90
91
ТЕХНИКАСамыесамыеЭКОНОМИЧНЫЕ И ПРОЖОРЛИВЫЕИИ ЭКОН1аКто из нас не любит прокатиться с ветерком? Ради этого удовольствия мы, вжимая педаль в пол, порой забываем о неизбежных тратах на топливо. Впрочем, владелец среднего автомобиля может успокоить себя тем, что спортивному красавцу, обогнавшему его «как стоячего», полного бака малолитражки едва ли хватит и на сотню километров...В США по-прежнему популярны грузовики с бензиновыми моторами. «Форды» серии «Супер Дьюти» моделей F450 и F550 расходуют на 100 км примерно 25 л горючего.По аппетиту дьявольски прожорливому «Дьябло» мало равных даже средиспорткаров.ПРИЯТНОГО АППЕТИТА Утверждение «чем больше автомобиль, тем прожорливее» в целом верно. Карьерный самосвал «Катерпиллер797» охотно пожирает до... 783 л дизельного топлива на сотню километров! Правда, учитывая объем и мощность двигателя (117 ли 2535 кВт/3447 л. с ) , а также нагрузки, аппетит американЭО За рулем 7/2003ского Гулливера можно считать умеренным. Колоссальный расход топлива с лихвой окупается горой руды, перевозимой за одну ходку. Магистральные грузовики не чета карьерным собратьям. Трудяга, наматывающий десятки, а то и сотни тысяч километров в год, обязан быть экономичным, дабы не разорить владельца.Поэтому современный тягач во главе груженого 40-тонного автопоезда не так уж прожорлив. Например, шведский «Вольво-РН12» с 12-литровым двигателем, крутящий момент которого достигает 2000 Н-м, довольствуется 36 л/100 км. Для достижения такого результата машины буквально нашпиговывают электроникой,контролирующей работу двигателя и трансмиссии. Да и аэродинамике грузовиков уделяют едва ли меньше сил и времени, чем легковушек. Особый характер у дорогих спортивных машин. За несколько мгновений «полета» по автобану и эффектный старт от светофора придется расплатиться на бензоколонке. В «форсажных» режимах ЭКОНОМИЧНЫЕ И ПРОЖОРЛИВЫЕ6-литровый 575-сильный мотор <<Ламбортни-Дьябло GT» пьет в пересчете на сотню более 50 л бензина. При спокойной езде удастся уложиться «всего» в 38 л/100 км - своеобразный повод для гордости! На смену «Дьябло» пришла модель «Мурчелаго». По данным производителя, она экономичней - потребляет на сотню 15-30 л бензина. Но темпераментные водители, на которых и рассчитана машина, наверняка легко преодолеют верхний показатель. Похвастать неуемным аппетитом могут не только спортсмены, но и представительские седаны, и роскошные купе. В списке самых неэкономичных среди наиболее вальяжных - «Роллс-Ройс Корниш», недавно снятый с производства. «Раздутая» до объема 6,8 л «восьмерка», раскинувшаяся под капотом, говорят, завораживает характерным звуком. Но не только этим - при достаточно скромных для такого объема показателях мощности и максимальной скорости (242 кВт/329 л. с. и 225 км/ч) за каждые 100 км, пройденные по городу, «Корниш» выпивает до 27,5 л. Кстати, родственник «Роллса» - седан «Бентли Арнаж» и того прожорливей: в мегаполисе может потребовать до 30,7 (!) л/100 км.Не сильно отстают от британцев культовый в России «Мерседес-Бенц S» с моторами 6и5 литров и «АудиА8-Кваттро» предыдущего поколения с 6-литровым двигателем W12. Ни высокие технологии и современные материалы, ни тщательная сборка не способны отменить законов физики. С расходом под 25 л высокооктанового бензина на 100 км придется смириться, как с неизбежностью. НА ДИЕТЕ Вот уже более четверти века ежегодно проходят соревнования, по результатам которых выбирают самое экономичное авто в мире. Впрочем, на полноценный автомобиль обтекаемые пластиковые «капсулы» едва ли тянут: средняя скорость всего 20-25 км/ч. На такой режим настроены крошечные, объемом 10-200 «кубиков» двигатели мощностью в несколько «пони» (зачастую истюльзу«Фольксваген-Лупо», даром что экономичен, развивает 165 км/ч и разгоняется до сотни за 14,7 с.Автомобили - участники эко-ралли ни технически, ни внешне не напоминают серийные легковушки.ют даже моторы от авиамоделей!), да и те без конца отключают ради сбережения капель бензина. Дабы снизить и без того смехотворную массу машины, во время состязаний место пилота, как правило, занимают подростки. Но игра стоит свеч: рекорд, принадлежащий французской команде «Микроджули», кажется нереальным. В июне 2001 года на трассе «Рокингхэм Спидвей» в Великобритании удалось пройти на 1л топлива... 3620 км! В более понятных автомобилистам единицах расход составил 0,02762 л/100 км пути. Конечно, это фантастический показатель, абсолютно недостижимый в реальной жизни. Но за воротами полигонов и испытательных трасс прогресс последних лет тоже очень заметен. Основной прорыв совершен благодаря автомобилям с гибридными силовыми установками, сочетающими электромотор и традиционный двигатель внутреннего сгорания. Например, «Хонда-Сивик гибрид» довольствуется 3,45 л топлива на 100 км, а потребности дебютировавшей недавно «Тойоты-Приус» второго поколения и того скромнее. Пока гибриды набирают силу, пальму первенства держат дизельные малолитражки. «Ауди-А2» мощностью 45 кВт/ 61 л. с. довольствуется в среднем 2,9 л, а попавший в очередной выпуск Книги рекордов Гиннесса «Фольксваген-Лупо ТТЛ» перекрыл это достижение. В рекордном заезде протяженностью 6450 км автомобиль, оснащенный трехцилиндровым мотором объемом 1,2 л, расходовал в среднем 1л солярки на 50 км. Похожий результат в свое время показала «Тойота-Ярис» с 1,4-литровым дизелем, который позволял проходить на литре в среднем 44 км. Посчитайте, сколько тысяч километров намотал бы «Ярис», если бы «кушал» из баков «Катерпиллера» объемом. .. 6800 л. иЗа рулем 7/2003 91