306
308
КЛУБКОРРОЗИЯВВСЕ ГНИЛО В ДАТСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ?Михаил Колодочкинодном из романов Клиффорда Саймака описан забавный способ инопланетного вторжения на Землю. Для начала вредные пришельцы решили cгубить земную экономику, завалив рынки «вечмобилями» – машинами, которые никогда не ломаются! Надоел цвет – приходи и меняй на халяву… Но чтобы что-то отвалилось или сгнило – не дождетесь! Нужен ли нам такой вечмобиль? Еще 30 лет назад мы дружно завопили бы: «Да-а-а!» Впрочем, то же относилось бы, скажем, к телевизорам «Сони» или часам «Ориент». Сегодня же мы легко меняем мобильники и часы просто потому, что прежние, видите ли, «надоели». Более того – все реже увидишь, чтобы владелец новенькой иномарки спешил обработать свое приобретение тем же «Тектилом» – зачем? Технологии в автомобилестроении современные, гарантия – многолетняя, да и изготовитель ничего такого всервисной книжке не требует… Конец проблеме? снова ржавеют»… Это о каких же машинах идет речь? Почему засуетились благополучные северные соседи? Читаем. По данным Шведского института коррозии, примерно 40% машин образца 1998–1999 гг. успели проржаветь так, что мало не покажется. Из более свежих авто 2000–2001 гг. уже сгнило каждое пятое! Обозначены и «лидеры» – худшими из худших шведы признали «Хёндэ-Акцент», «форды» моделей «Фокус» и «Мондео», а также, представьте себе, «Мерседес» Е-класса! Голландские газетчики пошутили? Ничего себе, шуточки – чтож тогда у нас-то делается? Но c газеты какой спрос. За разъяснениями обращаемся в эпицентр полемики – Шведский институт коррозии… Ситуация действительно нетривиальная: производители лихо увеличивают гарантию на отсутствие сквозной коррозии до 10–12 лет, но при этом антикор на их производственных линиях становится все более редким гостем. Шведы решили разобраться, что к чему – подключили к проекту 21 компанию (втом числе БМВ, «Форд», «Вальволин») и подвергли обширному исследованию 1035 автомобилей 25 моделей разных лет выпуска – с 1998 по 2001 гг. Изучали автопарк четырех соседних стран – Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии. Отметим, что северные территории трех последних стран, на кото-рых дороги зимой не посыпают солью, в расчет не принимались (чувствуете аналогию, россияне?) Оценивались в основном точечные сварные и вальцованные соединения – именно их труднее всего защитить от ржавчины. Хирургическому вмешательству подверглись элементы кузовов, показанные на рис.1, – всего более 4300 различных деталей. Выдержки из полученных данных – в наших таблицах и на рисунках: в особых комментариях они не нуждаются.ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ КОРРОЗИИКак вывести средний показатель коррозии? Все детали оценивали по степени поражения – и по глубине, и по площади. Минимальный балл – 0, максимальный – 5. Затем для каждой модели автомобиля баллы, выставленные отдельным деталям, складывали и высчитывали средний показатель. Статистика по деталям до-Рис. 1. Исследованные детали кузовов.ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ…Вместо ответа предлагаем взглянуть на нашу заставку. Статья в голландской газете: «Машины306 За рулем 11/2005 КЛУБКОРРОЗИЯСамая низкая коррозионная устойчивость уязвимых мест – уHyundai Accent, FordFocus, Mercedes E-класса, Ford Mondeo.Таблица 1. Средние показатели коррозионной стойкости для автомобилей 1998–1999 гг. выпускаAudi A40,11 Volvo S70/C700,12 SAAB 9-50,14 BMW 30,28 Skoda Octavia0,28 VW Golf0,30 BMW 50,31 Mercedes E0,33 Peugeot 2060,35 Nissan Primera0,36 Volvo S40/V400,38 FIAT Punto0,39 Toyota Corolla0,41 Opel Astra0,44 Renault Megane0,50 Mitsubishi Carisma0,54 Citroen Xantia0,62 Ford Focus0,76 Mazda 6260,88 Ford Mondeo1,10 Hyundai Accent2,03Примечание. Вследствие малого количества проверенных автомобилей из списка исключены «мерседесы» классов Аи С.