АЫиРИ1Ь1НиЬМНЬг1ИЬзаболеваний горожан связано с транспортом. Причем среди этих недуге^ есть такие, транспортное происхождение которых нельзя было даже предположить, например врожденные уродства. К счастью, поЯ очень рад тому, что ко мне обратилдобных" экзотических нарушений немного. ся "За рулем". Давно знаю и люблю ваш А вот кислородная, недостаточность - везжурнал: такое издание должно, на мой де иу многих. Ее вызывают окислы углеровзгляд, оказывать большее воздействие на да. Другой компонент выхлопа - окислы формирование разумной экологической поазота - провоцирует отек легких, астму, хронические бронхиты, опасное снижение литики и ее пропаганду в обществе. Ни для кого сегодня не секрет, что оскровяного давления, мышечную и сердечновной источник загрязнения воздуха в ную слабость, нервные расстройства. Как городах - это автотранспорт. На его долю все это знакомо жителям крупных городов! приходится до 80 процентов всех вредных Кстати, в Москве ПДК (предельно допустивыбросов. А в Москве еще больше - 87 мые концентрации) по окислам азота во процентов. Причем, если выбросы в атмомногих местах превышены в 10 раз. сферу от стационарных источников уменьЕще один компонент плохого бензина шаются (во многом это следствие сокра- сернистый ангидрид вызывает уйму забощения промышленного производства), то леваний ив их числе - хронические воспаавтомобильные загрязнения принимают ления носоглотки, бронхов, воспаление прямо-таки угрожающий характер. Автослуховых проходов, раздражение глаз, намобильный парк стремительно увеличиварушение функции щитовидной железы. ется. Скажем, в Москве за последние Считается: желтые зубы - значит, курильтри-четыре года он вырос вдвое. А знащик. Не обязательно. И у некурящих горочит, соответственно вдвое увеличился жан зубы становятся порой желтыми - от объем выбросов. сернистого ангидрида. Среди главных составляющих автомоТрадиционно принято считать, что автомобильные загрязнения - это только выбильных выбросов - углеводороды. Многие хлопы. Заблуждение - наряду с ними нарушения высшей нервной деятельности (65%), это еще продукты разложения маснапрямую связаны с ними: вегетоневрозы, ла в картере двигателя (20%), испарения неврастении, раздражительность, вспыльбензина из бензобака и топливной систечивость, головокружения... Перечисляю и мы (9%) и частицы резины и металла (6%). думаю: да это же все каждый день у меня, Несмотря на то, что большую часть гомоих близких и знакомых! родского автопарка составляют у нас легГородские шумы - тоже плохо для нерковые машины, половину всей загрязненвов. Практически на всех наших городских ности дают грузовики и автобусы. Но и магистралях санитарные нормы по шуму легковушки отнюдь не безобидны. Один превышены. Особенно виноваты в этом легковой автомобиль за один километр пуотечественные автомобили. Могу свидети выбрасывает 44 грамма вредных ветельствовать: я почти не слышу двигателя ществ. Всего в течение года на каждого своего далеко не нового "Опеля", а уж москвича, например, приходится (по раз"Мерседес", хоть и был 15-летней давноным расчетам) от 120 до 190 кг всякой австи, вообще не был слышен. Наши же матомобильной дряни. шины тарахтят, как черти. И все же о заболеваемости в послед~язнее время у нас хоть что-то говорят. А вот это понятно. Но самое страшное - болезо смертности, связанной с автозагрязненини! Американцы подсчитали: 25 процентов ем, мало что известно. В развитых стра4 ЗРЛМ 39 А УЕ /7нах, где с этим столкнулись раньше, накоп-. лена статистика. Сошлюсь на ее данные. Подсчитано, что в Великобритании от автомобильного загряз>*еяйя" е~^етод,но г-? умирают раньше срока ^ 1 .