202
203
EXПGM GЩЬсекреты мастераЧИНИМ И ОБСЛУЖИВАЕМ КОНДИЦИОНЕРИГОРЬ ГОРФИН, ИНЖЕНЕР СЕРВИСНОГО ЦЕНТРА«АЛЬКОР»СВЕЖЕСТЬЗатем надо посмотреть, вращается ли прижимная пластина муфты компрессора. Это полоска металла на лицевой стороне шкива. Косвенный признак включения муфты - отчетливый щелчок при нажатии кнопки «пуск». Как правило, одновременно начинает вращаться вентилятор обдува конденсора. Эта парочка обычно располагает зазор (0,1 мм) до электромагнитной ется перед основным радиатором сисмуфты и начинает цеплять за магнит, темы охлаждения двигателя. Ее задача разрушая катушки. Затем выгорает - остужать хладагент. Иначе быстрый сальник, подшипник заклинивает, и рост давления в системе может ее разон проворачивается на валу, задирая рушить. Если что-либо из названного шейку компрессора. На все хватит пане крутится, проверьте предохраниры минут. В итоге замена дорогущего тель. Он обычно расположен отдельно узла гарантирована. (номиналом не менее 15 А). Проверять наличие хладагента, нажимая боС ЫСКНОЕДЕЛО родком на заправочный ниппель, не Настоящая мастерская начинается с дисоветую - можно обморозить руку. агностики. Сначала - визуальный осПоследнее, что доступно оценить на мотр: нюхаем, щупаем, слушаем. месте, - шумовой фон компрессора. Затем, подключив два манометра, изУловили подозрительный звук - немедмеряем давление до (низкое, до 4 атм) ленно выключайте. Скорее всего это и после (высокое -15-18 атм) компресвоет двухрядный закрытый подшипсора. Если здесь все в порядке, остается ник шкива компрессора. Последствия поискать неисправность в цепи управпредсказуемы. Поющие шарики выделения. Но львиная доля отказов все же ляют избыточное тепло, нагревая связана с недостатком хладагента. В сишкив. Расширяясь, он быстро выбирастеме он существует в двух состоянияхЛето для автомобилиста - благодатная пора. Только как справиться с летней жарой - включить посильнее вентилятор и открыть окно? А много ли прохлады принесет раскаленный загазованный воздух? Хорошая штука - люк в крыше. Но и он от гари да сквозняков не спасает. Иное дело - кондиционер. Отфильтрованный охлажденный воздух создает нужный климат. Но, как всякая сложная система, и эта порой весьма капризна.НЕ ВЕЕТ ХОЛОДОМ ?Определить неисправность проще простого. Если через вентиляционные решетки поступает воздух забортной температуры (кондиционер «не дует холодом») - агрегат не работает. Лампочка индикатора пуска при этом может спокойно гореть. Ей-то что, она лишь показывает, что кнопка управления нажата. Первое, что стоит сделать в таком случае - проверить под капотом, цел ли ремень привода компрессора. Может быть, он порвался или соскочил еще перед Новым годом, так бывало в нашей практике не раз.Комплект для поиска сложных течей.Соль и плоды ее «труда». Количество потребного хладагента определяют взвешиванием.Панель управления кондиционером. Этот конденсор нуждается в очистке.Устройство для контроля давления.202За рулем 7/2003 ЧИНИМ И ОБСЛУЖИВАЕМ КОНДИЦИОНЕР- жидком и газообразном. Давление насыщенных паров контролируют особо. Стоит ему упасть, датчик тут же блокирует пуск. Из-за этого, кстати, не удается включить кондиционер на морозе. При отрицательных температурах давление уходит за нижний предел. Причина утечки одна - разгерметизация системы (в основном из-за сквозной коррозии). Чаще всего страдает конденсор. Во время зимней безработицы он всегда холодный и мокрый, поскольку находится в передней части машины. Влага и дорожная соль провоцируют коррозию. Достается и проложенным поблизости трубкам. Часто магистраль дырявят при ремонте других узлов - мешает добраться до нужного места! И, конечно, мелкие повреждения дают выход газу: перетертая трубка, старая прокладка или шланг и т. п. Если течь не видна, используем специальный прибор - течеискатель. Их несколько. Тот, что попроще, извещает о приближении к месту повреждения щелчками - чем ближе, тем чаще. Другой предназначен для сложных