54
55
егодня мир покрыт сетью дорог, но и бездорожья хватает - отсюда, наверное, стремление создавать технику, приспособленную к сложным условиям. А вот появление в ряду автомобильных и мотоциклетных соревнований триала, на мой взгляд, объяснить невозможно. Судите сами. Скорость в триале не имеет никакого значения, залог успеха - в ловкости водителя и, как ни странно, "ловкости" самой машины. А специальная трасса - естественная или искусственно созданная полоса препятствий, да такая "капитальная", что назвать ее просто бездорожьем язык не поворачивается. Валуны в человеческий рост, бревна в три обхвата, ямы непомерных размеров и прочие штуки, которые обычный водитель объедет за километр, уложены компактно и, как правило, с изрядным перепадом высот между стартом и финишем. Кому придет в голову колесить по таким, с позволения сказать, трассам? Никому? Вот тут вы ошибаетесь. Особенно поражает, что первыми до триала додумались мотоциклисты. Хотя, вероятно, на легкой и маневренной машине по буеракам прыгать легче, чем на трехосном самосвале. Посмотришь на такую трассу с непрывычки - охватывают сомнения: может, альпинист такой маршрут и одолеет, а вот мотоциклист... Тем не менее, чемпионат мира по мототриалу проводится давно и пользуется популярностью. Легковые автомобили сей напасти избегают - видимо, силенок маловато, а грузовики уже дошли до уровня первенства Европы. К сожалению, без участия нашей страны, которая по части триала от Запада отстает безнадежно. Впрочем, безнадежно ли? КТО ИГРАЕТ В ЭТИ ИГРЫ В городке Бронницы, под Москвой, расположился центр исследований и испытаний военной автомобильной техники 21-й НИИИ(АТ) МО РФ. До недавних пор эта почтенная организация проводила на своей территории и своими силами только кроссы, теперь занялась и триалом. Для этого надо было не только на голом месте построить целиком искусственную трассу, не только подготовить судейскую бригаду, но и каким-то образом найти участников. Последняя задача особенно сложна - попробуйте, скажем, из футболистов сколотить команду гребцов, да чтоб пришли со своими лодками. Однако и это военным удалось вполне. Подозреваю, что даже не пришлось никого уговаривать. Все ведущие наши автозаводы, которые делают (или хотели бы делать) полноприводные грузовики, - ЗИЛ, КамАЗ, ГАЗ, "УралАЗ", а также засекреченный Арзамасский машиностроительный, 54 ЗРЛМ 3/97 А УЕСШЛИ С УМАявились как один. Кроме того, из Белоруссии приехали мазовцы; не хватало разве что гостей из украинского Кременчуга. Нашлось кого и за руль посадить. Легче всего было, пожалуй, КамАЗу: благодаря многолетнему участию в ралли-рейдах он располагает мастерами спорта международного класса. Виктор Московских вывел на старт машину с колесной формулой 6x6, а Владимир Чагин - 4x4. Оригинально вышли из положения нижегородцы. Чемпиону России по кольцевым гонкам в классе "волг" (!) Николаю Демидову доверили некий прототип-гибрид бронетранспортера и тягача, а призер того же первенства Сергей Толстолуцкий поехал на новом грузовике ГАЗ-33097. Хозяева соревнований имели под рукой целый коллектив спортсменов во главе с чемпионом страны по кроссу Вячеславом Трефиловым. Привыкшие к победам на ЗИЛах. они пересели в кабины МАЗа и "Урала". Однако добрая половина участников - водители-испытатели разных заводов - в автоспорте дебютировала. Им было особенно сложно "с нуля" вникнуть во все тонкости триала. ПОЧЕМ СЕМЕЧКИ ДЛЯ "УРАЛОВ" Трассу бронницкие армейцы построили, почти не опираясь на опыт иностранцев (те для грузовых сражений чаще используют природные нагромождения препятствий). Разбили ее на пять участков, названных по-военному зонами. В качестве валунов и булыжника использовали детали бетонных балок и труб, а также парочку металлоконструкций. В ход пошли не только бревна, но и пни столетних деревьев, старательно врытые в землю. Колоритны названия отдельных препятствий - "Косогор", "Бурелом", "Траншея", "Бетонная змейка". Теперь о сути соревнований. Главная цель экипажа - грамотно, не нарушая правил, пройти все участки. Спешить