернут стоимость прибора с учетом амортизации. По-видимому, потом подержанные, отремонтированные пейджеры фирма будет реализовать по сниженным расценкам, как это делают за рубежом. У дилеров "Мобил Телеком", представляющих интересы только этой фирмы, цены одинаковые. Можно расплатиться в кредит, то есть отдать залог за пейджер, заплатить