72
73
74
беЗОПасНОСТЬПЕШЕХОДНЫЕ ТЕСТЫМЕСТО ВСТРЕЧИ МОЖНО ИЗМЕНИТЬМАКСИМ САЧКОВбы смягчить (в прямом смысле тоже!) последствия удара, конструкторы должны изменить место встречи плоти с металлом, то есть кузов автомобиля. Вот почему в список испытаний, проводимых независимыми экспертами, наряду с фронтальными и боковыми ударами машин, все чаще входят «пешеходные» тесты. СОХРАНИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО Недавние поправки к Директиве 70/156 Евросоюза обязывают производителей к 2005 году внести серьезные изменения в конструкцию автомобилей (ЗР, 2003, № 6). Фирмам дали небольшую отсрочку, чтобы они подогна-Современные автомобили способны защитить водителя и пассажиров даже в серьезных авариях. А вот о безопасности пешеходов, которые очень часто страдают в дорожных происшествиях, производители думают обычно меньше.Представим самое худшее: ни фары дневного света, ни эффективные тормоза, ни четкое рулевое управление не помогли избежать наезда. Столкновение беззащитного человека с бездушной машиной неотвратимо. Какова она, эта машина? Вопрос совсем не праздный. Что72За рулем 7/2003 ПЕШЕХОДНЫЕ ТЕСТЫя/^яяяаятшшаатитштмШтшИзбежать травм, конечно, не удалось. Но они были бы куда серьезней, попади манекен под высокий вседорожник с «кенгурином».ли перспективные модели под новые требования. Насколько это удалось, покажут сертификационные испытания. Чтобы успешно сдать будущий экзамен, конструкторы уже сейчас «играют» углами наклона элементов передней части машин, работают над усилителями кузовных деталей, колдуют над зазором между двигателем и капотом. Очевидно, на «кенгурины», которыми сегодня украшены «носы» многих вседорожников, наложат табу. Нормы 2005 года будут не очень строгими. Но уже к 2010-му требования ужесточат и, вероятно, без дополнительного спасательного оборудования пройти тесты будет сложно.На правах рекламыВозможно, со временем появятся даже наружные эйрбеги - над ними интенсивно работают многие фирмы. Конструкторы экспериментируют со специальными механизмами, приподнимающими капот, который должен, отодвинувшись от жесткого двигателя, смягчить удар, проектируют иные мудреные устройства (ЗР, 2002, № 2). Одним из последних достижений в борьбе за жизнь и здоровье пешеходов стал алюминиевый капот с так называемыми противоударными конусами (Shock Cone Aluminium Hood), впервые примененный на роторной «МаздеRX8». По сравнению с деталями предыдущего поколения его легче деформировать, а потому, как утверждают конструкторы, риск повреждения головы снижен вдвое. ЗВЕЗДЫ НА КАПОТЕ Европейская программа оценки новых автомобилей (EuroNCAP), кроме основных испытаний на пассивную безопасность (фронтальный, боковой удар, «столбовой» тест - подробнее см. в ЗР, 2001, № 5), включает и пешеходный крэш-тест. При разработке методики обратились к статистике. Большинство наездов происходит на скоростях до 40 км/ч. Этот показатель и приняли для испытаний. Подопытными служатгл-1ЖИШ1Г>И Ч<РЖЬЬЬДК'•ЫЫе СервисныеМосква (095) 7450412 9606614 9234328 С-Петербург (812/ 3244005 Ульяновск (8422) 400159 343454 Ангарск (3951) 517316 Ст. Оскал (0725) 240760 Вологда (8172) 21 7996 Иркутск (3952) 432886иеНТПры: центры:: а CLGmxxiшКраснодар (8612) (86121 366245 366245 Нижневартовск ((3466) 624411 624411 Н.Новгород (8312) 166461 7S9059 Новосибирск (3832) 625111 Омск (3812) 641623 Ливны (08677) 22924 Самара (8462) S1S04S Сухой Лог (34373) 23242Челябинск (3512) 900252Череповец (8202) 297852 Таллинн +372S050474Тамбов (07S2) 561316 (3452/ 417262Производитель: ОАО Ульяновский авторемонтный за г. Ульяновск, ул. Промышленная. 2 тел.: (8422) 64-92 87. 64-92 88 http://www. lebedka. netЗа рулем 7/200373 безопасностьПЕШЕХОДНЫЕ ТЕСТЫ«Пешеходосберегаюший» капот Shock Cone Aluminium Hood фирмы «Мазда».Участки, разделенные на тестовые зоны: 1 - для головы взрослого; 2 - для головы ребенка; 3 - для ног манекенов.