130
ЛвтолюбителейD in УCБ(ЛТКУДА СВЕТ wВ АВТОМОБИЛЕПроблемой поддержания в бортовой сети постоянного напряжения вне зависимости от частоты вращения коленвала занялся уже Карл Бенц. Он опробовал фрикционную муфту с центробежным регулятором, установленную на динамомашине. В 20-х годах, кроме подобных устройств, стали применять подключаемое и отключаемое сопротивление в цепи возбуждения генератора - по этому принципу работают и современные реле-регуляторы. Нередко встречалась и другая система регулирования напряжения, с помощью осевого перемещения конического якоря генератора - при его выдвижении увеличивался воздушный зазор и напряжение падало. В 1912 году фирма "Бош" предложила так называемый зернисто-угольный регулятор, основанный на свойстве угля изменять электросопротивление при повышении контактного давления (этот же принцип используется в угольных микрофонах). Работало устройство следующим образом. В цепь возбуждения генератора вводилось сопротивление из зернистого угля, на которое воздействовал электромагнит, причем сила его зависела от напряжения генератоПродолжаем экскурс Сергея КАНУННИКОВА электроприборов. в историю автомобильных ра. Устройство было очень чувствительно к толчкам, которые на автомобиле неизбежны, и уже в первую мировую войну его заменило контактное регулирование. Например, в США широко применялась третья угольная щетка в генераторе, которая снимала с якоря ток для обмотки возбуждения. С увеличением скорости вращения ток возбуждения и выработка электроэнергии уменьшались вследствие искажения поля.Схема электрооборудования автомобиля 20-х годов: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - подфарники; 3-фары; 4 - провод к системе зажигания; 5 - замок зажигания; 6-переключатель головного света; 7 - лампа подсветки приборов; 8 - генератор; 9 - лампа подсветки номерного знака.Первые световые приборы старинных автомобилей. Простое и дешевое устройство из США пришло в Европу, где использовалось до конца сороковых годов. На первых автомобилях освещения не было совсем. Потом появились каретные фонари со свечами, затем - керосиновые лампы. В начале века прогрессивными считались ацетиленовые (карбидные) фонари. При соединении карбида с водой выделялся газ, дающий яркое свечение. Однако при минусовой температуре, ветре и дожде зажечь его было очень нелегко. Перед первой мировой войной карбид уступил место стальным баллонам со сжатым ацетиленом. Чуть позже появились первые электросветовые приборы. Постепенно добились улучшения освещенности и уменьшения ослепления, для чего служили две вспомогательные фары, свет которых был направлен вниз. Примерно до 1930 года достаточно широко применялись фары "Цейс-Йена", в которых с помощью электромагнита на лампу снизу надвигался цилиндр из желтого стекла. Этот способ борьбы с ослеплением стал прообразом130 ЗРЛМ 3/97 А УЕ