132
133
134
ЭКОНОМИКАИНТЕРВЬЮТРИ НОВЫХ БРИЛЛИАНТА ОТ«МИЦУБИСИ»Компания «Мицубиси» переживает трудные времена: падение продаж, убытки, смена руководства. Однако на российском рынке дела идут круто в гору. На этом фоне беседа главного редактора «За рулем» Петра МЕНЬШИХ с президентом «Мицубиси моторс корпорейшн» Осаму МАСУКО (Osamu Masuko) приобрела особый интерес.– Г-н Масуко, позвольте начать с личного вопроса. На мой взгляд, бывший глава «Мицубиси моторс» г-н Рольф Экродт производил впечатление очень успешного начальника – однако в результате вам придется возвращать акционерам четыре с половиной миллиарда долларов, потраченных за последний год на оздоровление компании. Какими же качествами должен обладать антикризисный управляющий? – Прошлый год действительно выдался очень трудным для «Мицубиси» – все сложности вызваны именно грубыми ошибками в управлении. Однако с автомобилями все в порядке – их выпущено свыше 1,5 миллиона. Аглавное, унас есть технологии, на которые мы можем132 За рулем 11/2005 ИНТЕРВЬЮопираться! Теперь нужно изменить управленческую культуру. Три ключевых принципа нашей стратегии – это преданность, результативность, скорость, и все они взаимосвязаны. Если человек предан своему делу, то он стремится достичь результата, причем быстро! – Надо полагать, все эти принципы определяют и кредо президента компании? – Несомненно. Сейчас в «Мицубиси» складывается очень позитивная атмосфера, позволяющая двигать компанию вперед. Структура динамично меняется – мы привлекаем новых, молодых сотрудников. – А что бы вы в связи с этим могли посоветовать российским менеджерам – как молодым, так и тем, кто работает с прежних времен на предприятиях нашего автопрома? Большинство этих заводов находится в кризисном состоянии. – Давать конкретные советы трудно – обстоятельства кризиса могут быть самые разные. Но я убежден: сложность состоит вовсе не в том, чтобы найти источник проблемы. Куда труднее определить верное направление ее решения! Ведь у каждой компании – своя история, свой микроклимат. Порой требуется невероятная решимость, чтобы изменить чтото по существу. Иногда сделать это просто необходимо. – Я не раз беседовал с г-ном Швейцером, главой «Рено», – мне кажется, его слова о путях выхода из кризиса заслуживают внимания. Одна из трех составляющих успеха «Рено» – широкая гамма продуктов, втом числе «звездный» автомобиль. Тогда это был «Рено-Сценик». А есть что-либо «звездное» у вашей компании – в планах или в проектах? – Конечно, у нас тоже на первом месте – продукция,САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ В РОССИИ И ЕВРОПЕ МОДЕЛИ «МИЦУБИСИ» по итогам I полугодия 2005 года, шт. ПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЕЙ «МИЦУБИСИ» ВРОССИИ, шт.атакже технологии, которые помогают успешно ее продавать. Выводить на рынок новые модели всегда полезно, для нас это – самое быстрое средство к выздоровлению, которым мы вовсе не собираемся пренебрегать. Так, на заводе в Таиланде мы начали производить пикап «Тритон», а в Японии вот-вот стартуют продажи нового «Аутлендера». – И все же как насчет «звездного» автомобиля – такого, как «Сценик»? – В этом году для нас чрезвычайно важен «Аутлендер» – у него новая платформа и новый двигатель. Эту же платформу рассчитываем в будущем использовать для ряда других моделей. Продажи на японском рынке растут, но споявлением «Аутлендера» этот рост станет еще стремительнее. – Считаете ли вы необходимым поразить автомобилем настолько, чтобы он дал начало какому-то новому классу? Или для компании, преодолевающей кризис, это не главное? – Мы делаем ставку именно на технологии. Так, уже в январе 2006-го появится маленький автомобиль, созданный на основе решений, примененных в «Аутлендере». – Вспомню еще два козыря г-на Швейцера: экспансия в Турциюи Бразилию, а также альянс с «Ниссаном». Пойдете ли вы по аналогичному пути? Я очень надеюсь на вашу экспансию в Россию – ведь это, пожалуй, единственный среди оставшихся свободных рынков. – Да, для «Мицубиси» российский рынок крайне важен – в следующем году Россия будет для нас европейским рынком номер один. Мы благодарны