86
87
88
89
ТЕХНИКАновинкиИЗОБРЕТЕНИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯНА СЕМИ СТУПЕНЯХо мнению конструкторов, даже шести передач легковым авто недостаточно. Новая коробка передач «мерседесов» - семиступенчатая автоматическая. Причем классическая гидромеханическая, а не ставший модным автоматизированный агрегатПс последовательным переключением. Предшественник 1995 года имел лишь пять ступеней. Зачем пошли на усложнение конструкции? Результатом внедрения новинки «7 Джитроник» (7G-Tronic) на моделях Е500, S430, S500, CL500 и SL500 должна стать экономия бензина (до 0,6 л/100 км) и сокращение времени разгона до первой сотни на 0,3 с. Эластичность в диапазоне 60-120 км/ч улучшилась еще заметнее. Конструкторы думали ио комфорте. Раньше переключение вниз на две ступени сопровождалось заметным рывком, особенно неприятным для пассажиров престижного автомобиля. Теперь переход с седьмой на пятую или с шес«Стояночный тормоз» ВыходнойБлокировка гидротрансформатораГидронасосАктуаторы с многодисковыми сцеплениями и планетарные наборы шестеренК рычагу КПной вал Гидротрансформатор Управляющие клапаны Силовая электроникаБлок управления с электромагнитными клапанами, датчиками и электроникойтой на четвертую будет, по уверению разработчиков, совершенно неощутим. Передаточные числа в новом агрегате подобраны так, что «расстояние» между первой и последней ступенями не больше, чем в шестиступенчатых коробках. «Лишняя» передача делает «автомат» похожим по характеристикам на бесступенчатый вариатор. Интересно, что с ростом числа ступеней работа управляющего контроллера и сервоприводов даже упростилась. Например, в режиме «кик-даун» (педаль в пол) переключение идет по схеме VTI—V—III, раньше в такой ситуации «перещелкивались» все передачи. Еще одна особенность «семиступки»: гидротрансформатор может блокироваться не только на высших передачах как прежде, но даже и на первой, что уменьшает время работы агрегата с пробуксовкой и снижает расход топлива. Любопытно, что семиступенчатая коробка передач не тяжелее прежней. Прибавку «лишней» стали компенсировали корпусом из магниевого сплава, кстати, впервые в серийных агрегатах. Для производства новинки концерн раскошелился на новый производственный комплекс в Штутгарте и принял на работу более 1000 человек.ИСКУССТВЕННЫЙ СПУТНИКервые «электронные» штурманы появились на иномарках еще в середине 90-х. В этой области Россия сильно отстает. Вряд ли штатная навигация скоро появится на отечественных машинах. Но альтернатива все-таки есть. Столичная фирма «Киберсо» предлагает портативный компьютер с кронштейном, GPS-приемник для связи с орбитой и программное обеспечение. Оно, пожалуй, самое важное - без хорошей электронной карты спутникАВТОМОБИЛЯтрудности, можно обратиться к меню «Справка». Навигатор сопровождает вас по маршруту голосовыми подсказками. Проскочили поворот - не страшно. Как только появится более короткий и удобный проезд, система предложит новый вариант. Устройство пока не отслеживает загруженность улиц. И если вам известны труднопроходимые места, можете помочь навигатору: отметьте эти участки на карте, и компьютер пересчитает маршрут. Навигационная система -Пне увидит местность. Пока охвачены лишь Москва и область, но уже обещают выпустить электронные карты для северной столицы и окрестностей. Вероятно, вскоре с навигатором можно будет путешествовать по всей России. «Софт» стоит около 100 долларов, еще примерно в 600 долларов обойдется «железо». С помощью «стилуса» (электронное перо) задаете на экране компьютера начало и конец маршрута. Если возникли непредвиденныеНавигационный набор для автомобиля: портативный компьютер с держателем, адаптер, GPSприемник с внешней антенной.