тысЯТче_лов^к_У; '\\ нас в России машиы-на дущу^ндселвпияч44-)) вчетверо мерьти&,'че№ в Великобритании^ но зато по,'прич'ине нед'оотатка'Дорбжнь!)?;^ развязок, Подземных Переходов, незквпно- \ * 1 мичных двиг^телеАл'плохого топливе"онйч^ J выбрасыра'/от' р Коз дух вдвое'-втрее» бфь.; ше врейны^с веществ. Мои расчеты npifeo-; дят K^jjiBoW что1 по экологической м'агру£ - '$ ке на душу (Населения у нас; приходится " столько же маш/ш, сколько в Великобритании-' Тогда приучается, что в городах Рос.-. ^ сии ввтемоби,лыные загрязнение ежегодно досрочно отправляют в, могилу около 30 тысяч ^человек! /•'. ! /•-•• • Тв^гюслвдствиЬ зафязненвй, ,c|KOTO/-""'f рыми,' мы сеучас/етолкнуЦись, пир vxfe пё^** режи;л йОтЧр лет назад! у принял Ыщи^Гт^ ные|уеры, гтак что1 нам во8фе[не ... изобрета'гь'>велоп;ипед. Давайте посмот^у рим, что, Например,1 было ддёране-а^пб-"т нии. Я помню раЛОртажи'из^окио> пока-"4" зывавшие йолицейских'в кислородных ма-—' сках-с|ол'4 грязным дыл воздух. 1 " в Ягк8?1«» 4 нии, и в других страна* прйцши к одним и тем же выводам: нужны>закоНы, ограничу-^ вающие) зафязнение^ йужны/гбсуда'рственные'дотации производителям зоологически более чистых Ntaii/ин у\- льготы владельцам таких машин.' ' В США в 1998 году вступит в cfmy закон по предупреждению дальнейшего загрязнения воздуха, принятый Конгрессом четыре года назад. Этрт срок д'ает возможность автопромышленности адаптироваться к новым требованиям, но к 1998-му будьте любезны выпускать не меньше 2 процентов электромобилей и 20-30 процентов автомобилей на газовом топливе. Еще ранее там были приняты законы, предписывающие выпуск более экономичных двигателей. И вот результат: в 1974 году средний автомобиль в США расходовал 16,6 литра бензина на 100 километров, а двадцать лет спустя - только 7,7.Ал Алексей ЯБЛОКОВ, председатель Межведомственной экологической комиссии Совета безопасности РФ, доктор биологических наук, член-корреспондент РАН. Автомобилист с 40-летним стажем. Начинал на "Победе", потом были "Жигули", "Москвич", "Волга", ездил на "Мерседесе", сегодня - на "Опеле". Так что автомобильного опыта ему не занимать. Но всякий раз, садясь за руль, помнит, что он не просто водитель, но и эколог.Мы пытаемся идти тем же путем. В Госдуме находится проект Закона "О государственной политике в области использоцного газа в качестве моторносичность выбросов у грузопереведенных на газ, процентов. Если будет цная поддержка, яак, что уже к 1{яч машин, ра- 80 тысяч). j. Во многих рядок: налог загрязняюое. В автовропы все ыцускают с газов, собенголько 1лей с двое! дотателям. обилей. здумаин логической политику КаЪуке В позапрошлом году а^алй4 Москс/мйриЪоды покасноа /др; трго слова не подбер 1Ъ Техническое Ьоетоян*е\отечественеЦ ) ны* аврмоВийей. 44 процента "москвичей;', с «эдивш/иЦс конвейера АЗЛК, не соответствовали ГОСТу по токсичности! На ЗИЛе " аких tjiaiii IH было/11 процентов (для сведении, на ГА!е - до 6 процентов). Назовем вещи своими именами. Это позор для нашего автомобилестроения. Даже один процент н« допустим. Между тем не используются огромные резервы для совершенствования конструкции мотора и всего автомобиля. Возьмем хотя бы замену традиционных карбюраторов непосредственным впрыском топлива или переход на электронную систему зажигания, которая сразу дает ощутимую экономию топлива. "Фольксваген" уже делает машины, которые расходуют всего 3 литра бензина на 100 км! Многие серийно выпускаемые в мире модели потребляют 5-6 литров! А наша "Волга" "съедает" (в