ДОРОГИ, ВЫМОЩЕННЫЕ БЛАГИМИ НАМЕРЕНИЯМИПроб лемы и суждениялорусской границы в сторону Минска), "Украина" (от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной в направлении Киева), "Дон" (от Москвы через Воронеж, Ростов, Краснодар до Новороссийска), "Скандинавия" (от С.-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией) и т. п. Вместе с тем две трети денежных средств предполагается вложить в улучшение и строительство местных дорог, в том числе сельских. В программе не забыты дорожный сервис, меры по снижению аварийности и экологического вреда. Она должна смягчить проблему безработицы (в частности, среди беженцев и переселенцев) - только в дорожных организациях предусмотрено создать более миллиона дополнительных рабочих мест. Все вроде бы хорошо: программа "Дороги России" утверждена постановлением правительства РФ от 1 декабря 1994 года. Но за строчками этого постановления, да и самих "Дорог", всплывает бессмертный образ Манилова. Что же мешает принимать всерьез столь важные и благородные намерения? Прежде всего - астрономическая сумма затрат на их реализацию, эквивалентная 50 Все эти меры обозначены в постановлении правительства. Не приняты, а именно обозначены: "рассмотреть вопрос", "внести предложения" и т. п. Спрашивается, что мешало рассмотреть очевидные вопроеы заранее? Ну, допустим, сказалась недальновидность или привычка действовать вдогонку событиям. Но и сегодня чиновники не торопятся! Сколько, по-вашему, им нужно времени, чтобы отменить НДС и пошлину, - неделя! Я беседовал с компетентными лицами через три месяца после постановления правительства: бюрократический воз оставался на прежнем месте. Если за квартал не сумели решить чисто бумажный вопрос, возможно ли покрыть Россию сетью современных дорог за оставшиеся 23 квартала? Пока программа буксует на административном бездорожье, жизнь продолжается. Близится к завершению дорога III категории от Санкт-Петербурга через Вологду на Пермь к Екатеринбургу. В екатерининские времена там пролегал тракт, давно разорванный на части лесами и болотами. Самые непроходимые топи - в Костромской области, где строителям пришлось труднее всего. Зимой по этой дороге уже можно проехать на легковом автомобиле из конца в конец. В полном объеме она будет сдана в 1997 году и станет кратчайшим путем из северо-западных регионов России на Средний Урал ив Тюмень. Отпадет необходимость делать огромный дорогостоящий крюк через Подмосковье. В том же 1997 году должна войти в строй новая дорога Омск - Новосибирск. Она проляжет в 3-5 километрах к югу от Транссибирской железнодорожной магистрали. И наконец, медленно - по 120 км в год, - но верно строят дорожники автомобильную трассу от Читы к Хаба,mrama ровску. Обещают к 4PfJ 2000 году отБиробиджан крыть ПОДороги нередко образно называют кровеносными сосудами страны. Без дорожной сети, надежно связывающей все регионы, страна - экономический инвалид.НОВАЯ ЛАДОГАСанкт-Петербург - Екатеринбург Афанасьева СиваБЕЛАЯ ХОЛУНИЦА САНКТ-ПЕТЕРБУРГПЕРМЬЕКАТЕРИНБУРГГАЛИЧ НЕЯШАРЬЯ МАНТУРОВОПЕРВОУРАЛЬСКУвы, об автомобильных дорогах России трудно сказать что-либо утешительное. По обеспеченности ими РФ находится на предпоследнем месте среди республик бывшего СССР. Протяженность федеральных дорог (то есть имеющих не местное, а общегосударственное значение) ничтожно мала для огромной державы - 41 тысяча километров. К тому же на 95% они двухполосные, навязывающие водителю выбор из двух зол: покорно тащиться за тихоходами или рискованно обгонять. А 400 км федеральных (!) до сих пор фунтовые... "... И вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи". Это из Александра Блока. "Бездорожье в России следует считать традиционной национальной проблемой". А это - из программы совершенствования и развития автомобильных дорог РФ на 1995-2000 гг. Кажется, впервые за всю историю страны сделана попытка покончить с губительной традицией бездорожья. Причем не в отдельно взятом регионе, а "от Москвы до самых до окраин". Программа "Дороги России" рекомендует к строительству и реконструкции 40 важнейших автотрасс, 10 из которых - сибирские и дальневосточные. В этом перечне 19 магистралей: "Россия" (от Москвы через Тверь, Новгород до С.-Петербурга), "Белоруссия" (от Москвы до бе10 ЗА РЛМ 69 УЕ /5Чита - ХабаровскЧИТА - строящиеся участки дорогимиллиардам долларов США. Мировой банк выделяет в виде кредита 290 миллионов, то есть менее 0,6%. Частных инвесторов в этот проект едва ли заманишь: им подавай не посулы, а твердые гарантии. Значит, основным источником финансирования программы будут дорожные фонды, пополняемые за счет налогов с автовладельцев. Остается один разумный и цивилизованный вариант- государственная поддержка проекта. Ее методы правительству хорошо известны. Если вернуть в федеральный дорожный фонд акцизы от продажи легковых автомобилей, он сразу увеличится почти на четверть. Туда же следует направлять средства от рекламы, размещаемой вдоль дорог. Необходимо освободить дорожные работы от налога на добавленную стоимость, отменить таможенные пошлины на ввозимую из-за рубежа дорожную технику.ХАБАРОВСКней сквозное движ ени еОмск - НовосибирскКАЛАЧИНСК W ' T CKОМСККАРГАТ ЧУЛЫМ НОВОСИБИРСКдля всех, кто готов мириться с гравийным покрытием. Полностью заасфальтируют ее пять лет спустя. Эти три дороги с программой не связаны и не претендуют на экономическое возрождение России. Но они - та самая синица в руках, которую народ ценит выше поднебесного журавля. Л. САПОЖНИКОВ