российским партнерам – например, компании «Рольф». «Лансер» был очень хорошо принят покупателями, и мы приложим еще больше усилий, чтобы развить успех этой модели. Ведь это – абсолютно новый концепт, новая платформа, но-вый двигатель. Мы убеждены в его высокой безопасности. Кроме того, мы выводим на российский рынок новый «Галант». Он уже очень успешен – а производственные мощности рассчитаны на 200 тыс. машин. – Не исключаю, что вас удивит мой вопрос: возможно ли сотрудничество между «Мицубиси» и АВТОВАЗом? – Я никогда не задумывался об этом. Могу лишь заметить, что такой альянс должен быть выгоден для обеих сторон. – Теоретически это возможно? Возьмем, к примеру, все тот жеПРОДАЖИ АВТОМОБИЛЕЙ «МИЦУБИСИ» В ЕВРОПЕ по итогам I полугодия 2005 года в сравнении с тем же периодом 2004-го, шт.За рулем 11/2005 133 ЭКОНОМИКАИНТЕРВЬЮ Родился в 1949 г. в Японии. В1972-м окончил Васэдский университет, факультет политологии и экономики. Спустя месяц после окончания вуза начал свою карьеру в «Мицубиси». Работал управляющим в индонезийском и корейском филиалах. В 2004г. возглавил отделение по внешним операциям компании. Вянваре текущего года стал председателем комитета по деловой этике, созданного в рамках антикризисной программы компании, а также назначен президентом и главным управляющим директором «Мицубиси моторс».Крайслер» и «Хёндэ» в производстве двигателей. В каком состоянии этот проект? Г-н Ким Донг Джин, исполнительный директор «Хёндэ», рассказывал мне, что корейцы считают этот двигатель своим… Не шокирует ли вас такого рода кооперация? – Этот проект в равной степени финансировался тремя компаниями. За основу действительно был взят мотор «Хёндэ», но «Мицубиси» и «Даймлер-Крайслер» применили свои технологии, чтобы конечный продукт появился на свет. Этот мотор на 70% одинаков для всех трех производителей – остальные 30% компании используют по собственному усмотрению. Так что пусть клиенты решают, чей мотор лучше. – Позвольте еще один вопрос. Он касается завода «Недкар» «Мицубиси моторс» в Голландии. Много разговоров о том, что «Мерседес» недоволен продажами «Смарта» и его производство на «Недкаре» может быть прекращено. Допускаете ли вы столь пессимистический вариант развития событий? – Я не могу говорить от имени «Даймлер-Крайслер», но, по нашему мнению, появление «Смарта» стало знаменательным событием на мировом рынке. Именно поэтому полагаю, что его производство остановлено не будет. – «Кольт», «Лансер», «Аутлендер» – все эти машины интересны российскому покупателю. Наверное, стоит активнее расширять гамму автомобилей, предлагаемых в России? Мы ждем американский «Галант» и новый «Мицубиси-Паджеро Спорт». – Компания стремится как можно скорее представлять наши новинки, но сначала их нужно адаптировать. – Известно, что китайцы хотят закупать сотнями тысяч гибридные моторы. Насколько это интересно для вас? – В настоящий момент мы разрабатываем электрический автомобиль на батареях – при необходимости он сможет стать гибридным. В скором времени пробный образец выйдет на испытания в Японии: их цель – выяснить, насколько целесообразна эта технология. – Символику фирменной эмблемы «Мицубиси» принято связывать с некой триадой – будь то три фамильных герба, три бриллианта или основополагающие принципы. Думаю, провозглашенные вами тезисы – преданность, результативность и скорость – не менее символичны. Спасибо!Осаму Масуко (Osamu Masuko), президент и главный управляющий директор, председатель комитета поделовой этике «Мицубиси моторс»альянс «Рено» и «Ниссан» – он был очень неожиданным. Мы помним, обе компании тогда были в неважном состоянии. – В области альянсов технологий у «Мицубиси» может быть еще немало сюрпризов. Мы хотим развивать бизнес вРоссии и будем рассматривать любые возможности для сотрудничества. – Продолжу тему альянсов. Вы сотрудничали с «Даймлер-В беседе участвовали генеральный менеджер «Мицубиси» вРоссии Дмитрий Роткин и ВладимирСоловьев(«За рулем»).Чужеземец, пришелец, внеземной – как только не переводят название «Аутлендер». Японский вариант теперь выглядит вот так – каким-то станет европейский?134 За рулем 11/2005