СЛУЧИЛОСЬ СТРАШНОЕ!никся ужасом происшедшего, отчего не вышел на работу, а грустно запил... Надо сказать, что за руль я сел в 35 лет и сразу как профессионал. До того институт, аспирантура, диссертация, членство, номенклатурная должность, в общем, как у многих в то время. Но судьба распорядилась по-своему, и я оказался учеником водителя такси, куда устроили меня по большому блату. Директор таксопарка на свой страх и риск взял меня на рабочую специальность, нарушив незыблемую должностную инструкцию. Геннадий Вальтерович, я ваш должник! Так вот, начав новую трудовую жизнь, возвращаясь после смены, я всякий раз мысленно прокручивал экстремальные ситуации, анализировал их, находил правильные оптимальные пути решения. Для безопасной езды я выбрал стиль, наиболее благоприятный для меня. Вкратце поделюсь: никогда, ни при каких обстоятельствах не ездить на "нейтрали", будь то отличная дорога или гладкий спуск. Перестраиваться, маневрировать, тормозить только при включенной передаче, время переключения передач сократить до минимума; все дорожные эксцессы стараться решать с помощью газа, то есть ускорения: такая активная позиция позволяет быть хозяином положения, а не печальным статистом, ждущим, что же с ним сделают другие участники движения. Но для этого дорожная ситуация всегда должна быть под контролем. Часто ловлю себя на том, что, если меня окликают на улице или трогают за плечо в метро на эскалаторе, я не поворачиваю голову, а смотрю вперед, чуть вверх, в зеркало заднего вида и, только сообразив что к чему, оглядываюсь назад - рефлекс! Работая первые полгода ежедневно и делая по 400, а то и 500 км, старался запомнить время работы светофоров: сколько горит красный, сколько зеленый, когда зажигается стрелка - это давало мне возможность спокойно, без торможения рассчитывать скорость движения и самому создавать для себя "зеленую волну". Всегда смеюсь над владельцами могучих иномарок, резко стартующих и резко тормозящих, когда я, плавно меняя передачи, проезжаю мимо них, нервно ревущих на светофорах. "Чайники", что с них взять! Для меня идеал, когда только один раз за поездку включаешь первую передачу - при посадке клиента. Все остальное время до его высадки едешь, не останавливаясь, с разной скоростью. Попробуйте - в городе это непросто. Особенно тяжело давалось не реагировать эмоционально на обидчиков на дороге. И у вас бывает, когда догоняет вами же случайно обиженный водитель, показывающий что-то и делая ужасную рожу. кричит на вас, но вы не слышите. Не тратьте попусту энергию, берегите нервы: и вы не без греха, и вы. случалось, подрезали, и вы когда-нибудь не уступали. Спокойней, господа... Так вот. Где-то через недельку выхожу я на работу. Вызывает меня директор. Иду, ожидая выговора, а может и того хуже... Захожу в кабинет. Директор Г. Саная, сын известного в прошлом вратаря сборной СССР и отец не менее известной фигуристки, ну и сам мужик крутой, победитель популярных в то время ралли "Директор", отложив в сторону ручку, говорит: - А! Ты! Ну заходи, заходи. Как самто, рассказывай. Отошел? - Все нормально. - говорю, по тону понимая, что выговора не будет. - Оклемался - теперь на работу, с новыми силами. Жаль вот машину, на списание ее. -Знаю, знаю. Сам-то нормально, вопросов, просьб нет? - Да, нормально. Только вот, - немного подумав, говорю, - купил я ботинки, итальянские, в "Березке": "Тассони". Денег стоят, дорогие. Порвал я тогда один ботинок о педаль газа, наверное. Жалко, нравились они мне очень. Новые совсем, второй раз надел. Саная долго вопросительно-удивленно смотрит на меня. И вдруг взрывается: - "Тассони"! Ты что, "чайник" какойнибудь, что ли? Такой-сякой, разэдакий (следует полная моя характеристика). Выезжаешь