138
139
КЛУБ «АВТОЛЮБИТЕЛЬмотоУТОМИЛИ ПРОБКИ? САДИСЬ НА СКУТЕР!СКУТЕРРА-ИАЛЕКСАНДР ВОРОНЦОВЛЯ'то и говорить, когда за окном дождь со снегом или собачий холод, ездить лучше на машине. Даже стоять в пробках не так тягостно, сидя в тепле. Но, во-первых, не всем дано, а во-вторых, с наступлением лета в больших городах пробки становятся образом жизни. А ведь об этом кошмаре можно забыть но крайней мере до осени! И выход-то давно известен. Не надо изобретать велосипед - надо на нем ездить, лучше с моторчиком. Имя такому экипажу - мотороллер, но длинное и непозоротливое, оно через 50 лет превратилось в короткое и динамичное «скутер». Строго говоря, это одно и то же: разновидность мотоцикла со сдвинутым под седло мотором, удооным для посадки проемом и развитыми облицовками для защиты седока от грязи и набегающего воздуха. Подлинный бум на эрзацмотоциклы грянул в середине XX века. Поначалу в середине 30-х полыхнуло в США (там этот аппаратик и прозвали скутером - scooter), а после войны зараза быстро расползлась по Европе (окрестившей новинку «мотороллером») и Японии. Стремительно пройдя курстехнической эволюции, эти стрекоталки посягнули на роль автомобиля: мол, у взрослых. За это вскоре и поплатились: как только бюргер дорос до настоящего автомобиля, он, не мешкая, отправил двухколесного друга на свалку... Новая волна популярности вздыбилась лет двадцать назад. Породили ее топливные кризисы и пробки в мегаполисах. Потребовалось что-то дешевое, удобное в управлении и более пронырливое. Поднявшие эту волну японцы поначалу ориентировались на домохозяек, но вскоре сообразили, что главный покупатель - молодежь. Первоначальную сдержанность форм сменила элегантная спортивность, и громоздкое «мотороллер» окончательно уступило место стремительному «скугер». Современный скутер - машина для тех. кто не хочет торчать в пробках и спорить с инспекторами ГИБДД. Да, львиная доля этих самокатов - с 50-кубовыми моторами, и согласно ПДД они - велосипеды. Кое-кто ухитряется выдать за «полтинник» 100- и даже 125кубовый аппарат. Не секрет, что свобода от бюрократии часто главный аргумент в пользу покупки скутера. Второй же - фантастическая легкость обращения: дал газу - поехал, нажал на тормоз - остановился, об остальном «думает» вариатор. Наконец, третье, но не последнее достоинство: на скугере можно (пусть с оговорками) ездить в обычной одежде - пиджаке и галстуке. Гамма современных скутеров весьма широка - от примитивных и дешевых «табуреток» до огромных и роскошных «диванов». Для стандартных маршрутов работа-дом лучше всего подойдет «крейсер» средних размеров с четырехтактным мотором объемом 125200 см 3 : таковы «Италджет Джет-Сет», «Пежо-Электар», «Веспа», «Ямаха-Тео'с». Практичная разновидность - машины на 16-дюймовых колесах («Хонда-SH», «Априлиа-Скарабео»). В последние годы стремительно набирают популярность большие скутеры с растянутой базой. роскошными двухместными сиденьямикреслами и двигателями рабочим объемом от 250 см 3и выше: «Сузуки-Бер1 ман» (на заставке), «Ямаха-Маджести», «Пьяджо-Х9». У новейших экземпляров таких машин - «Хонды-Сильвер Уинг», «Ямахи Т-Мах» - двухцилиндровые мо- OnII«Becna-PX», 2-тактный 200 кубовый двигатель, 11 л. с , 4-ступенчатая КП. 99 кг, 102 км/ч.*Комфорт, экономичность, престиж - «ЯиахаМаджеств»: 180 см 3 ,16 л. с, 125 кг, 120 км/ч.торы мощностью до 55 л. с ! Они, конечно, не способны лавировать в городском потоке с изяществом 50-кубовых малюток, зато на шоссе с легкостью разгоняются до 160 км/ч. Противоположность таким гиперскутерам - машины спортивного склада («Джилера-Раннер», «Пежо-Джет Форс»). Их легко опознать по горбу, наполовину закрывающему проем между седлом и рулевой колонкой. Спрятанная в нем пространственная рама обладает гораздо большей жесткостью, столь необходимой для хорошей управляемости. Кстати, «Джет Форс» - первый серийный, оснащенный мотором с компрессором! Особняком стоят «внедорожные» модификации на пухленьких шинах с универсальным рисунком протектора: «Дэлим Е-Файв», «ЯмахаBWS». На редкость удачные снаряды для дачных развлечений! Такова даже не карта - приблизительная схема земли по имени Scooterra. Но надеемся, что она стала И все-таки в концепции скутера есть некий комплекс неполноценности. Ну почему он лезет из кожи вон, чтобы стать автомобилем? Новая «фишка» скугеры с крышей! Впервые идею воплотила «Хонда» в модели «Джиро-Канопи», а чуть позже ее с восторгом подхватили европейцы. Компания БМВ в своем футуристическом С1 (моментально ставшем хитом продаж) не только дает водителю крышу над головой, но и пристегивает его ремнями безопасности. Теперь обладатели таких машиненок судятся с местной дорожной полицией, доказывая, что шлем при гаком раскладе ни к чему. Скутеру уже не грозит гибель от автомобильной популяции - не те времена. Измученное заторами население все охотнее изменяет автомобилям и вверяет свою судьбу юркой двухколеске. Довольны и поборники экологии. Все же 150 кг железа требуют для передвижения меньше бензина, чем четырехколесная тонна. Примечательный симптом: во многих крупных городах Европы стараются ограничивать въезд автомобилей в центр города, зажигая зеленый свет перед скутерами. И еще один аспект: те же 150 кг легко везет электротяга. Крупные мотоциклетные концерны активно работают над «водородными» скутерами. История повторяется: громоздкие и прожорливые динозавры-автомобили могут вымереть под напором нового племени: юркого, экономного и экологичного. Продолжение темы - на с. 155. За рулем 7/2003 139Мегаскутер «Хонда-Сильвер (2 цилиндра, 582 см 3 .40 л. с . 204 кг, 160 утрет нос авто не только в пробке.' агм1л IsДамы выбирают скутеры на больших колесах. «Пьяджио Либерти»: 150 см 3 , 12,5 л. с . 99 кг, 98 км/ч.Все под крышу и пристегнуть ремни БМВ-С1:176 см 3 ,18 л. с , 185 кг. 112 км/ч.«Пежо-Джет Форс». 125-кубовый двигатель с компрессором - взрывное ускорение.