ШАНС ДЛЯ *? ЗЛОУМЫШЛЕННИКОВИ, по словам начальника отдела розыска Главного управления ГАИ МВД РФ подполковника милиции Дмитрия Чучуева, небезуспешно. Оказывается, стражам порядка удается обнаруживать около сорока (!) процентов угнанных за год автомобилей. Совсем не плохо, если верить статистике. Но послушали бы вы, как прокомментировал эту цифру мой сосед, лишившийся больше года назад новехонькой "восьмерки", уши бы заткнули. Кто же прав? Для сравнения заметим, что за рубежом (дальнем, разумеется) полиции удается находить до 75 процентов пропавших машин. Но даже если эти "около сорока процентов" не миф, а реальность, то ив этом случае ни для кого не секрет, что обнаруживают в основном автомобили, угнанные шпаной покататься. Похищенные новые и относительно новые (не говоря уже о престижных) авто разыскать, как показывает практика, удается крайне редко. И по большей части - случайно. Основа основ любой розыскной работы ее оперативное информационное обеспечение - у нас до сих пор находится в эмбрионном состоянии. Читатели журнала, наверняка, помнят материал из предыдущего номера ЗР под названием "История одного угона". В нем, в частности, речь шла о том, как угнанная машина только на третий (!) день после обращения владельца в органы милиции попала (в качестве разыскиваемой) в компьютер одного из подразделений ГАИ и как уже случайно обнаруженная самим владельцем она больше месяца продолжала числиться в угоне, создавая ему кучу неприятностей. Вмешательство редакции разрешило в конце концов нелепую ситуацию, но при этом выяснились любопытные детали, ставящие под сомнение эффективность существующей системы компьютерного учета разыскиваемых автомобилей. При угоне автомобиля пострадавший должен немедленно сообщить об этом по знакомому с детства телефону "02". В течение получаса информация поступает в дежурную часть городского управления внутренних дел, после чего она заносится в информационную систему поиска автомобилей "Автоугон". В столице ею ведает зональный информационный центр (ЗИЦ) ГУВД Москвы. Затем об угнанной машине узнают в окружных подразделениях милиции и управлениях муниципальной милиции. Не вдаваясь в оперативные подробности, дабы лишний раз не играть на руку угонщикам, отметим только, что в милицейской информаКриминальный автомобильвдруг машина как-нибудь да найдется и не нужно будет портить отчетность. Кстати, в этом нежелании регистрировать правонарушение таится для автовладельцев еще одна неприятность. Дело в том, что, приняв сообщение о факте угона от службы "02", но не получив о нем подтверждения от конкретного отделения милиции, информационный центр не сообщает об этом во Всероссийский центр (а значит, и по всей стране), но сохраняет все сведения для своей территории практически вечно. И даже если машина найдется, снять ее "с угона" невозможно - ведь об этом должно сообщить все то же конкретное отделение милиции. А сделать оно этого не может, так как изначально не заявляло об угоне. Получается замкнутый круг, по которому (как в "Истории одного угона") несчастный владелец угнанно-найденной машины может бегать до бесконечности. Поэтому в случае угона (не дай, конечно, Бог) надо стремглав (!) мчаться в отделение, писать заявление, получать у дежурного документальное подтверждение о том, что его приняли, и пытаться узнать у того же дежурного номер телеграммы об объявлении пропавшей машины в розыск. ...Вот и выходит, что из-за надуманной, невероятно усложненной системы регистрации происшествия сведения об угоне чаще всего попадают в Главный информационный центр на третий-пятый день. За это время похищенная машина может оказаться на территории другой области, а то и страны. Источник в ГИЦе, по понятным причинам пожелавший остаться неизвестным, сообщил, что, к примеру, в Туле или Владимире о конкретном угоне в Перми или Москве станет известно не раньше чем через неделю. Конечно, при таком положении дел ждать радикального улучшения обстановки только от компьютеризации угонов в ее нынешнем виде не приходится, хотя в основе своей эти дорогостоящие электронные "игрушки" весьма эффективны. За двадцать минут, что провел яв оперативном зале автоматизированной системы "Автоугон" ЗИЦа ГУВД Москвы, исключительно благодаря компьютерной системе было обнаружено четыре угнанных автомобиля. Один из них числился в розыске аж с 1989 года. Прежде всего необходимо, во-первых, так изменить систему регистрации похищенных машин, чтобы от момента угона до распространения информации о нем по всей стране время измерялось не часами-сутками, а минутами. И; во-вторых, как можно скорее решить все связанные с этим технические вопросы оснащение постов и машин ГАИ оргтехникой, расширение и обновление коммуникационных сетей и многое, многое другое. Для этого, правда, нужны деньги. Немалые и немедленно. Вот только где их взять? А пока лишь один совет: берегите свои автомобили как можете, господа автомобилисты, будьте бдительны. А. РОСТАРЧУКЗА РУЛЕМ 6/95 41Более двухсот тысяч машин разыскивает сегодня милицияционной цепочке есть солидные временные задержки, а это всегда хороший шанс для злоумышленников. Справедливости ради надо сказать, что столичный информационный центр, не рассчитывая на компьютерную связь, оперативно рассылает телетайпные сообщения об угонах в низовые милицейские подразделения. Но эта дополнительная мера явно не компенсирует издержек основной системы информации. Кроме того, нельзя забывать, что, если угон совершен днем, на бдительность милицейских экипажей особо рассчитывать не приходится. У них других полно забот. Активно проверяют машины лишь в ночные часы. Что же касается Госавтоинспекции, то информация о "свежеугнанных" транспортных средствах поступает в УГАИ по Москве только два раза в сутки. Причем один из промежутков составляет целых восемнадцать часов. Насколько оперативно данные доходят из УГАИ в отделы Госавтоинспекции и МРЭО, уточнить не удалось (служебная тайна), но даже если предположить, что немедленно, то все равно угонщикам вполне хватит времени для отлаженной операции с угнанным транспортом. Конечно, если криминальная машина обрела нового горе-владельца, его вычислят быстро, но угонщикам от этого уже ни жарко ни холодно - "дело"-то сделано... Впрочем, идти на такой риск им вовсе не нужно. И вот почему. Система учета угнанного транспорта малоэффективна не только изза неразвитости компьютерных сетей. Неповоротливой она становится, по мнению бывшего начальника ЗИЦа Виталия Гуменюка, изза "мягко говоря, разгильдяйства и некомпетентности низовых милицейских служб". Дело в том, что обращение в службу "02" гарантирует вам всего лишь одно - угон будет зафиксирован в компьютерном банке данных той территории, где это произошло. Для того, чтобы о нем стало известно всей России, местный информационный центр должен передать данные в Главный информационный центр (ГИЦ) МВД РФ, а уж тот распространит их по городам и весям. Вот тут-то, как говорится, собака зарыта. Местный центр поставит главный в известность об угоне только тогда, когда получит рапорт о нем не от "02", а от отделения милиции, на территории которого и случился угон и которое завело по этому факту уголовное дело. Отделение милиции возбудит уголовное дело лишь по письменному заявлению пострадавшего. Причем практика такова, что официально регистрировать заявление отделения милиции, как правило, не спешат, - а