случаев. Точечный свищ, например, может пропускать по капле в неделю. Тогда в хладагент добавляем флуоресцентный краситель. Течь находим в лучах ультрафиолетовой лампы. Теперь надо устранить повреждение. Перебитую трубку можно заварить (тут хорош прибор плазменного напыления «Димет», ЗР, 2000, № 8). Со сгнившей гораздо сложнее - залатал, а течь дала о себе знать в другом месте. Такие участки приходится заменять целиком. Но изготовить трубку нужной конфигурации непросто. Еще сложнее порой приладить ее на место. Так, на «Шевроле-Сабербен» для штатной замены магистралей кондиционера пришлось бы снимать кузов с рамы! Выход - в использовании гибких шлангов из фреоностойкой резины. Мы их делаем сами. Смонтировать такие удается, как правило, без особого труда. Да и служат они не хуже. Другая беда - разрушение насосной части. На ремонт она, к сожалению, не рассчитана. Максимум, что можно сделать - собрать, если повезет, из трех негодных компрессоров один. Прочие варианты преследуют единственную цель - оживить агрегат «на продажу». Здесь непаханое поле возможностей для народных умельцев. Одни заменяют сальники, не устраняя люфт вала, другие... отрезают негодный поршень, благо, что обычно их не меньше пяти. Возникший дисбаланс обязательноКомпрессор в разрезе.развалит компрессор, но, главное, до продажи авто дотянет. ЧУВСТВО МЕРЫ Восстановленную систему надо заправить хладагентом. Но прежде необходимо удалить воздух и влагу. Воздух, в отличие от фреона, в жидкую фазу так просто не переходит. В связи с этим при работе в магистралях возникает разрушительное избыточное давление. Водяные пары склонны к замерзанию и провоцируют коррозию. Процесс очистки называется вакуумированием. Собственно заправку производят через два порта (высокого и низкого давления). Хладагент - R-12 или R-134a. Каждая система кондиционирования спроектирована «под своего агента», замена не допускается. Объем заправки определяем по весу с точностью до 10 граммов. Исходные данные берем из справочника. Ошибиться можно только в минус. Это не страшно, после добавим. А избыток чреват гидроударом - ведь компрессор способен перекачивать только газовую составляющую. В лучшем случае гнутся его лепестковые клапаны, и в дальнейшем агрегат лишь делает вид, что работает. Остается добавить во фреон специальное масло для смазки трущихся частей компрессора. Оно тоже привязано к «собственному» хладагенту. Перепутаешь - не миновать серьезных повреждений насосной части. Порой автомобилист, желая сэкономить на заправке, приглашает, например, мастера по бытовым холодильникам. Там он может быть спец, но в их деле все рассчитано на иные давления.Магистрали под капотом, может, и не разорвет, но компрессор накроется обязательно. ПОД ПРИСМОТРОМ Как любая другая система, кондиционер любит ласку, чистоту и смазку. Смазочное масло, находящееся во фреоне, в нем не растворяется и при длительном бездействии скапливается в отдельных местах. Чтобы разогнать его по трубкам, кондиционер надо периодически запускать. В том числе и зимой, воспользовавшись, например, теплым помещением мойки. В чистоте необходимо содержать конденсор и испаритель. Первый достаточно промывать струей воды с невысоким напором. Опасайтесь мощных моечных установок высокого давления - такие запросто могут разрезать алюминиевые соты. С испарителем немного сложнее. Установлен он под «торпедо» и добраться до него нелегко. Набрав пыли, со временем начинает источать неприятный запах. Автохимией можно удалить только слабую грязь и болезнетворные бактерии. Но это возможно, если следить и ухаживать регулярно с первых километров. Запустили процесс - разбирайте панель и снимайте налет механическим способом, на подержанных машинах мы так поступаем почти всегда. И последний совет - по весне тщательно вымойте части системы, на которые могли попадать грязь и соль. А потом - нажимайте на кнопку и вовсю наслаждайтесь прохладой и зимней свежестью. •За рулем 7/2003 203