94
95
НЕМНОГО ИСТОРИИ В 1989 году удалось достичь согласия Главного управления ГАИ МВД СССР на то, чтобы отменить печально известные талоны предупреждений - штраф во многих случаях можно было платить прямо инспектору на дороге, не тратя время на сберкассу и группу разбора. Но через год уже ГАИ МВД РСФСР спохватилась, и... санкции против водителей ужесточили. А 24 декабря 1992 года, невзирая на вето президента, был принят Закон, который реанимировал талоны (теперь они называются "временными разрешениями"), ввел балльную систему учета нарушений, административный арест водителя, задержание транспортного средства, изъятие воДля каждого водителя есть два главных документа - Правила дительского удостоверения в качестд орожногодвиженияи Кодекс об административных правонаве залога до уплаты штрафа. рушениях ( К оАП РСФСР) со специальной главой об ответстЭтот закон вызвал возмущение венности за нарушение ПДД. Недавно в Министерстве юстиции авторитетных ученых-юристов в оббыла закончена работа над новым КоАП РФ, и он передается в ласти гражданского, уголовного, адГосударственную Думу, где пройдет три чтения. И очень важминистративного, международного но, чтобы депутаты при обсуждении документа учли интересы права. Чтобы успокоить общественбольшой группы своих избирателей - многомиллионной армии ное мнение, чиновники сказали: подоводителей. Интересы эти - объект постоянного внимания ряда ждите. внесем изменения при подгоученых-юристов, специализирующихся в области администратовке нового Кодекса, учтем ваши зативного права. Один из них - Леонид ОЛЬШАНСКИЙ , кандидат мечания. Забегая вперед, отметим: юридических наук, известный своими публичными выступлеполучилось наоборот. Два последних ниями в защиту прав человека за рулем. Ему - слово. года за закрытыми дверями Минюста в узком кругу кипела работа над ноНо Указ Президента был проигвым КоАП РФ. Документ создавался Такой подход соответствовал бы стоящую у светофора. Вы отъехали кв строгой тайне. Может, его создатенорирован - из стен Минюста вместо и Всеобщей декларации прав человеобочине и, руководствуясь Гражданли боялись преждевременной огладвух кодексов вышел один. Уже поэка, что особенно актуально сейчас, коским кодексом, заключили устное соглашение с потерпевшим - вы платитому его следовало бы вернуть на догда Россия вступила в Совет Европы. ски. предвидя очередной скандал? те за причиненный ущерб, он соглаработку. шается принять отворенную сумму. АРЕСТ ВОДИТЕЛЯ ДЕЛИТЬ КОДЕКС ПОПОЛАМ! До недавнего времени водитель Но ведь оба отъехали от места про6 июня 1996 года. Президент РФ ПРЕЗУМПЦИЯ мог быть подвергнут административисшествия - пусть всего на нескольподписал Указ № 810 "О мерах по укНЕВИНОВНОСТИ НА ДОРОГЕ реплению дисциплины в системе госуОдин из важнейших процессуному аресту на 15 суток по ст. 165 ко метров, но отъехали! То есть, дарственной службы". Правительству альных и конституционных принциКоАП РСФСР "за злостное неповинострого по Кодексу, обоим - 15 суток. РФ поручалось "завершить в 1996 г. пов - презумпция невиновности. В вение законному распоряжению или Абсурд, конечно (пока дело не косразработку проектов Административпроекте КоАП РФ этот принцип крайтребованию работника милиции или нется лично вас). Еще пример: гражного и Административно-процессуальне сужен. Отсутствует главное - народного дружинника". Ну, например, данин принял импортное лекарство ного кодексов Российской Федератребование трактовать сомнения в за отказ предъявить водительское или лечебную настойку на травах. И ции". То есть - не одного, а двух. Ведь пользу обвиняемого. А значит, он буудостоверение или проследовать в отто и другое имеет специфический запах. Инспектор предлагает подуть в Уголовный кодекс имеет свою "пару" дет игнорироваться в реальности. деление милиции. - Уголовно-процессуальный кодекс. И Чтобы так не случилось, в законоПо законопроекту, администратрубочку, а водитель требует проу Гражданского кодекса есть "вторая проекте обязательно нужно повтотивный арест налагается: а) за невыехать в наркологический диспансер, половина" - Гражданский процессурить конструкцию ст. 49 Конституции полнение требования работника милиибо трубочка изменяет цвет по любоальный кодекс. Единственный кодекс РФ и сказать: ции об остановке транспортного средму поводу, о чем знают не только химики и