на линию, знаешь, что у тебя ЧП случится, а ты новые дорогие ботинки надеваешь! Ты профессионал или что? Одеться должен был соответственно: кроссовки старые, одежонку какую похуже. А ты "Тассони", да из "Березки"! Пиши заявление.., - и после томительной паузы, - на материальную помощь, но больше четвертного не получишь, в следующий раз умнее будешь. С тем яи ушел. Без обиды. Такси школа жизни. У нас ведь как было: даже если в тебя въехали сзади в стоячего, все равно ты виноват, не предусмотрел, что "чайник" мчится, не ушел от него. "И это правильно". Смены три я ездил, вернее, ползал по городу, ожидая, что меня опять вдруг понесет куда-нибудь или оторвется что-нибудь, потом робость прошла, вернулась уверенность. Верный своим принципам, я позже спокойно проанализировал эту аварию и сделал вывод, которым в качестве последнего, главного совета делюсь с вами: никогда, ни при каких обстоятельствах, в день, когда с вами должна случиться авария, не выезжайте, ну а если позарез нужно, то одевайтесь похуже и всегда возите под сиденьем старую-престарую пару обуви, которую вам не жалко... Я вожу. Вожу... "Тассони". Игорь ЕФИМЕНКОJBLДело было зимой. Возвращался из Ярославля в Москву. Неширокая дорога похожа на качели: холм-низина, холм-низина... Небо пасмурное, падает мелкий снежок. Все трудящиеся едут со скоростью 50-60 км/ч. Я же, пользуясь преимуществами молодости, переднего привода и "зубастой" зимней резины, держу все восемьдесят. Взлетев на очередной холм, вдруг вижу внизу картину, от которой перехватывает дыхание, - все подножие, от обочины до обочины, беспорядочно забито грузовиками. Видимо, какой-то КамАЗ, не преодолев с ходу крутой скользкий подъем, сполз обратно, "сложив" полуприцеп и перегородив всю дорогу. Остальные машины тоже были вынуждены остановиться, и теперь без разгона им из ловушки не выбраться. От этого скопища железа внизу меня отделяет метров семьдесят ледяного желоба обочин, в привычном смысле этого слова, нет. Вместо них - крутые снежные брустверы высотой около метра. За ними обрыв и лес. Что делать? Первой мыслью было "воткнуться" в снежный вал справа. Но под колесами укатанный снег, достаточно резко повернуть не удастся - удар может получиться касательным и дальше я полечу рикошетом, крутясь, как волчок, в самую гущу машин. А может, попробовать "выброситься' на левую обочину? Нет, все равно угол встречи с ней будет слишком мал. Ну а если "от борта в лузу"? Поворачиваю руль влево и, по пологой диагонали пересекая дорогу, взлетаю левыми колесами на снежный вал, как в гонке по вертикальной стене. В какой-то момент. почувствовав, что машина вот-вот перевернется, выворачиваю руль вправо и, "просвистев" по гораздо более крутой диагонали, под углом градусов в сорок пять, "атакую" другую обочину. Удар. Руль резко влево. "Восьмерка", оседлав бруствер и свесив колеса по обе его стороны, несется по гребню, действительно, как зубило, зарываясь все глужбе и перебрасывая через капот и крышу толстую "стружку" снега.Только бы не столбик. Встали... Открыв дверь, пытаюсь дотянуться ногой до земли. Высоко. Слева стеной возвышается борт какого-то трейлера. Потом еще часа два вызволял машину из снега. Сначала безуспешно шлифовал дорогу буксующими колесами "сорок первый" "Москвич". Пустой ЗИЛ-130 тоже не помог. Только груженый КамАЗ сумел вытащить мое "зубило". Хорошая реакция, конечно, очень нужна особенно если приходится ее проявлять из-за неумения прогнозировать дорожную обстановку. Но как бы ты ни был "крут", обстоятельства однажды могут оказаться еще круче. Ведь не семидесятилетние дедушки на "победах" бьются чаще всего, а именно молодые парни с отличными рефлексами на современных машинах. Юрий НЕЧЕТОВ ЗРЛМ 3'97 А УЕ 75#ф=•