230
231
232
233
ТЕХНИКАБЕЗОПАСНОСТЬБЕС В РЕБРОИз динамиков доносится: «До столкновения осталось десять секунд». Интересно, в России считают время до пуска разгоняющей лебедки, а здесь – до столкновения. Здесь – это в Гётеборге, одном из самых современных в мире центров пассивной безопасности фирмы «Вольво». Шведский подход мне нравится больше. Так удобнее для фото- и видеосъемки – нет ну-Юрий Нечетов. Фото автора и «Вольво»жды учитывать поправку на разгон. Сегодня здесь очень сложный крэштест: в борт новенькому, едва представленному публике купе-кабриолету «Вольво-С70», производство кото-Аппаратура, фиксирующая параметры столкновения и данные с манекенов, установлена на платформе позади машины. Ключевой момент – удар уже произошел, вслед за кузовом начинает двигаться тело водителя. Раскрывшаяся вверх штора безопасности спасает шею от повреждения из-за рывка пятикилограммовой головы, а ее – от удара о борт машины (а возможно, иокапот вседорожника).230 За рулем 11/2005 БЕЗОПАСНОСТЬрого начнут лишь в следующем году, врежется здоровенный вседорожник «Вольво-ХС90». На боковые столкновения, утверждает статистика, приходится четверть всех аварий. В 30% случаев оказывается поврежденной голова водителя, 33% приходится на тело. В этом тесте последствия удара ожидаются куда тяжелее среднестатистических. Более высокий и тяжелый (массой под 2,5т) вседорожник, по моему разумению, должен просто расплющить и закатать в пол беззащитный кабриолет! К тому же таран разгонят до 50км/ч, а жертва будет катиться на 25км/ч. Из-за этого, кстати, и двигаться машины начнут в разное время. Квадрат пола из бронестекла залит светом софитов и похож на ждущий боксеров ринг. Вот прожектора вспыхивают еще ярче, слышен нарастающий шум, из окружающего полумрака прямо на меня выкатывается легковая машина. Тут же справа вылетает оранжевая туша вездехода ис грохотом врезается кабриолету в борт! «Вольво-С70» отлетает метров на 5–7 – там его ловит мягкое заграждение. Вседорожник, чуть развернувшись влево и замедлившись, направляется следом, словно намереваясь добить противника, но замирает, остановленный удерживающим тросом. Слепящие лучи гаснут, увязнув в облаке дыма и рисовой пудры – ею