два манекена, чьи антропометрические данные соответствуют среднестатистическому ребенку и взрослому. Датчики на их телах фиксируют перегрузки, испытываемые куклами при ударе. Перед крэш-тестом переднюю часть автомобиля делят на 18 зон (см. рис.).РЕЙТИНГ АВТОМОБИЛЕЙ, УЧАСТВОВАВШИХ В ПЕШЕХОДНЫХ ТЕСТАХ EUR0NCAPМодель «Форд-Фиеста» «СЕАТ-Ивиса» «Ситроен-СЗ» «Опель-Корса» «Мини» «Фольксваген-Поло» «Ауди-А2» «Ниссан-Примера» «Тойота-Авенсис» СЛАБ 9-3 «Опель-Вектра» «Субару-Легаси» «Протон-Импиан» «Ягуар Х-тип» «Шкода-Суперб» «Эм-ДжиТГ-» «Мерседес-Бенц SIX» «Мазда-МХ5» «Хонда-SZOOO» «Хёндз-Санта Фе» «Мерседес-Бенц М-класс» «Джип-Чероки» БМВ-Х5 «Рейндж-Ровер» «Опель-Фронтера» «Сузуки-Гран Витара» «Хонда CR-V» «Ниссан Х-Трейл» «Ленд-Ровер Фрипекдер» «Мицубиси-Паджеро Пинин» Модельный Кол-во Кол-во баллов звезд год 2003 2003 2003 2002 2002 2002 2002 2003 2003 2003 2002 2003 2002 2002 2003 2003 2002 2002 2002 2003 2002 2002 2003 2002 2002 2002 2002 2003 2003 2003 14 14 11 986598755420 19 8764432220 19 10 71 •* •* •*•* * *•* * • * * * тг-аг** * *•* * * •• *•* *•-* *В зависимости от того, насколько «гостеприимной» окажется та или иная часть, каждой начисляют баллы, максимально - два. Результаты суммируют, затем оценивают автомобили более привычными по крэш-тестам звездочками. Чтобы получить четыре, необходимо набрать не меньше 28 баллов. Три звезды присуждают, если сумма 19-27 баллов, две - 10-18, одну - 1-9. В таблице - машины, испытанные по последним, ужесточенным в прошлом году правилам EuroNCAP. Неплохо показали себя небольшие автомобили. Лидеры получили две звезды: капоты мягко приняли голову взрослого. Довольно податливой была и кромка капота, о которую ударились ноги. Однако часть кузова, ударившая ребенка, оказалась жестковата. Любопытно, что «Ауди-А2» - лидер класса по безопасности при фронтальном и боковом ударах - в пешеходном тесте набрал всего пять баллов. И то благодаря большому ветровому стеклу, которое спасло голову манекена от серьезных травм. Семейные автомобили высшего, по терминологии EuroNCAP, класса выступили хуже. К двум звездам близок «Ниссан-Примера», но его подвела жесткая кромка капота. Показатели «Ягуара Х-тип» и того ниже: лишь одна из 18 зон оказалась «гостеприимной» для пешехода. Среди родстеров и кабриолетов безоговорочный лидер - «Эм-Джи TF». Кузовные детали легко смялись, к томуже передок автомобиля лишен острых кромок, которые зачастую сильно травмируют пешехода. На последнем месте «Хонда-82000». Правда, фирма, сославшись на отличные результаты других своих моделей, заверила европейских экспертов, что скоро появится новая версия родстера, безопасная для пешеходов. Чтобы уложиться в перспективные нормы, придется особенно потрудиться над большими вседорожниками. Нынешние, по выражению специалистов EuroNCAP, демонстрируют «никакую защиту» и «удручающие результаты». Высокий автомобиль, по определению, опаснее для людей, особенно маленьких. Кроме того, почти вся передняя часть вседорожников очень жесткая. «Сузуки-Гран Витара», например, вообще не оставил шансов пешеходу. У компактных вседорожников показатели получше. Здесь тоже есть аутсайдеры: «Мицубиси-Паджеро Пинин» с трудом получил единственный балл. Зато в этом же классе прописан один из абсолютных лидеров - «Хонда CR-V». Три звезды - заслуга японских конструкторов, специально старавшихся сделать мягче детали передка и капот. «Ниссан Х-Трейл» тоже показал неплохой результат, особенно бережно обошелся со взрослым манекеном. Многие фирмы заявили, что всерьез еще не готовились к пешеходным тестам, но при проектировании новых моделей учтут недостатки. Час «икс» не пробил, но «агрессивные» автомобили стремительно выходят из моды. Конструкторам еще придется потрудиться над новыми деталями и устройствами, дизайнерам - умерить фантазии, воплощение которых чревато тяжелыми травмами при наезде. Пешеходов надо любить! Тем более, что на их месте бывает любой водитель. QНужны ли при проектировании автомобиля меры для безопасности пешеходов?^ввавш нет, для зтога есть HLi > 3 другие пути74За рулем 7/2003