Рис. 2. Коррозионное разрушение поверхностей заднего крыла в обследованных автомобилях.Таблица 2. Средние показатели коррозионной стойкости для автомобилей 2000–2001 гг. выпускаAudi A40,00 Citroen C50,00 Renault Laguna0,00 Volvo S70/C700,04 SAAB 9-50,05 VW Golf0,05 Skoda Octavia0,08 Opel Astra0,08 Toyota Corolla0,09 Volvo S40/V400,23 Mitsubishi Carisma0,25 FIAT Punto0,31 BMW 50,32 BMW 30,32 Peugeot 2060,33 Ford Mondeo0,64 Mercedes E0,68 Ford Focus0,88 Hyundai Accent1,00Примечание. Вследствие малого количества проверенных автомобилей из списка исключены «Мазда-626», «Ниссан-Примера» и«мерседесы» классов Аи С.Рис. 3. Зависимость степени разрушения стыкуемых поверхностей порога от качества покрытия антикоррозионными веществами.вольно разнообразна – по каждому элементу свой лидер. К примеру, колесные ниши задних крыльев среди моделей 1998–1999 гг. самые гнилые опять-таки у «Мондео» – зато у «Фокуса» хотя бы здесь все в порядке. В лидерах также «Мазда-626», СААБ 9-5 и «Шкода-Октавия». Из более свежих авто в двоечники попалиГ-н Бо Рендал собственной персоной – все вопросы о корректности проведенных исследований можно задавать ему.«Хёндэ-Акцент», «Ниссан-Примера» и упомянутый «Форд-Мондео» – к этому мы уже привыкли. А самыми ржавеющими оказались точечные сварные соединения – например, порога и заднего крыла: такие участки гниют куда интенсивнее, нежели обработанные вальцованные соединения. Подчеркнем главную мысль – в гниении всех исследованных автомобилей виноват вовсе не плохой металл! С его качеством как раз все в порядке – а вот неудачный дизайн детали вкупе с неграмотной конструкцией и непродуманной технологией как раз и приводит к тому, что защитное покрытие не доходит до адресата. Здесь – слишком острые углы, тут – забыли про вентиляцию, там – точечная сварка, лучший друг ржавчины… С дешевыми «кореянками» все ясно – что от них требовать? Но есть и другие примеры. Показательны, в частности, двери СААБ 9-5: их вертикальные кромки имеют вальцованный шов, надежно защищенный мастикой, а вот нижние, с точечнойсваркой, оказались «голыми» – антикор не смог проникнуть в закрытые мастикой стыки! Другая картина у «мерса» класса Е – нижняя часть двери хорошо вентилируется, а вот вертикальный шов, скрепленный точечной сваркой, постоянно собирает влагу. Защитить герметиком? Так и делают, но зачастую бестолково. В «бээмвэшках» 3-й и 5-й серий, а также в «фокусах» его зачем-то наносят перед укладкой эпоксидной шпатлевки. В результате герметик высыхает, ломается и пропускает влагу. А какой эффект от антикоров? Ответ – на рис.3.ЗАПИШИТЕ МЕНЯ НААНТИКОР?И, наконец, финальный вывод скандинавов – для конечного потребителя. Тем, кто намерен обеспечить своим авто нормальную защиту, институт настоятельно рекомендует дополнительную антикоррозионную обработку – что бы там ни обещали производители. Уж если в датском и близлежащих королевствах все «гнило», тогда начто надеяться россиянам? На то, что продаваемые у нас машины ржавеют не так сильно? Ну-ну… Обвинять шведов в предвзятости наивно – совладельцами института коррозии являются какраз автомобильные заводы сгромкими именами. Однако вернемся к великому фантасту Саймаку и его «вечмобилям»… Скандинавы сделали свою работучестно, но прислушаются ли ких советам изготовители «фокусов» и «акцентов»? Ведь кому-кому, а уж им-то вечный автомобиль точно не выгоден – не подрывать же основы земной экономики своими руками…308 За рулем 11/2005