фармакологи. Инспектор не России - конгломерат норм - это "1. Вина гражданина, обвиняемоства; б) за оставление места дорожКоАП РСФСР. Отделить от него Адго в административном правонарушено-транспортного происшествия; в) за соглашается, водитель настаивает. И министративно-процессуальный конии. должна быть доказана полно и уклонение от освидетельствования на за это тоже 15 суток? декс - значит подробно описать такие всесторонне. состояние опьянения. процедуры, как участие адвоката, 2. Гражданин не обязан доказыДопустим, в машине играла муАРЕСТ МАШИНЫ прокурора, суд первой инстанции, вать свою невиновность. Бремя доказыка. Пассажиры громко разговариваДругое серьезное нарушение второй (вплоть до Верховного Суда зывания лежит на обвинителе - должли, смеялись. Водитель не услышал прав граждан - задержание трансРФ), порядок вручения повесток в ностном лице (административном орсвистка. И оказался в одной камере с портного средства (по заключению ГАИ, копий Постановлений и предпигане). уполномоченном привлекать к отпетыми уголовниками. (Да кроме большинства теоретиков права - несаний. Словом, все то, что в юридичеадминистративной ответственности. того, не всегда поймешь, какой машисанкционированный арест). Согласно ской науке называется "процессуаль3. Все неустранимые сомнения в не адресован свисток, особенно при законопроекту, водителя отстраняют ные нормы". В решении разделить совершении административного прамногорядном движении.) от управления при отсутствии у него КоАП есть не только логика, но и вонарушения трактуются в пользу обИли представьте другую ситуанеобходимых документов, хотя бы доздравый смысл. виняемого". цию: ваша машина слегка ударила веренности на право управления, илисновРЕПРЕССВ Госдуму передается проект нового Кодекса об административных правонарушениях94ЗА РУЛЕМ 3/97 подозрении, что он находится в состоянии опьянения, а машину задерживают при обнаружении неисправностей тормозной системы, рулевого управления или сцепного устройства у автопоезда. Не предусмотрены ни криминалистическая, ни техническая экспертиза тормозной и рулевой систем. Водитель. например, говорит:"У меня тормоза в порядке". Инспектор в ответ: "Нет, они неисправны". По юридическим нормам, сомнение толкуется в пользу обвиняемого. А в законопроекте наоборот - в пользу инспектора ГАИ. Достаточно ему ПРЕДПОЛОЖИТЬ техническую неисправность - водитель и пассажиры останутся ни с чем в холоде города или ночной пустоте загородной трассы. Вы спросите: ну хоть какие-то ограничения для репрессий заложены в законопроекте? Даже в Уголовном кодексе они есть: кого нельзя расстреливать, какие вещи не подлежат конфискации. Здесь послаблений нет. Пусть на улице дождь, снег, мороз, метель, пурга, в машине - маленькие дети, старики, беременные женщины, дипломаты, депутаты, инвалиды войны, ветераны труда. Ограничения не предусмотрены ни для кого! По прихоти инспектора любой из нас может быть просто-напросто вышвырнут из машины. Автомобиль же принудительно направляют на охраняемую платную стоянку. А забрать его можно, только устранив "причину задержания". Представьте этот заколдованный круг. Нельзя забрать машину, не исправив то, к чему придрался инспектор. А починить, доставив машину в техцентр, невозможно, потому что она арестована. Совершенно очевидно, что такая "схема" провоцирует вымогательство взятки со стороны сотрудника ГАИ. Кстати, почему за хранение машины должен платить водитель? Уже многократно подчеркивалось, что услуги оказываются только по взаимному согласию сторон и не могут носить принудительного характера. Если это услуга для ГАИ, то она и должна ее оплачивать, как заказчик. На стоянке машину могут повредить, разукомплектовать. В грузовике за несколько дней сгниют фрукты, направлявшиеся в магазин. А ответственность работников милиции за сохранность автомобиля... не предусмотрена! БАЛЛЫ ИТАЛОНЫВ довершение всего, в законопроекте сохраняется балльная система для учета нарушений ПДД. Сегодня тому, кто набрал 15 баллов в течениегода, грозит лишение права управления сроком до шести месяцев плюс штраф от 15 до 20 МЗ. По законопроекту-до двух пет! Компьютеров для каждой патрульной машины в стране нет, следовательно, опять сохранятся водительские карточки. А это в очередной раз нарушает принцип презумпции невиновности! Получается, водитель возит с собой компромат на самого себя и обязан его предъявлять по первому требованию работника милиции. Значит, сотрудники различных подразделений органов внутренних дел переложили на гражданина бремя сбора. учета и фиксации доказательств. А это, как известно, функции дознания и предварительного следствия. Очень точно сказал по этому поводу член Постоянной палаты Третейского суда в Гааге профессор Юрий Колосов: "...