некуда, времени на прохождение 100-150-метровых зон выделили более чем достаточно. А учитывали судьи только штрафные очки. Задел флажок-ограничитель трассы - 5 очков, прервал движение более чем на 3 секунды - 2 очка, сдал назад - 3 очка. Самые серьезные нарушения - выход автомобиля за пределы трассы, непрохождение участка и, собственно, превышение 3-5-минутного лимита времени - карались 20 очками, однако в Бронницах такое было исключением. Но уж если чей-то грузовик застрял, то всеми ведущими осями сразу, без тягача - ни в какую. На финише штрафные очки суммировались: у кого меньше - тот и выиграл. С точки зрения зрителя, у триала один существенный недостаток - невозможно отследить ход борьбы. Кто лидер, а кто аутсайдер, узнаешь, только когда судьи вывесили итоговый протокол. Зато зрелищности - хоть отбавляй. Обыкновенный серийный МАЗ продирается по завалу из бревен, короткобазный зиловский прототип скачет по пенькам, бэтээроподобное чудовище карабкается на вершину обледенелой железной горы. ГАЗ-66 и его модификации продемонстрировали невообразимую прыгучесть. "Уралы" - некоторый флегматизм: казалось, что для них жуткие катакомбы триала - семечки. И все это одновременно в нескольких зонах - честное слово, есть на что посмотреть! Одна досада - как раз на эти два декабрьских дня выпали суровые морозы, от которых стыла не только солярка.Машина победителей в зачете 6x6 - "Урал-4320" из Миасса.КОМУ это выгодноСначала я увидел машины и только потом - трассу. Наверное, поэтому сохранил дар речи. К старту допускали лишь полноприводную технику, разбив ее на две категории - серийные и несерийные (прототипы). Серийные делились на подгруппы в соответствии с колесной формулой - 4x4, 6x6 и 8x8 (в последней - один-единственный ГАЗ-59037, рожденный в Арзамасе для сугубо военных нужд). Объем и мощность двигателей роли не играли - еще одно существенное отличие от привычных нам канонов. Но главное - ни одна из этих моделей, за исключением КамАЗов, поднаторевших в ралли-рейдах, и отчасти "уралов", ранее к автоспорту не имела никакого отношения. Откуда у заводов такой энтузиазм к доселе неведомому триалу? Все очень просто: достаточно было взгляда на трибуну для высоких гостей, где стояло начальство Главного бронетанкового управЕдинственный четырехосный участник триала, ГАЗ-59037, в "грязевой ванне".ления МО - потенциальные заказчики. Нет, грузовики отнюдь не сошли с ума, добровольно согласившись лязгать бортами на рукотвор ных суперколдобинах. Без сомнений, триал - хорош! Но долго ли он протянет в наших условиях? Согласитесь, одну и ту же продукцию одному и тому же покупателю бессмысленно показывать по три раза на дню, особенно после того, как тот скажет: беру пятьсот штук. Не пропадет ли у заводов всякий интерес к триалу после совершения сделки? Ведь автоспорт в России до сих пор жив, потому что нужен прежде всего самим спортсменам. Далеко не все автозаводы в состоянии его поддерживать - самих бы кто.... К тому же нет уверенности, что участники бронницкого триала с первого же раза стали его горячими поклонниками: триалхорош, но не на свои личные деньги... А может, я ошибаюсь в своих пессимистичных прогнозах? Триал - слово хитрое, английское, у него немало разных значений. Тут вам и испытание, и проба, и попытка. А еще - покушение, переживание, злоключение. Наконец, опыт, в смысле эксперимент. Трудно сказать, какое окончательное значение приобретет этот вид спорта в России. Но первый опыт, безусловно,удался. Сергей ЗИНОВЬЕВ Фото Дмитрия Горячкина РЕЗУЛЬТАТЫ СОРЕВНОВАНИИ Зачетная группа 4x4:1. А. Новоселов, В. Смирнов ("Урал-4320", УралАЗ); 2. В. Московских, М. Богатвендинов (КамАЗ-43114, КамАЗ); 3. В. Курдяев, A. Овчинников ("Урал-4320", 21-й НИИИ). Зачетная группа 6x6:1. М. Честное, В. Баханов (ГАЗ-33097, ГАЗ); 2. B. Чагин, Н. Страхов (КамАЗ-4326, КамАЗ); 3. П. Хантурин, А. Куратов (ГАЗ-66-40, ГАЗ). Зачетная группа 8x8:1. Е. Плешаков, С. Кротов (ГАЗ59037, АМЗ). Зачетная группа "прототипы"; 1. Е. Гудович, О. Лазарев (ЗИЛ-390610, ЗИЛ).ЗА РУЛЕМ 3/9755