Лето, печет солнце, в пробке застрял старенький "жигуленок". Сидящие в нем мужики изнывают от жары. Один говорит другому: "Сил больше нет, давай хоть чуть-чуть окно приоткроем!" "Ничего, потерпишь, - слышит он в ответ. - Пусть все думают, что у нас кондиционер".Наверное, этот анекдот придумали давно. Ведь сегодня вполне современный кондиционер в отечественной машине (правда, не в "Жигулях", а в "Самаре") вещь вполне реальная. Причем устанавливают на переднеприводные ВАЗы не абы что, а систему, специально адаптированную для этой модели. Ее предлагает в России "Итальянская Торговая Организация". Разработкой кондиционера для "Самары" занималась итальянская фирма DIAVIA - крупный европейский производитель систем кондиционирования воздуха для установки в готовые автомобили. Заметим, что итальянцы широко используют комплектующие различных фирм: компрессоры "Хариссон", электровентиляторы "Спал", шланги и патрубки "Гудьир". Обычно разработанные фирмой кондиционеры встраивают в штатную систему вентиляции автомобиля. Такой интегрированный кондиционер был первоначально разработан и для "Самары", причем в двух вариантах. Однако испытания в климатической камере показали, что такое решение здесь неприменимо из-за некоторых конструктивных особенностей "Самары". Витоге появился третий вариант системы кондиционирования, где "родные" воздуховоды "Самары" не задействованы. Испаритель с вентилятором установлен под отопителем. Теперь "борода" "Самары" стала длиннее и достает до тоннеля пола. Кожух, которым закрыт испаритель, гармонично вписан в простейший, по современным меркам, интерьер вазовской машины. На этом кожухе смонтировано управление кондиционером, здесь же два дефлектора для подачи холодного воздуха. Еще две точки подачи "холода" - по углам панели, под штатными динамиками. К ним проложены воздуховоды от отопителя. Откуда на панели "Самары" динамики? - удивятся некоторые читатели. Они есть в так называемой высокой панели - ею комплектуют часть машин. Итальянский кондиционер устанавливается на машины только с такой, высокой панелью. Несколько слов о том, как размещены под капотом основные агрегаты для кондиционирования воздуха. Компрессор установлен на специальном кронштейне, для крепления которого никаких операций с блоком двигателя не понадобилось - использованы пустующие отверстия. Генератору пришлось потесниться. Он теперь закреплен на кронштейне жестко, а для натяжения ремня предусмотрен специальный ролик. Сам ремень поликлиновой, поэтому шкивы генератора и коленчатого вала здесь другие. Бочонок ресивера расположился на правой чашке стойки, конденсатор с вентилятором - перед штатным радиатором "Самары". Элементы электросхемы, шланги, патрубки аккуратно вписаны в моторный отсек. Ни малейшего намека на кустарщину - видно, что работала серьезная фирма. Теперь опробуем кондиционер в действии. На подопытной "девяносто третьей" полуторалитровый мотор. На машину с двигателем объемом 1,3 литра установить кондиционер можно, но дополнительная нагрузка на более слабый агрегат приведет к более заметному снижению ездовых характеристик. Особого навыка для пользования кондиционером не требуется: один переключатель ведает температурой воздуха, второй - производительностью вентилятора. В осенние дни, когда температура за бортом немного выше нуля, включать кондиционер совсем не хочется. Но испытывать - так испытывать. Действуя переключателем, пробуем разные режимы работы. Никаких вопросов не возникает, пока вентилятор не включается на макси-