114
115
йоимийламиУЛУЧШАЕМ J ОХЛАЖДЕНИЕ "ВЕТЕРАНА"В системах охлаждения старых автомоЭксплуатировать автомобиль-ветеран, сошедший с конвейера лет 30 назад билей часто предусматривалось использоили больше, отнюдь не просто. И все же этих машин или чуть более вание обычной воды. Но в холодное время позднего выпуска на дорогах еще очень много, дай в ближайшие годы года применение ее - крайне хлопотное деостанется немало. Конструкция отдельных узлов, а то и систем этих ло: перед поездкой нужно залить в систему "старичков" часто столь же устаревшая. О том, как усовершенствовать горячую воду, а сразу по окончании ее - систему охлаждения старого автомобиля, рассказывает Росс ТВЕГ. слить. Нельзя заливать недостаточно нагретую воду, иначе, соприкоснувшись с "промороженными" трубками радиатора, она может нормы на холостом ходу, буквально на глазах ся не воздух, а жидкость из бачка. Чтобы тотчас замерзнуть, что, во-первых, разруперегревается, едва вы станете разгонять оборудовать своего "старичка" расширишает радиатор, а во-вторых, препятствует машину. Надежда на то, что поможет обдув тельным бачком, можно купить готовый от успешной "проливке" всей системы. Сливавстречным потоком воздуха, совершенно наавтомобилей ВАЗ-2101...2107 (рис. 1). Нают воду тоже горячей, чтобы ее не "схватипрасна: коль скоро жидкость в радиаторе неружный диаметр патрубка у бачка часто ло" морозцем. Еще одна проблема - тща- подвижна, обдув не спасет. оказывается больше, чем у пароотводной Рис. 1. Установка расширительного бачка от "Жигулей". 1 - бачок; 2 - шланг; 3 - пароотводная трубка: 4 - пробка радиатора: 5 - радиатор; а - вставка из подходящего куска шланга; б - металлический переходник.Рис. 2. Самодельный бачок из полиэтиленовой банки: 1 - банка; 2 - пробка банки; 3 - шланг 4 - пароотводная трубка; а - вариант патрубка из металла. тельное удаление остатков воды из некоторых мест системы. Известны случаи, когда вода, например, замерзала в сливном кранике (если он есть на машине) и... разрывала его. Опасные с этой точки зрения остатки воды могут быть в лежащем горизонтально радиаторе отопителя, как, например, на "Жигулях" (особенно в его трубках). Нужно ли доказывать, насколько удобнее в эксплуатации антифризы - хотя бы всем известный Тосол"? Но здесь есть проблемы. Одна из них связана с большим коэффици-ентом объемного расширения "Тосола" в сравнении с водой. Если на автомобиле, не имеющем расширительного бачка ГМосквич412", 2140, "Волга" ГАЗ-21, некоторые "пожилые" иномарки), применить "Тосол", систему нельзя заполнять больше чем на 93-95%, иначе при выходе ее на рабочий режим излишек жидкости будет выброшен наружу. Но и перестраховка здесь не лучше: при недостатке жидкости в верхнем шланге системы охлаждения появляется воздушно-паровая пробка. Из-за нее нарушается циркуляция жидкости через радиатор, двигатель быстро перегревается, особенно при большой нагрузке. Например, двигатель, температура которого, казалось бы, лишь немного выше 114 ЗРЛМ 3/97 А УЕ Итак, в системе охлаждения - даже рассчитанной когда-то на воду - лучше иметь расширительный бачок. Во-первых, вода тоже расширяется при нагреве; вовторых, благодаря ее запасу в бачке систему можно довольно долго не пополнять (в летнее время). При закипании воды в радиаторе ее излишек выбрасывается в бачок, где он охлаждается, а пары конденсируются (часть улетучивается). При остывании машины после поездки в систему засасываеттрубки 3 радиатора 5. Шланг обычно подбирают по бачку - тогда на трубку 3 можно надеть подходящий кусок шланга меньшего диаметра, чтобы на него плотно насадить основной шланг (а). Другой вариант - с металлическим переходником между двумя участками разных шлангов (б). Наконец, ес-Рис. 3. Пробка радиатора в системе без расширительного бачка: 1 - центральный стержень; 2 - корпус пробки; 3 - дисковая пружина; 4 - пружина выпускного клапана; 5 - выпускной клапан; 6 - прокладка выпускного клапана; 7 - горловина радиатора; 8 - впускной клапан с прокладкой; 9 - пружина впускного клапана; 10 - седло; 11 - пароотводная трубка; а - открыт выпускной клапан; б - открыт впускной клапан. GOHMHG оимадламиРис, 4. Пробка радиатора системы с расширительным бачком: 1 - выпускной клапан; 2 - вентиляционный клапан; 3 - горловина радиатора; 4 - корпус крышки: 5 - уплотнитель; 6 - патрубок отвода жидкости к бачку.Рис. 5. Пробка расширительного бачка автомобиля ВАЗ-2108,2109:1 - уплотнительная прокладка; 2 - резьбовая пробка с пазом; 3 - горловина бачка; 4 - латунный блок клапана: 5 - выпускной клапан; 6 - пружина впускного клапана; 7 - впускной клапан; 8 - пружина выпускного клапана.Рис. 6. Переделанная пробка радиатора "Волги" ГАЗ-21: 1 - горловина радиатора; 2 - корпус пробки; 3 - дисковая пружина; 4 - место пайки; 5 - резиновая прокладка (новая деталь); 6 - впускной клапан (пружина удалена).ли использовать пластиковый шланг.