204
205
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА РЕМНИ ПРИВОДОВЕДИНИЦЫ – ВЗДОР!тиях изготовителя, но мы сегодня говорим не об условиях ремонта, а о том, как постараться его избежать. Из всех типов привода ГРМ наименее защищенный – привод зубчатым ремнем. Что ни говори, а вероятность его повреждения значительно выше, чем, например, цепи. Интервалы между заменами ремня при регламентных работах наши заводы обычно назначают достаточно скромными – вдвое-втрое короче, чем на иномарках. Впрочем, некоторые зарубежные производители для машин, эксплуатируемых в России, стали делать то же самое – дескать, здешние условия непредсказуемо тяжелы. Но все-таки новые автомобили редко огорчают добросовестных владельцев. С подержанными, напротив, множество проблем. Особенно с иномарками, которые обычно предлагают в столь блестящем внешне состоянии, что скромные цифры пробега на одометре у многих вызывают полное доверие. Напрасно: купив подержанную машину, самое разумное – начать с нуля собственный график обслуживания. Сами будете менять ремни или обратитесь в сервис – это вам решать. Но не экономьте на ремне ГРМ, тем более, что разброс цен уименитых производителей и малоизвестных – всего процентов 20. В случае обрыва ремня автовладелец чаще всего ругает производителя, забывая, что срокГеннадий ЕмелькинП1оломка в приводе газораспределительного механизма – беда: пока не починишь, машина не поедет. Но для многих автовладельцев подобная поломка – просто горе! При «встрече» поршней склапанами объем раз-рушений порой таков, что способен подорвать семейный бюджет не слишком состоятельного человека. Эйфория от покупки новенького автомобиля обычно отодвигает такие опасения на задний план – владелец помнит о гаран-службы ремня определяется не только его свойствами: он зависит и от других факторов. Например, от качества роликов и их монтажа. Сползание ремня к реборде ролика почти в ста процентах случаев вызвано дефектами этой опоры. Подшипник натяжного ролика, да и сам ролик, особенно пластмассовый – не вечны. Кроме того, в некоторых конструкциях привода применяют дополнительные, поддерживающие ролики. Все они подлежат замене. Ведущие производители часто поставляют на рынок комплекты – ремень привода ГРМ вместе с роликами. Это и удобно, и обходится дешевле, чем покупать детали порознь. Однако высококачественные детали – еще не гарантия успеха. Крайне важно, чтобы ролики и ремень были правильно смонтированы, в частности, ремень натянут, как положено. Двигателей, в которых за этим следит автоматическое устройство, немного. Подобное когда-то устанавливали на мотор ВАЗ-2105, но положительный опыт ныне забыт – на двигателях «восьмого» и последующих семейств привод предельно упростили, тем самым усложнив жизнь владельцам и сервису. Натянуть ремень на глазок не всегда удается даже многоопытным мастерам-ремонтникам. Так, на дизельном ГАЗ-560 при замене ремня необходимо проверять еще и ход насос-форсунки, от которого зависит угол опережения23Прибор для контроля натяжения ремня привода ГРМ.Датчик к работе готов.Устройство для измерения натяжения клинового ремня.204 За рулем 11/2005 ДИАГНОСТИКА РЕМНИ ПРИВОДОВ4Приложив, нажимаем до щелчка.впрыска топлива. Дело весьма ответственное и тонкое! А все-таки как проверить натяжение, если мы не доверяем примитивным способам? Для этого разработаны измерительные приборы. Вот один из них – комплект фирмы Contitech (фото1). Изящный блок управления и датчик с тензометрическим устройством (фото2). Вкаких единицахизмеряется натяжение? Хороший вопрос! Для работы с этим прибором у каждой фирмы – производителя двигателей свои условные единицы, а вникнуть поможет инструкция. Включив прибор, вводим модель автомобиля – при этом автоматически будут учтены требования мотористов. Затем устанавливаем датчик строго на тот участок ремня, который ука-зан в инструкции: это очень важно! Теперь приступим к регулировке: натяжной ролик поворачиваем вокруг оси эксцентрика, пока на табло не вспыхнет зеленый индикатор. Вот оно, правильное натяжение! И так ли для нас важно, в чем его измеряют – килограммах, фунтах, ньютонах? Зафиксировав результат, проверяем еще раз после нескольких оборотов коленвала – в случае необходимости корректируем. Можно действовать по-другому: не вводя модель автомобиля, заранее выставить требуемое натяжение, например, в ньютонах, адальше порядок действий тот же. Что удобней – решайте сами. На двигателях применяются и другие ремни – клиновые и поликлиновые. Но вспомним хотя бы автомобили ВАЗ или ГАЗ – приходилось ли вам слышать, что некто проверяет натяжение клиновых ремней прибором, а не «рукой мастера»? Результаты хорошо известны. Либо ремень свистит,проскальзывая и быстро изнашивая и себя, и шкивы, либо онперетянут – тогда разрушаются, шумят подшипники, начинает течь помпа. А ведь проверить напряженное состояние ремня – дело нескольких секунд. На фото3 – небольшой приборчик Krikit1 этой же фирмы. Всего-то нужно приложить его к ремню вположенном месте… и надавить до щелчка. Флажок смещается вдоль шкалы и показывает усилие натяжения. Похожее устройство есть и для поликлиновых ремней: ведь их тоже нельзя «тянуть» по старинке, иначе быстро прикончишь подшипники привода. Но сам диапазон усилий довольно широк, поэтому фирма Contitech предлагает автосервисам два варианта прибора – Krikit 2и Krikit 3 для ремней сразличным натяжением. Все эти устройства мы опробовали (фото4) – и рекомендуем вам, друзья-сервисмены. Работать легче, быстрее, аглавное – избежите опасных ошибок.На правах рекламынеукротимая сила эволюцииУвеличенный пусковой ток – всегда уверенный запуск двигателя Специальная конструкция двойной крышки – дополнительная надежность батареиwww.mutlu.com.tr