хороший гид в незнакомом городе. Однако полностью заменить опытного штурмана система от «Киберсо» пока не в силах. Специалисты уже работают над более совершенным встроенным прибором.86За рулем 7/2003 ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯЛИШНИЕ ЦИЛИНДРЫ долойонцерн «Дженерал моторе» объявил о резком сокращении в 2005 модельном году... числа цилиндров на автомобилях «Шевроле-Трейлблейзер», а также «Джи-Эм-Си ЭнвойXL» и XSUV. Вместо привычных восьми и «бюджетных» шести цилиндров под капотом будут трудиться, соответственно, четыре или три. Правда, лишь до той минуты, пока водителю не потребуется вся мощность двигателя. Концепция так и названа «Объем по требованию» (Displacement On Demand). Идея отключать часть цилиндров на режимах частичной нагрузки не нова. Сегодня разработчики обещают экономию топлива 8%. Для двигателей V8 и V6 это совсем немало. При запуске работают все цилиндры. Половина отключается после выхода на посто-Кянную скорость. Контроллер закроет впускные и выпускные клапаны, перекроет подачу топлива к форсункам, а чтобы водитель не ощутил торможения, перенастроит управление дроссельной заслонкой. Ведь теперь для поддержания набранной скорости она должна быть открыта почти полностью, что уменьшает потери. А если водитель вдавит педаль газа, это послужит сигналом к включению всех цилиндров. Еще одна проблема на пути к экономии - плавность работы мотора. Нелегко заставить «шестерку» работать на трех цилиндрах, чтобы она не «троила» слишком явно. Согласитесь, ездить на трясущемся «Трейлблейзер» даже ради экономии бензина охотников не найдется. Похожую конструкцию применили и на концептуальном «Кадиллаке-Сикстин» (см. рубрику «Концепт-кар»). Только там цилиндры отключают «четверками».На правах рекламыМОЩНЫЙ АККУМУЛЯТОРНАДЕЖНЫЕ ПАРТНЕРЫwww lakРЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ Первая Аккумуляторная Компания: Магнитогорск (3519) 29 08 62 Нижний Новгород (8312) 69 44-60, Уфа (3472) 43-07- '4. Челябинск (3512) 73-32-22. Астрахань (8512) 34-69-75 ЧП Липецкий Барнаул (3852) 41-98-74 Ангз. Борисоглебск (07354) 31-188 ЧП Мячина Брянск (0832) 41-35-39 ЧП Казакова Волгоград (8442) 35-52-79 ЧП Ананьев: Волгоград (8442) 30-64-88 Старт Ижевск (3412) 52-59-39 Компания Автомир: Иркутск (3952) 35-42-95 Centra-Иркутск: Казань (8432) 13-73-36 ЧП Родионова Е.А.: Калуга (0842) 59-31-71 Колесо: Красноярск (3912) 36-32-81 СИБАКБ-Инвесг: Курган (35222) 53-28-71 ЧП Бооивик. Курск (0712) 54-02-83 ЧП Фомин: Мурманск (8152) 43-58-01 Тандем Мурманск. Новокузнецк (3843) 47-22-72 Техношина. Новосибирск (3832) 94-63-69 Коммерческий Автоцентр: Омск (3812) оЗ 67-01 Аккумуляторный рай. Оренбург (3532) 70-33-13 ЧП Култаев. Пенза (8412) 18-70-83 ЧП Савкин Ростов-на-Дону (8632) 47-12-34 Бонус Рязань (0912) 14-47-30 м-н Авгокрос: С.Петербург (812) 118-5929 ПКФ Аккума. С.Петербург (812) 349 12 12 Автопилот Саратов (84521 72 64 99 Автомагазины Таганка. Смоленск (08122) 4402 44 Тоемп Старый Оскол (0725I 22 78-10 ЧП Самосенок: Тверь (0822) .36-54-4? Компания Всеволод Томск (3822) 67-79-97 Фермерская компания: Тула (0872) 39-59-60 Tyna-Транс Оил: Череповец (8202) 50-17-97 Сальве.МАГАЗИНЫ В МОСКВЕ И ОБЛАСТИДайтек уп.Свободы. 12 490-22-63: Феникс-1 ул Толбухина. 8/1 448-11-85. Виндерс Хорошевское ш„ 35/1 195-10-24: М-н Орбита Строгинский Ь-р. 17 757-65-19 Фольмагаут М Любеоецкии район д Часовня 557-51-03: ТД Хантон ул Лобненская. 18 786 68-65: ТЦ Автозапчасти Ярославское ш.. 24 км., ул.Северная. 