206
РЕМОНТ И СЕРВИСРЕГУЛИРОВКА ГРМ ВАЗ-2108...2110«ПРОПЕЛЛЕР» И ПРОЧЕЕБорис ЕздаковБоже вас сохрани намудрить при регулировке клапанных зазоров! Увеличенные обернутся шумной работой механизма, ударным износом контактирующих поверхностей деталей, потерей мощности. Слишком малые – неплотной посадкой клапанов в седла, их эрозионным износом и опять – снижением мощности. Перегретые тарелки и седла клапанов начинают обгорать. Регулировка клапанных зазоров требует терпения и сноровки, а значит каждому, кто занимается этим профессионально, пригодятся кое-какие приспособления. В руководствах по техническому обслуживанию восьмиклапанных двигателей ВАЗ2108, 2110, 2111 рекомендуется при проверке зазоров в газораспределительном механизме сначала совместить установочные метки на шкиве распределительного вала и задней крышке зубчатого ремня, вращая при этом коленчатый вал только по часовой стрелке (на виде спереди). Затем довернуть в ту же сторону еще на 40–50° (примерно 2,5–3 зуба на шкиве распредвала). Вращают коленвал при вывернутых свечах, только за болт крепления шкива генератора или специальным приспособлением – за шкив распредители-Рис. 1. Приспособление для поворота распредвала. Рис. 2. Приспособление для ориентирования распредвала.тельного вала (фото 1и рис. 1). Последнее изготовлено из стальной полосы сечением 30х4 мм. (Кстати, маленькие дополнительные вырезы делают его пригодным и для 16-клапанных двигателей.) Приспособление особенно полезно, когда вы хотите вывинтить болт из шкива распредвала. А вот проворачивать за этот болт коленвал не советуем – рискуете повредить грани. На этом этапе ускорить работу поможет еще одно приспособление – рис. 2, фото 2.12Если нужно повернуть или удержать… Комплекты регулировочных щупов.Четыре угла – четыре положения. Штатная крышка и доработанная (сверху).34Закрепив его, подводим метку распредвала клюбому из углов «квадрата» – и он окажется в«регулировочных» положениях. Возле каждого угла полезная информация: номер клапана и соответствующий зазор. Опробуя различные способы регулировки, я убедился, что зазоры при вертикальном положении кулачка и довернутом на 45°, строго говоря, не совсем совпадают. Не вдаваясь в причины, примем это как факт – вэтой части, видимо, не стоит «рационализировать» технологию, предписанную ВАЗом. Ускорить работу помогают удобные комплекты щупов для измерения зазоров (фото 3). Сделаны они из стандартного набора. Первый комплект напоминает правильный пропеллер из щупов (0,3–0,35–0,4 мм) для выпускных клапанов. Угол между щупами 120°. С таким легче подобраться к первому клапану. Другой комплект – для впускных клапанов (0,15–0,2–0,25 мм). Щупы расположены Т-образно – при регулировках это помогает избежать путаницы. На фото 4 вы видите две крышки ремня ГРМ, штатную и доработанную (она сверху). Срезав небольшую часть отбортовки, мы сразу избавились от затруднений при установке крышки на место.206 За рулем 11/2005