105
106
107
йоимийламиР11АЗБИРАЕМ ОТОПИТЕЛЬ "ЖИГУЛЕЙ"Эту операцию приходится выпол ­ нять, когда отказал электромотор вентилятора отопителя, перестал давать тепло радиатор или, хуже того, потек; сломан привод заслонок. Признаки не ­ исправностей очевидны. Кроме того, разборка этого узла необходима, когда засвистел или затрещал вентилятор отопителя. Дефект весьма распространенный на "жигулях" - требуется смазка электродвигателя и корректировка по ­ ложения вентилятора. Специальный инструмент не нужен. Работу (на примере ВАЗ-2107) начинаем с отключения аккумулятора. Затем крестообразной отверткой вывинчиваем четыре "самореза", крепящих жур ­ нальную полку: два снизу - к правой передней стойке кузова (фото 1), один слева - к центральной консоли панели приборов (фото 2) и последний вверху - к щиту моторного отсека (фото 3). В ывинчиваем еще два " с амореза " справа и спева, удерживающих корпус вещевого ящика ("бардачка") в панели приборов (фото 4). Сгибая края ящика, вынимаем его из панели (фото 5). Отверткой поддеваем на консоли крышку, закрывающую доступ к выключателям электроприборов (фото 6). В ы ­ винчиваем четыре "самореза", к репя ­ щих консоль панели приборов: два сни ­ зу на туннеле (фото 7, указаны стрелками) и два выше сбоку - справа и слева (на фото 2 указан стрелкой). Вынимаем пепельницу и за ней отверткой панель с часами (фото 8). Торцевым ключом "на 10" отворачиваем две гайки крепления консоли к панели приборов (фото 9). Вынимаем центральный отсек (емкость) из консоли, продев его через резиновый чехол рычага переключения передач (фото 10). Сдвигаем консоль вперед, протаскиваем через нее обратно панель сча ­ сами (фото 11). Отсоединяем колодки проводов от выключателейконсоли (фото 12) и снимаем ее. Убираем воз ­ духовод внутренней вентиляции. К лю ­ чом "на 10" отворачиваем гайку креп ­ ления воздуховода обогрева правого бокового стекла (фото 13). А теперь - внимание: предстоит от ­ соединить воздуховод (фото 14, поз. 1) З РЛМ3 97 105 А УЕ_>Vт»'*'— (воимийламипривода заслонок (4). Отгибаем одной или двумя отвертками защелки на заслонке бокового воздуховода (на фото 14 указаны стрелками). Прижимаем корпус заслонки к корпусу вентилятора и отводим от них воздуховод. Сразу не получится - придется немного повозиться, чтобы избежать поломок. То же выполняем ис левой стороны. Вынимаем правый воздуховод через нишу вещевого ящика (фото 15). Поддеваем отверткой четыре пружинные скобы (они удерживают корпус вентилятора), придерживая их рукой, чтобы не выскочили; по паре - слева и справа (фото 16). Опускаем его вниз. Отворачиваем скобы крепления привода заслонок в корпусе вентилятора (фото 17, указаны стрелками) и снимаем трос с поводка. Выдвигаем корпус вправо (фото 18). Переворачиваем его, отсоединяем красный провод (фото 19), снимаем разрезное резиновое кольцо с проводов (фото 20) и отделяем красный провод от жгута. Отсоединяем "массовый" провод, а третий - серый - режем с расчетом на последующее удобное соединение (скрепление) его при обратной сборке "печки". Снимаем корпус вентилятора. Ключом "на 7" отворачиваем скобу троса, приводящего кран отопителя (фото 21). Снимаем трос с поводка крана. Под капотом ослабляем затяжку хомутов резиновых шлангов, подводящих "Тосол" к радиатору отопителя. Снимаем их, подставив под патрубки емкость из пластиковой бутылки - из радиатора вытечет немного охлаждающей жидкости, которую легко таким образом собрать (кран отопителя должен быть открыт). Вывинчиваем два "самореза", крепящих уплотнитель патрубков радиатора (фото 22). Аккуратно наклонив, чтобы не пролить "Тосол", вынимаем и сам радиатор (фото 23). Теперь приступаем к разборке