лучшем случае) никак не меньше 13. Вот так мы себя и отравляем, и разоряем. Другое направление - улучшение качества топлива. В 70-е годы обнаружили, что в крови американцев необычайно высок уровень свинца (это вызвало буквально шок в Штатах). Шутка ли, замедление умственного развития у детей, букет других болезней. Выяснили, что свинец в основном - от этилированного бензина. Ввели ограничения на такой бензин - и уже через шесть лет уровень свинца в крови американцев упал на 30 процентов. Та же проблема возникла в Великобритании в 80-х годах. Ввели повышенный налог на этилированный бензин - за несколько лет выбросы свинца сократились почти в три раза. Мы пока робко боремся за снижение токсичности выбросов. В Москве запрещено продавать этилированный бензин, но за ее пределами - пожалуйста. Как запретить москвичу-автомобилисту заправиться гденибудь в Рязанской или Калужской области? Да ив самой столице происходят удивительные вещи: на экспорт делаем бензин отличный, а для себя - какой придется. Если бы все автомобили в Москве заправлялись топливом, которое производит Московский НПЗ на экспорт, выбросы сократились бы по циклическим углеводородам в4 раза, по сернистому ангидриду - в 6 раз, по саже - в 1,3 раза.значит сократить выбросы на 22-25 процентов. Для этого нужно строить транспортные развязки на разных уровнях тоннели, эстакады. На магистралях нужны подземные переходы не через 5 километров, как сейчас, а через 800 метров. Наука обоснованно рекомендует транспортные развязки на магистральных улицах через каждые 1,5-2 километра, у нас же - почти через 10. Средняя длина пробега автомобиля в Москве без остановки на светофоре - 500 метров! А всего машинами занято более 5% площади города. Разумеется, совершенствование дорожной системы и строительство многоэтажных гаражей требует огромных денег. Но если оставить все как есть, мы придем к полному коллапсу в движении автотранспорта уже через дватри года, а это обернется еще большими потерями.Надо экономистам и экологам вместе рассмотреть, что выгоднее сделать, чтобы получить больший эффект. Мне кажется, прежде всего необходимо строительство разноуровневых развязок, подземных переходов, многоэтажных подземных и наземных стоянок. Если муниципалитеты дадут землю для строительства таких стоянок бесплатно, то они вырастут как грибы за несколько месяцев, р^шив проблему п|ркОВки машин в централВ|юй части городов. Подведем итог. Мы задыхаемся вовсе не от прогресса. ЭколаайЗЕЗГСоциальные и технические проблемы автомобилиЯ все время называю столицу потому, зации вызваны отсутствием дальновидной что здесь сейчас пик автомобильных пробгосударственной и муниципальной политилем. Через два-три года они придут во все ки в этой области. Известно,--*4ТО надо декрупные города России. И уже приходят. лать: в мире накоплен огромный опыт соСкажем, пару лет назад автомобильных вершенствования автомоо^шейг-организапробок в Питере или Ростове-на-Дону не ции дорожного движения и строительства современных вместительных стоянок. Фебыло. Сейчас есть. Вот мы и подошли к одному из огромдеральным, региональным и муниципальных, решающих резервов улучшения эконым властям надо поскорее взяться за релогической ситуации в городах - развитию шение.'ЯВТОмобильных проблем не как втодорожной сети, организации движения и ростепенных, а как важных для всего обстоянок. Средняя скорость движения в Мощества. Надо действовать, скве сегодня упала до 15 км/ч (расчетная Записала Татьяна СМОЛЯКОВА 60 км/ч). Добиться расчетной скорости Коллаж Олега ВоеводоваЗА РУЛЕМ 397i