ти, нагрев его, удается (до известных пределов) увеличить или уменьшить диаметр одного из концов - смотря что вам удобнее. (При уменьшении диаметра обязательно поставьте стягивающий хомут!) Если "жигулевский" бачок вас чем-то не устраивает, можно изготовить собственный, используя, например, полиэтиленовую банку из-под моторного масла (рис. 2). В пробке банки вырезают отверстие с таким расчетом, чтобы шланг плотно сидел в ней тогда вы сможете отрегулировать расстояние от его конца до дна банки (5-10 мм). А чтобы бачок мог вентилироваться, в пробке достаточно проколоть отверстие диаметром около 1 мм. Некоторые умельцы вместо этого вделывают в дно банки патрубок, состоящий из корпуса, гайки, шайб и прокладок (а), а то и "вваривают" с помощью паяльника патрубок из полиэтилена (здесь нужную деталь часто удается найти среди старых детских игрушек). Бачок постарайтесь расположить как можно выше, закрепив его на брызговике или на самом радиаторе. В этом случае для подсоса воды при остывании двигателя не потребуется большого разрежения, что снижает возможность проникновения в систему воздуха, а главное - опасность "сплющивания" тонкостенных трубок радиатора внешним давлением. Теперь обратим внимание на пробку радиатора - узел весьма важный. На автомобилях-ветеранах, например ГАЗ21, пробка устроена так, как показано на рис. 3. Здесь два предохранительных (дренажных) клапана. Один из них "паровой" или выпускной 5 открывается при повышении давления в системе на 0,45 - 0,6 кгс/см2 (например, при высокой мощности, развиваемой двигателем). Другой клапан - воздушный или впускной 8. Он открывается, когда система остывает (после поездки) и давление в ней становится ниже атмосферного на 0.01-0,1 кгс/см2. Усилия пружин клапанов специ-ально подобраны. Клапаны предотвращают разрушение радиатора. Если система работает на "Тосоле" и включает расширительный бачок, как "Жигули" например, то пробка устроена иначе: взгляните на рис. 4. Во-первых, здесь есть резиновый уплотнитель 5 горловины радиатора, обеспечивающий герметичность. Вовторых, клапан, который мы недавно назвали выпускным, здесь не имеет пружины, а свободно висит на своем стерженьке, образуя между прокладкой и седлом зазор около 1 мм. Этот клапан вентиляционный: при умеренном режиме работы двигателя "Тосол" свободно перетекает из радиатора в расширительный бачок или обратно. При резком "форсировании" двигателя, а значит, быстром повышении температуры дополнительно увеличивается объем жидкости и давление в системе - тарелка клапана с прокладкой поднимается и ложится на седло. Теперь радиатор разобщен с расширительным бачком, давление в системе увеличивается, исключая закипание охлаждающей жидкости при более высокой температуре. Это улучшает теплоотдачу радиатора. Если температура станет еще выше, то по достижении давления 0,5 кгс/см 2 откроется выпускной клапан 1и выпустит часть кипящего "Тосола" в расРис. 7. Установка термостата (ВАЗ-2101...2107) на ГАЗ-21: 1 - нижний бачок радиатора; 2 - верхний бачок радиатора; 3 - помпа; 4 - термостат.ширительный бачок, предотвращая повреждение радиатора. Кстати, здесь не вредно напомнить: если двигатель перефелся - не следует, остановившись, спешно выключать его. На холостом ходу он выделяет гораздо меньше тепла, чем на мощностном режиме, циркуляция же 'Тосола" в системе охлаждения продолжается. В целом ряде случаев бывает даже полезно для охлаждения увеличить число оборотов на холостом ходу, чтобы ускорить циркуляцию жидкости. Внезапная же остановка перефетого двигателя может обернуться бедой - например, короблением деталей. В системах охлаждения автомобилей ВАЗ-2108, 2109. 1111, ЗАЗ-1102, 1105 пробка системы перекочевала с радиатора на расширительный бачок. У нее снова появились два клапана - впускной и выпускной с пружинами (рис. 5), но параметры работы клапанов более жесткие: выпускной открывается при давлении 1,2 кгс/см2, а впускной -0,03-0,13 кгс/см2. Для тех, кто пытается усовершенствовать системы охлаждения "Москвича-412", 2140, проблема пробки не существует - достаточно купить пробку от "Жигулей", которая в точности подходит. А вот пробку "Волги" ГАЗ-21 желательно переделать, как показано на рис. 6. Под дисковую пружину 3 ставим резиновую прокладку 5, а пружину впускного клапана 6 удаляем, превратив его в вентиляционный. Обратите внимание: часто развальцовка центрального стержня в пробке негерметична, отчего здесь возможен подсос воздуха вместо жидкости из расширительного бачка. В этом случае самое простое - герметизировать это место пайкой 4, лучше - латунью (более прочно). На автомобилях-ветеранах, как показал опыт, хорошо работает термостат от "Жигулей". Благодаря большим проходным сечениям он обеспечивает быстрый прогрев двигателя после пуска и не допускает чрезмерного охлаждения в холодную погоду, что очень кстати для вас, если вы включаете отопитель. Поэтому старый сильфонный термостат лучше заменить вазовским (или ему подобным) с твердым наполнителем. Установка такого термостата в систему охлаждения "Волги" ГАЗ-21 показана на рис. 7.2-1-ЗА РУЛЕМ 3/97115