заставить водителя возить с собой талон - это все равно что обязать квартирного вора иметь при себе уголовное дело по предыдущей краже". Между прочим, по подсчетам криминологов и социологов, ни один документ не подделывали так часто, как талон предупреждений. Ни за что так часто не дают взятки, как за аннулирование баллов во временном разрешении. Другими словами, это источник многочисленных злоупотреблений. ЧТО ДЕЛАТЬ ИКТО ВИНОВАТ Почему же законопроект так нарушает права водителей и автовладельцев? Потому что для рабочей группы Минюста, готовившей проект КоАП РФ, автомобильную главу в Кодекс сочиняли сотрудники ГАИ1 Более того, среди членов этой группы многие работают в системе МВД или работали там раньше. В авторском коллективе не было ни одного ученого из таких солидных учреждений, как Российская академия государственной службы при Президенте РФ. МГУ. МГИМО и Дипломатическая академия МИДа России, Московская государственная юридическая академия, НИИ прокуратуры. НИИ адвокатуры. Из всего сказанного следует один главный вывод: законопроект необходимо направить на доработку. В число авторов следует включить гражданских юристов из названных выше (а может еще и других) учреждений. Только коллективная мысль и эрудиция крупных специалистов в различных сферах права может гарантировать объективность и беспристрастность документа, жизненно важного ДЛЯ КАЖДОГО ВОДИТЕЛЯ. Юрий КОЛОСОВ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой международного права МГИМО МИДа России, член Постоянной палаты Третейского суда в Гааге. Я объездил множество стран мира. Но нигде не встречал талонов предупреждений, водительских карточек, временных разрешений, иных учетных документов. Эти документы и балльная система учета нарушений ПДД должны быть изъяты из законодательства и практики работы ГАИ как источники взяток, подлога, шантажа, вымогательства. Одновременно необходимо изъять из законопроекта статью, предусматривающую задержание автомобиля. Во-первых, это не что иное, как несанкционированный арест. Во-вторых, достаточно поставить ненадолго машину у пикета ГАИ, чтобы водитель мог съездить за забытыми документами или вызвал техпомощь.СПЕЦИАЛИСТОВГеннадий МАЛЬЦЕВ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Указ Президента РФ № 810 "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" должен быть безусловно выполнен. В пункте 7 Указа, предусматривающем создание Административно-процессуального кодекса РФ, есть большой смысл. Отделение от Кодекса об административных правонарушениях (в нем останутся санкции за конкретные деяния) Административно-процессуального кодекса укрепит гарантии правовой защиты личности, сделает более работоспособными институты адвокатуры, прокурорского надзора и судебного контроля за законностью в сфере привлечения граждан к административной ответственности. В этом случае необходимо предусмотреть кассационную инстанцию при обжаловании постановлений о наложении административного взыскания.Александр ЯСТРЕБОВ, академик, Президент Академии юридических наук. На любое преступление и правонарушение влияют сотни факторов: социальных, психологических и т. п. На аварийность, по моему убеждению. влияют эмоциональное состояние водителя, освещенность трассы, дорожное покрытие. погодно-климатические условия и многое, многое другое. Однако разработчики законопроекта и представители ГАИ намерены бороться с аварийностью на дорогах России только репрессивными мерами. Думается, в первую очередь необходим комплекс мер. устраняющих социальные и технические причины ДТП. Административное же законодательство России следует привести в соответствие с международными стандартами.От редакции. Ко времени подготовки этой статьи к печати в нашем распоряжении находился один из рабочих вариантов законопроекта. По всей вероятности, при его обсуждении в парламенте будут внесены те или иные изменения, о чем мы сообщим читателям. ЗА РУЛЕМ 397 95