пересыпают подушки безопасности для предотвращения слёживания. Минут десять «сцену» приводят в порядок: подметают осколки, убирают вылившиеся жидкости, огораживают машины. Ну наконец-то! Слетев со второго этажа, где за толстым стеклом располагается «зрительный зал», оказываюсь у кабриолета. Нельзя не отдать должное точности расчета – удар пришелся строго в дверь! Она, кстати, хоть и сильно погнулась,Мощнейшая передняя стойка едва деформирована, даже переднее стекло уцелело. Дверь выдержала страшный удар и осталась в проеме. Шип, фиксирующий при ударе правый нижний угол, выполнил свою функцию, хоть и вырван из гнезда. На медленно сдувающейся шторе – след от контакта сголовой водителя.За рулем 11/2005 231 ТЕХНИКАБЕЗОПАСНОСТЬДля защиты от бокового удара в дверях предусмотрены два прочных бруса, боковые подушки и шторы безопасности. При переворачивании жизненное пространство «охраняют» мощные стойки ветрового стекла и дуги безопасности. При опрокидывании или ударе сзади мощные пружины, освобождаемые пиропатронами, выстреливают дуги из спинок задних сидений. Если крыша не опущена, специальные шипы на дугах разбивают заднее стекло.Надувные подушки безопасности спрятаны в передней панели, боковине спинки ив верхней части двери. Ковшеобразная форма сиденья предохраняет тело от подныривания под ремень при фронтальном ударе.ноосталась в проеме – недаром внутри два мощных бруса, перераспределяющих энергию удара на стойки. Средняя, короткая и толстая, расположена под обшивкой кузова позади двери и снаружи не видна. Но именно ей, пожалуй, пришлось тяжелее всего. Почти не погнувшись, она направила энергию вниз, к массивной поперечине.Основная проблема открытых машин, как известно, малая жесткость кузова, не замкнутого жесткой крышей. Поэтому когда в кабриолет превращают обычный автомобиль, кузов усиливают множеством дополнительных элементов. Современный подход – дорогой, но и более эффективный: проектировать кабриолет как отдельную модель – с чи-стого листа. Так делали «Вольво-С70». Его массивные пороги, стойки и семь поперечин образуют прочную пространственную структуру, вдвое (!) превосходящую по жесткости кузов машины предыдущего поколения. Вот она – надежная