192
193
194
ТЕХПОМОЩЬследопытыПРОВЕРЯЕМ УЛИЧНЫХ РЕГУЛИРОВЩИКОВ СОНА СКОРУЮ РУКУАЛЕКСАНДР ПОПОВПомните, как раньше свирепствовали на дорогах экологи и милиция, измеряя уровень СО у каждого поста ГАИ? Вот была кормушка! Мы боялись: номера снимут! - и ехали на СТО. Без газоанализатора карбюратор не наладишь и не проверишь. Нет нынче экологов, и ГАИ не придирается, однако посты регулировки остались. Желающих ездить «чисто», а не коптить, предостаточно - услуги уличных мастеров востребованы. Как грибы после дождя, вырастают на обочинах дорог ив переулочках скромные зеленые бытовочки, белые прицепчики «Тонар». Заманивают одинаковыми плакатами: «Карбюратор, инжектор, клапана, зажигание - ремонт, регулировка СО-СН». Цены божеские.192 За рулем 7/2003Но стоит ли, можно ли доверить придорожным слесарям настройку своего автомобиля? Слегка разрегулировав карбюратор, мы просили разных механиков устранить одну и ту же неисправность. Проверяемые не догадывались о том, что их экзаменуют, и не замечали, как фотографируют. С утра над карбюратором «Жигулей» ВАЗ-2104 трудился редакционный механик. Сняв крышку, тщательно очистил поплавковую камеру и поменял местами топливные жиклеры первичной и вторичной камер, после чего собрал вновь. За его действиями с интересом наблюдали участники рейда. Посмеивались: дескать, перепутал человек детали, с каждым «лопухом» может случиться... Газоанализатор, подключенный к выхлопной трубе автомобиля, несмотря на рокировку жиклеров, на холостом ходу двигателя выдал законные 2% СО. Все верно: система холостого хода у «Озона» автономная. А вот на средних оборотах табло прибора, поморгав растущими цифрами, ошарашило-10% СО! С такими показателями, кстати, гарантирован и расход бензина литров пятнадцать на сотню. Вот он, веский повод озаботиться состоянием автомобиля. Удовлетворенные результатами первого эксперимента, участники разделились. Двое уселись в «четверку», а фотографу и механику с газоанализатором досталась «Ока». Через минуту обе машины тронулись в путь по столице. ДИВЕРСИЯ Для начала подсадную «четверку» предложили отремонтировать мастеру техпоста, что у дома № 2 по Открытому шоссе. Пожаловались на повышенный расход бензина. Засаленная роба моло- ПРОВЕРЯЕМ УЛИЧНЫХ РЕГУЛИРОВЩИКОВ СОдого механика, отсутствие лицензии за стеклом вагончика и немудреный арсенал инструментов больших надежд не сулили. Однако комплексная проверка авто за 150 руб., обещанная прейскурантом фирмы ООО «Компания «Кассия», подкупала дешевизной. Сунув в выхлопную трубу датчик видавшего виды газоанализатора «Мега-автотест», парень сразу выловил запредельные проценты СО на средних оборотах и, предположив, что всему виной неисправная игла запорного клапана поплавковой камеры, приступил к ее замене. Закончив работу, еще раз замерилСО. Результат его немало озадачил. На всякий случай проверив стробоскопом установку угла опережения зажигания, парень вновь споро разобрал карбюратор ис его верхней частью надолго скрылся в вагончике. Вернувшись, он задал неожиданный вопрос: «У вас враги на работе есть?» Проверяющие облегченно переглянулись: кажется, докопался до перепутанных деталей. Но тот многозначительно продемонстрировал кусочек металла размером с ноготь, якобы мешавший работе узла. Наличие в карбюраторе постороннего предмета таких размеров - абсурд.(Интересно, как бы он туда попал и где конкретно «прописался»!) Мастер не мог этого не понимать, но шел на заведомый обман. Зачем? Скорее всего, это была «военная хитрость» - способ сохранить лицо в сложной ситуации, а заодно выиграть время. Закон рынка: не обманешь - не продашь. Вот и хитрят. Один, не способный блеснуть в деле, свернет горы на словах, другой попытается сразу задавить профессиональной эрудицией, третий выпятит успехи на промежуточных этапах работы. Внедрить в память клиента мысль о своей исключительности - верный шанс при-Кипит работа! Пост хорош на бойком месте. Газоанализатор сдох. Вот и курю...