3: Диал профит Новосеневскии 3 506-61-35: Ю Строительный пр-д, 7 497-90-91: ПБ0ЮЛ Жахян Огородный пр.. 17 218-05 85: М-н Автозапчасти упАк Янгеля. 6/1 388-24-11: ПБ0ЮЛ Михайлова Зеленый пр-т, 6: 306-69-40: Цефей-Н ул Дыбенко. 44 451-13-84, Агрика-2001 ул.Фаооициуса. 33 991-62-98. Авторынок Ярославское ш.. 24 км . ул Северная. 4 Контур-Лада г Балашиха. Горьковское ш.. 28-й км 521-83-01 Авто-98 г Зеленоград, корп.581 530-13-76 Автозапчасти г.Клип vn Литейная Ю (224) 27 346. Кросс-99 г Мытищи.За рулем 7/200387 ТЕХНИКАновинкиИЗОБРЕТЕНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ОТКРЫТИЯОТ ПЕРЕНОСА ФОРСУНОК...дея впрыска топлива (в том числе бензина) непосредственно в цилиндры живет и побеждает. На международном Венском симпозиуме двигателистов фирма «Форд» представила мотор «Дюраторк-Sci» (Smart Charge injection - умный впрыск заряда) с форсунками не во впускном коллекторе, а в цилиндрах. Видимо, скоро буквы Sci появятся на шильдиках «фордов-мондео». Переплатив за мотор, можно будет реже заправляться: расход топлива уменьшится на 6-8%. Двига-ИВ новом двигателе для «Мондео» поменять пришлось свечи. форсунки, клапаны и поршни.тель станет работать мягче, снизится и уровень вибраций. Профессор Рудольф Менне, руководитель разработки бензиновых двигателей «Форд» в Европе, заявил: «Мы обнаружили, что имеющиеся на рынке двигатели с непосредственным впрыском бензина не вполне удовлетворяют надеждам клиентов. Поэтому наша стратегия состояла в том, чтобы сделать мотор экономичным в более широком диапазоне оборотов».Новый «Дюраторк» экономит топливо лишь на режимах частичной нагрузки, подобно всем остальным «непосредственникам». «Умный заряд» помогают готовить управляемые компьютером заслонки во впускном коллекторе, где поток воздуха оптимально завихряется. Эта система впрыска разработана в содружестве с концерном «Бош» и напоминает широко применяемую технологию «коммон рейл» для дизелей. Толькодавление в рампе ниже всего 120 бар. Его обеспечивает специальный ТНВД «Бош HDP2» с приводом от распредвала. Sci стал на 5 л. с. мощнее предшественника и выполняет перспективные нормы Евро IV. Этих показателей, в частности, помогли достичь сверхмощная система зажигания (ее катушки совмещены с четырехэлектродными свечами) и сложный накопительный нейтрализатор окислов азота. мали и раньше, в частности, фирма «Бош». Но высокая цена тормозила распространение «вкусовых» датчиков. Новый же сделан по относительно недорогой технологии из оксида алюминия на керамическом основании и при массовом производстве найдет себе место в моторах даже самых доступных автомобилей. Кстати, у фрайбургской новинки уже есть конкурент. Свой вариант предложили ученые Института микроэлектронных схем, использовав пьезоэлектрические генераторы поверхностных акустических волн. Их датчик, правда, измеряет лишь вязкость и электропроводность масла.МАСЛО ОЦЕНЯТ... НА ВКУСнститут физических измерений в немецком городе Фрайбурге объявил о первых успехах в деле создания «электронного языка» для контроля качества моторного масла. Как известно, со временем содержание полезных присадок в масле уменьшается, а количество вредных примесей растет. Новый датчик постоянно пробует масло «на вкус». На его «язычке», как и на аналоге из животного мира, имеется несколько рецепторов, способных оценить щелочное число, налиИчие влаги, электрическое сопротивление, вязкость. Имея столь исчерпывающую информацию, даже не слишком сложный компьютер точно вычислит момент, когда пора высветить напоминание Сенсорное пленочное напыление ^акводителю посетить сервисцентр и сменить состарившееся масло. Другой электронный помощник подскажет кратчайший путь к СТО. Попытки создать подобные устройства предприни-^?w\1 \ 1 \ \ \ \Я^.a^a^fea^L^BwVКерамическая подложка V .