вентилятора. Вынимаем вентилятор с рамкой из корпуса (фото 24). Отстегиваем две пружинные скобы крепления электромотора к раме (фото 25). Отсоединяем провод от резистора (дополнительного сопротивления). Вынимаем моторчик. Ключом "на 14" немного отворачиваем гайку крепления крыльчатки на валу (фото 26). Это лучше делать с помощником, который будет держать лопасти, - одному легко их сломать. Снимаем с вала крыльчатку - у нее цанговое крепление. Отверткой снимаем пружинную фиксирующую шайбу с вала (фото 27). Снимаем резиновые подушки моторчика. Отворачиваем два винта на крышке и вынимаемот корпуса заслонки (2), которая, в свою очередь, входит в корпус вентилятора (3). Конструкция, да и сборка оставляют желать лучшего. Поэтому разъединять элементы следует аккуратно, иначе можно сломать пластмассовые детали 106 ЗРЛМ 39 А УЕ /7их гайки (фото 28). Аккуратно, чтобы не сломать щетки, вынимаем из корпуса (статора) ротор (фото 29) и следим за тем, чтобы не потерять регулировочные шайбы на валу ротора. Очищаем все от фязи и пыли, а щеточный узел ротора обраба- GOHMHGA6MHК этому несколько замечаний. Если радиатор отопителя оказался неисправен, его можно восстановить. Ведь но ­ вый стоит немало - в Москве около 400 тысяч рублей. Самый распространенный дефект - недостаточная пропускная способность трубок радиатора как правило, следствие неграмотной эксплуатации автомобиля. К примеру, устранение течей в системе охлаждения с помощью некоторых препаратов - жидкостей, порошков, таблеток. Б ы ­ вает, они на короткое время останавливают течь "Тосола" из расширительного бачка , но забиваюттоненькие трубки радиаторов, в первую очередь отопителя. Попробуйте сначала промыть струей воды и продуть сжатым воздухом трубки радиатора. Если не поможет, следует воспользоваться продающимися в магазинах препаратами для очистки радиаторов. Не даст результатов радиатор отопителя придется разобрать и отремонтировать. Работа несложная, под силу любому, кто держал в руках паяльник и горелку, работающую от бытового баллончика с пропаном. Отворачиваем трубки подвода 'Тосола". Разогреваем бачок с противоположной стороны до температуры плавления припоя и снимаем его. Тонкой проволокой или металлической полоской очи ­ щаем трубки радиатора и промываем их водой, ставим бачок на место иза ­ паиваем его с помощью той же горелки и паяльника. Случается, и новые радиаторы не дают столько тепла, сколько им предписано. Здесь виновата дефектная пе ­ регородка в бачке с трубками, которая по-иному организует поток "Тосола" часть жидкости не идет в трубки радиатора, а поступает сквозь перегородку из одной половины бачка в другую и сразу на выход в мотор. Ждать от такого ра ­ диатора "ташкентской" жары не приходится. Снять бачок с перегородкой так же просто, как без таковой - нужна лишь горелка. Восстановить уплотнение можно прокладками из резины и водостойкого герметика. И последнее. Радиатор дал течь его легко запаять. Но сначала найдите "худое" место. Для этого радиатор опускают в воду, закрывают одно из отверс тий , а вдругое под давлением до 1 кгс/см 2 подают воздух. Пузырьки ука ­ жут на поврежденную трубку. После сборки отопителя не забудьте заполнить систему охлаждения "Тосолом". Чтобы не было воздушных про-тываем мелкозернистой наждачной бу ­ магой, смазываем моторным маслом фетровые сальники двух подшипников скольжения (фото 30). Сборку отопителя проводим воб ­ ратной последовательности.бок, закрепите сначала нижний шланг на патрубке радиатора (см. фото 22), откройте кран отопителя, заполните си ­ стему. Дождитесь, когда из верхнего патрубка потечет "Тосол", и быстро на ­ деньте второй шланг - верхний. З РЛМ 3/97 107 А УЕ