За рулем 7/2003 193 ТЕХПОМОЩЬследопытыПРОВЕРЯЕМ УЛИЧНЫХ РЕГУЛИРОВЩИКОВ соскоростью. Будто фокусник из рукава, он вынимал и пускал в дело то отвертку, то шприц со зловонной жидкостью, то штуцер шинного насоса. Ровнехонько через четырнадцать минут работа была закончена и нам ничего не оставалось, как выложить за нее 450 руб. А на вопрос о причине неисправности получили краткий исчерпывающий ответ: «Засор!» Вот тебе раз: при такой квалификации неожиданно «бесспорное» резюме! Порассуждав, мы пришли к выводу, что опытный механик наверняка уже не раз сталкивался с подобными «неисправностями». Отсюда феноменальная скорость выполнения работы. А объяснять клиенту, что он лох - себе дороже, поди сдери потом с обидчивого почти полтыщи. Эта способность так красиво зарабатывать особенно восхитила нашего фотографа, накануне целый час терпевшего истязания стоматолога за свои кровные. Хотите знать, что почем? Переезжаем к посту в Измайлово, что в начале Главной аллеи. Тут, как, вязать его к себе надолго. Увы - в навпрочем, и в большинстве других мест, шем случае ремонт грозил затянуться. очередь. Водители с удовольствием гоПришлось намекнуть: врагов, мол, на лосуют за придорожную форму обслуработе нет, а любознательных - хватаживания поднятыми капотами своих ет, может, кто и лазил в карбюратор, пеавтомобилей. Особенно часто среди репутал что-нибудь... страждущих встречаются владельцы Надо отдать мастеру должное: столк«газелей». Прикинули - очередь на час, нувшись с нетиповой задачей, он бождать не стали. ролся до конца, а не отфутболил клиенОтправляемся на шоссе Энтузиатов под благовидным предлогом. Через стов, где у дома № 63 напротив «Макдодва часа мучений перепутанные жикленальдса» притулился «Тонар». Не везет ры были найдены, СО - отрегулирован, сегодня - здесь тоже хвост автомобиза что мастеру уплачено 320 руб. по лей, мастер же - один. Между прочим, квитанции. всего в пяти шагах на этой же улице расположен шикарный автосервис ООО «Компания XXI век», но давки в нем мы ЗАСОР! Удалившись на безопасное расстояне наблюдали. ние, мы перепроверили уровень СО своим прибором. Убедившись, что он в норме, наш механик вновь быстренько переставил жиклеры «шиворот навыворот». ...Через горловину Осташковского шоссе «всосались» в город с медленно ползущим потоком транспорта. А вот и типовой вагончик на обочине. Тот же асудный набор документов и инструмента, только мастер - в годах. По тому, как он куском брезента прикрыл от царапин правое переднее крыло, угадывался профессионал доперестроечных времен. Никакого курения и праздной болтовни. Выслушав жалобу на непомерный аппетит автомобиля, мастер замерил содержание СО в выхлопе и вынес вердикт: карбюратор необходимо тщательно промыть. Дальше инструмент и снимаемые детали замелькали в его руках с головокружительной194 За рулем 7/2003ПСИХОЛОГ День заднем мы присматривались, можно сказать, из засады, к работе этих людей и мало-помалу проникались к ним симпатией. Тем более, что предложенную нами головоломку чуть раньше или позже успешно решил почти каждый. А приз «зрительских симпатий» впору вручить мастеру поста ГУЛ «СокольникиСтройсервио, работающему неподалеку от центрального входа в парк Сокольники. Здесь есть все необходимые документы, включая регистрацию и сертификат, а механик оказался не просто классным профессионалом, но интересным собеседником и психологом в придачу. Закончив ремонт и не взяв ни копейки, попросил нас покататься минут пятнадцать, пока мы не убедимся, что все работает нормально. Человек рискнул четырьмя сотнями честно заработанных рублей: откуда ему было знать, вернемся мы расплатиться или нет? А чтобы было с чем сравнивать работу механиков при дороге, посетили фирменный центр «Арфа» по ремонту и обслуживанию любых автомобилей; это на кольцевой дороге неподалеку от Ленинградского шоссе. Десять минут - на заполнение заказа, пятьдесят в очереди на мойку, сорок - на ожидание специалиста и сорок - на его работу (выполненную, правда, с высоким качеством), еще десять - на оплату в кассу 687 руб. за все услуги. Нет, мы не собираемся противопоставлять совсем разные формы сервиса. Просто опыт показал: решение пусть узкой, но очень важной задачи - поддержать «чистоту» выхлопа - вполне можно доверить и придорожным мастерам. Сэкономите деньги, а при удаче и время. о