~-^~./"^88За рулем 7/2003 МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛИ АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ. МАКСИМ САЧКОВШКИВ с помпы МОТОРУ ЛЕГЧЕсе чаще навесные агрегаты двигателя обходятся без ременного привода. Первенцем стал вентилятор, получивший собственный электромотор. Генератор вот-вот объединят с маховиком. Водяному насосу тоже пора переходить на электротягу. Такую помпу представила фирма «Кольбеншмидт Пирбург», известная поршнями, а в прошлые годы и карбюраторами. Ремень рвется нечасто и стоит недорого. Но в идеале антифриз не всегда нужно подавать с одинаковым давлением. В пробках, когда обороты двигателя минимальны, насосу лучше бы крутиться побыстрее, на шоссе - медленнее. В итоге,Ввместо расходуемых на его вращение ремнем 1,5 кВт легковому автомобилю достаточно электропривода всего в 200 Вт. Экономия топлива - до 0,5 л/100 км! Помпа становится элементом терморегулирования: управляющий контроллер знает, когда и как качать охлаждающую жидкость. При запуске в морозное утро можно вообще поначалу не крутить крыльчатку. А вот после остановки мотора, напротив, полезно еще некоторое время погонять жидкость через радиатор. Компоновщики тоже довольны: теперь насос можно размещать, не думая о приводе, пару проводов легко протянуть куда угодно.Еще одна особенность нового агрегата: ротор вместе с крыльчаткой заключен в герметичный тонкостенный кожух, не препятствующий магнитному полю, создаваемому статором. Это несколько уменьшило КПД, зато позволило избавиться от уплотняющих манжет. Нет и коллектора, бесконтактный датчик определяет положениеКрыльчатка помпы Герметичный кожухротора и через контроллер выдает сигнал на обмотки статора. В общем, изнашиваться в новом насосе практически нечему. Фирма «Пирбург» уже представила целую гамму электропомп мощностью от 100 до 1200 Вт. Значит, всерьез рассчитывает на успех во всех сегментах автомобильного рынка.ш\\\^ШкаашЛ~~—\ш^l/ |IPСтатор^^чIn \1j\Ш00&чВСЕ СИЛЫ!1_РоторНа правах рекламыСОБЕРИЕсли, управляя своим автомобилем, Вы испытываете дискомфорт, наблюдаете за большим расходом масла, упавшей компрессией, снижением мощности, то, вероятнее всего, это следствие износа рабочих поверхностей движущихся механизмов. Изначально заложенный потенциал, в процессе работы неизбежно теряет свои силы. Не спешите с капитальным ремонтом или заменой машины. RVS - это реальная возможность остановить износ и повернуть процесс в обратную сторону - к восстановлению. Увеличение ресурса работы масла, экономия топлива, уменьшение шумовых и вибрационных характеристик, значительное увеличение наката, уменьшение СО и СН, увеличение и выравнивание компрессии и давления масла, возможность длительного пробега в аварийных условиях при полной или частичной потере масла позволят чувствовать себя уверенным в любой ситуации. Москва Магазины сети «КЭМП», «За рулем», « ж ы порт» 705-07-90 и «Теяш» на Варшавской Юнй 338-32-00 000 -РВС-центр» 8 (095) 789-71-53 8 (095) 789-71-44 С-Петербург Подробно: 000 «fBC-Балтика» (812) 389-32433 Астрахань 000 «Ависто» 8 (8512) 35-32-90 Благовещенск www.rvs-tec.nu 000 «76 Ойл - Амур- 8 (4162) 52-56-84 Махачкала 000 -Азгосит» 8 (8722) 62-49-71 Пермь www.rvs-tec.com 000 «Пассат. 8 (3422) 40-52-59 Воронеж 000 .РусПромРамонг Воронеж» 8 (0732) 354-367 Череповец 000 « В Виктория» 8 (8202) 68-5Ш РС Произведено вФинляндии по лицензии НПО « Р успромремонт ( С - П етербург )«wsBy s „VS HtfSЗа рулем 7/200389