защита при боковом ударе: внутреннее пространство практически не пострадало.232 За рулем 11/2005 БЕЗОПАСНОСТЬÚ˚‚‡ÌËfl, ·ÓÍÓ‚˚ ¯ÚÓ˚ «ÇÓθ‚Ó» ‰ÂÊ‡Ú ‰‡‚ÎÂÌË ÌÂÒÍÓθÍÓ ÒÂÍÛ̉, Á‡˘Ë˘‡fl „ÓÎÓ‚Û Ë ¯Â˛, ‰‡Ê ÂÒÎË Ï‡¯Ë̇ ҉·ÂÚ ÌÂÒÍÓθÍÓ ÔÂ‚ÓÓÚÓ‚. èË ÒÚÓÎÍÌÓ‚ÂÌËË Ò ·Óθ¯ËÏ ÚflÊÂÎ˚Ï ‚Ò‰ÓÓÊÌËÍÓÏ Î„ÍÓ‚‡fl χ¯Ë̇ Ó͇Á˚‚‡ÂÚÒfl ‚ Á‡‚‰ÓÏÓ ÔÓË„˚¯ÌÓÏ ÔÓÎÓÊÂÌËË. Ç ˜‡ÒÚÌÓÒÚË, ÔÓÚÓÏÛ, ˜ÚÓ ÔÓÎÛ˜‡ÂÚ Û‰‡ ‚˚¯Â Ú‡Í Ì‡Á˚‚‡ÂÏÓ„Ó ÔÓflÒ‡ ·ÂÁÓÔ‡ÒÌÓÒÚË. Ç˚ÒÓÍËÈ ÔÓÚË‚ÌËÍ ÔÓÒÚÓ ÔÓ‰ÏË̇ÂÚ ÌËÁÍÓ„Ó ÔÓ‰ Ò·fl. èÓÂÍÚËÛfl «ÇÓθ‚Ó-ïë90», ÍÓÌÒÚÛÍÚÓ˚ ÔÓÁ‡·ÓÚËÎËÒ¸ Ó ·ÂÁÓÔ‡ÒÌÓÒÚË «ÔÓÚË‚ÌËÍÓ‚», ÛÒÚ‡ÌÓ‚Ë‚ ÒÔÂÂ‰Ë ÔÓ‰ ‰ÂÍÓ‡ÚË‚ÌÓÈ Ó·ÎˈӂÍÓÈ, ̇ ÛÓ‚Ì ·‡ÏÔÂ‡ ΄ÍÓ‚Ó„ÓПод прозрачным полом из бронестекла – скоростные камеры и софиты, чтобы снимать столкновение даже снизу. Центр безопасности «Вольво» в Гётеборге рассчитан на любые виды ударов, в том числе двух автомобилей под различными углами. Одна из разгонных дорожек может поворачиваться на 90°.ì ÏÌÓ„Ëı ÒÓ‚ÂÏÂÌÌ˚ı ‡‚ÚÓÏÓ·ËÎÂÈ ‚ ÍÓÏ͇ı Í˚¯Ë ÒÔflÚ‡Ì˚ ̇‰Û‚Ì˚ Á‡Ì‡‚ÂÒÍË, Ô‰Óı‡Ìfl˛˘Ë „ÓÎÓ‚˚ ÓÚ Û‰‡‡. Ä Í‡Í ‡ÁÏÂÒÚËÚ¸ Ëı ‚ ͇·ËÓÎÂÚÂ? ÑÎfl ÌÓ‚ÓÈ «ÒÂÏˉÂÒflÚÍË» ‡Á‡·ÓÚ‡ÎË ¯ÚÓ˚, ÒÍ˚Ú˚ ‚ ‚ÂıÌÂÈ ˜‡ÒÚË ‰‚ÂË. éÌË – ‰‚ÛıÒÎÓÈÌ˚Â Ë ·Î‡„Ó‰‡fl ‚˚ÒÓÍÓÏÛ ‚ÌÛÚÂÌÌÂÏÛ ‰‡‚ÎÂÌ˲ ÒÔÓÒÓ·Ì˚ Û‰Âʇڸ „ÓÎÓ‚Û Ô‡ÒÒ‡ÊË‡ ‰‡Ê ÔË ÒÎÓÊÂÌÌÓÈ Í˚¯Â Ë ÓÔÛ˘ÂÌÌ˚ı ÒÚÂÍ·ı. ÇÂÌÂÏÒfl Í ÒÚ‡ÚËÒÚËÍÂ. Ç ‡‚‡Ëflı ÔÂ‚Ó‡˜Ë‚‡ÂÚÒfl Î˯¸ ÚË Ï‡¯ËÌ˚ ËÁ ÒÓÚÌË, ÌÓ ‚ÂÓflÚÌÓÒÚ¸ ÔÓ‚ÂʉÂÌËfl „ÓÎÓ‚˚ Û Ô‡ÒÒ‡ÊËÓ‚ ÒÓÒÚ‡‚ÎflÂÚ 27%, ‡ ÔÓÁ‚ÓÌÓ˜ÌË͇ Ë ¯ÂË – 36%. ì ͇·ËÓÎÂÚ‡ ˝ÚË ÔÓ͇Á‡ÚÂÎË ·Û‰ÛÚ ÒÛ˘ÂÒÚ‚ÂÌÌÓ ‚˚¯Â, ÂÒÎË Ì ÔËÌflÚ¸ ÓÒÓ·˚ı ÏÂ. Ç «ÇÓθ‚Ó-ë70» ÔÓ·ÎÂÏÛ ¯‡ÂÚ ROPS (Roll over protection system – ÒËÒÚÂχ Á‡˘ËÚ˚ ÔË ÓÔÓÍˉ˚‚‡ÌËË). ëÚÓÈÍË ‚ÂÚ-Ó‚Ó„Ó ÒÚÂÍ·, ËÁ„ÓÚÓ‚ÎÂÌÌ˚ „ˉÓÙÓÏÓ‚ÍÓÈ ËÁ Ò‚ÂıÔÓ˜ÌÓÈ ÚÂıÏËÎÎËÏÂÚÓ‚ÓÈ ÒڇθÌÓÈ ÚÛ·˚, ÒÔÓÒÓ·Ì˚ ‚˚‰Âʇڸ ‰‚ÛÍ‡ÚÌ˚È ‚ÂÒ ÓÔÓÍËÌÛ‚¯Â„ÓÒfl ͇·ËÓÎÂÚ‡. Ä ÂÒÎË Ô‡ÒÒ‡ÊË˚ ̇ Á‡‰ÌËı ÒˉÂ̸flı? ᇠËı ÒÔËÌ͇ÏË ‰‚ ÔÓ˜Ì˚ ‰Û„Ë, ‚˚Ò͇ÍË‚‡˛˘Ë ÔË ÓÔÓÍˉ˚‚‡ÌËË. äÓÏ ÚÓ„Ó, ‚ ÓÚ΢ˠÓÚ Ó·˚˜Ì˚ı ÔÓ‰Û¯ÂÍ ·ÂÁÓÔ‡ÒÌÓÒÚË, Ò‰Û‚‡˛˘ËıÒfl ˜ÂÂÁ Ï„ÌÓ‚ÂÌËfl ÔÓÒΠÒ‡·‡-‡‚ÚÓÏÓ·ËÎfl Ò‚ÓÂÓ·‡ÁÌ˚È ÔÓÚË‚ÓÔӉ͇ÚÌ˚È ·ÛÒ. ç‡ ÔÓ˘‡ÌË ¢ ‡Á Ó„Îfl‰˚‚‡˛ ‚Ó‰ËÚÂÎfl «ÇÓθ‚Ó-ë70». èÓıÓÊÂ, ÓÌ ‰ÂÈÒÚ‚ËÚÂθÌÓ Óډ·ÎÒfl ËÒÔÛ„ÓÏ ‰‡, ÏÓÊÂÚ, Ô‡ÓÈ ÌÂÒËθÌ˚ı ۯ˷ӂ. éÚ΢ÌÓ! çÓ ÎÛ˜¯Â ‚ÒÂ-Ú‡ÍË ÓÒÚ‡‚ËÚ¸ «ÔÓΠ·Ófl» χÌÂÍÂÌ‡Ï ËÒÔ˚Ú‡ÚÂθÌ˚ı ˆÂÌÚÓ‚, ‡ ̇ Ò· ÔÓ‰Ó·Ì˚ ˝ÍÒÔÂËÏÂÌÚ˚ Ì ÔÓ‚Ó‰ËÚ¸.На правах рекламыЗа рулем 11/2005 233