120
ЛвтолюбителейIK Л ^ БЛ/ГАСЛИЦЕ 1У1 ДЛЯ ДИЗЕЛЬКОВМалые дизели популярны в Европе и Японии, где их применяют на легких грузовиках, джипах, легковых автомобиляхтакси и т.д. Америка в "малой дизелизации" практически не участвует - во всяком случае, пока. Поэтому специальные требования и методы испытаний масел для легких дизелей оговорены отдельно лишь в Старом Свете классификацией ССМС (Комитет производителей двигателей), а не американской API. Но к этому мы еще вернемся, а пока разберемся с конструктивными особенностями моторов с точки зрения "масленщика". Год назад мы рассказали о маслах для дизельных двигателей (ЗР, 1996, № 1). Речь шла о специфических особенностях грузовых дизелей, "благодаря" которым их масло не годится для бензиновых моторов (например, "Жигулей"). На легковых автомобилях применяют несколько иные дизели - их называют малыми. Таких машин все больше прибывает в Россию насовсем; думаем, вам будет интересно узнать особенности моторных масел для них. Тему продолжают специалисты НАМИ-ХИМ Александр ПЕРВУШИН и ВНИИНП Виктор РЕЗНИКОВ.Двигатель легкового автомобиля должен быть как можно меньше и легче. Для тяжелых грузовиков эти требования не столь важны, а для гусеничных тракторов, например, большой вес двигателя и вовсе явКлассификация по API ляется положительным \ фактором. Жесткие ограничения на габарит и массу дизелей легковых машин вынуждают конструкторов "ужиматься" до размеров бензиновых моторов. Небольшой диа ­ метр цилиндров и, следовательно, рабочий объем существенно ухудшают условия смесеобразования и сгорания по сравнению с большим дизелем.свойственно.) Следовательно, старение масла, повышение его вязкости в предкамерных моторах идет более интенсивно. Кроме того, в разделенных камерах сгорания частицы сажи получаются крупнее. Стало быть, чтобы поддерживать их во взвешенном состоянии, от масел требуются более высокие диспергирующие свойства.современного дизеля по сравнению с безнаддувным вариантом газы активнее прорываются в картер. Добавьте еще повышенную температуру деталей цилиндропоршневой группы и проблемы, связанные с охлаждением "разгоряченного" подшипника турбокомпрессора (частота вращения до 40 000 об/мин). Это дополнительные факторы, которые увеличивают "нагрузку" на масло и ..по ССМС скорость его старения. Много легковых дизелей эксплуатируют в городах, отсюда - высокие требования к экологическим показателям. Чтобы уложиться в нормативы, используют рециркуляцию отработавших (выхлопных) газов, автомобили оснащают катализаторами, а это также ужесточает условия работы масла.Сроки смены таких SERVICE GG-4,CCMC-D4.PD2, Чтобы получить необмасел, как правило, меньVOLVO VDS, MACK EO-L a world class Triton QLXiSAE 15W-40 Motor Oil ходимую мощность при маше, чем для бензиновых synthetic multigf adMngme oil designed to excej Ithe demands today's US and European diesel engines лом рабочем объеме, к о двигателей, установленленвал заставляют враных на тех же автомобилях (1 GALLON) 3785 ML щаться в два и более раз (см. таблицу). Гораздо ребыстрее, чем на тяжелых же масло меняют в многогрузовиках. Например, литровых грузовых дизеобычно номинальная мощлях: один раз за 20, а то и Спецификация "Мерседес-Бенц"... "Вольво"... "Мак", ность 12-, 14-, 16-литро40 тыс. км. вых двигателей достигаетМаркировка дизельного масла фирмы "Юнокал 76" (США). Итак, масло для малося при 1900...2100 об/мин, го дизеля нужно специальа 2-, 2,5-литровых - при 4000...4500 об/мин. Чтобы получить большую мощность, на ное. Покупая масло для своего легкового В результате растут механические нагрузки легких дизелях все чаще используют турбо- дизельного автомобиля, обратите внимание от инерционных сил на детали двигателя и наддув. Так, в 80-х годах из 15 дизельных на индексацию на упаковке. Солидные проразделяющие их масляные пленки, а время легковых автомобилей и легких грузовиков, изводители указывают все классификации и смесеобразования сокращается. Поэтому сделанных в Европе и Японии, только воспецификации, которым отвечает данный дизели легковых автомобилей нередко высемь были с турбонаддувом. Ныне из 25 продукт (то есть на соответствие которым он полняют с разделенными камерами сгорааналогичных моделей все оснащены турбоиспытан). Так, по кпассификации ССМС, ния (вихрекамерные и предкамерные). Однаддувом, а 10 - еще и промежуточным охмасло, "устраивающее" современные легконако такая организация рабочего процесса лаждением (интеркулером). Давление возвые дизели, обозначалось PD2 (passenger имеет существенный недостаток - образудуха во впускном коллекторе за турбокомcar diesel 2 - масло для дизелей легковых ется большое количество сажи. (Кстати, дипрессором превышает атмосферное в 1,5-2 автомобилей, второе поколение). Масла для зелям с непосредственным впрыском, котораза; и в цилиндрах на протяжении всего дизелей больших грузовиков обозначались рых становится все больше, это менее цикла оно выше, чем снаружи. Поэтому у индексами D3, D4, D5. Организация ССМС120 ЗА РУЛЕМ 3/97Motor Oil SAE 15WJ40