136
137
ЭКОНОМИКАНАШИ СОСЕДИ«ВОСТОЧНЫЙ ДЕТРОЙТ»Игорь МоржареттоДаже если оченьочень тщательно обследовать щегольское купе «Ауди-ТТ», нигде не найти упоминания о том, что машина собрана на самом деле не в Германии (как считает абсолютное число покупателей), а в Венгрии, в городе Дьере. Там, кстати, и только там выпускают эти модные спортивные автомобили, а кроме того – еще по миллиону в год двигателей для разных «ауди». И под капотом самого дорогого серийного вседорожника «Порше-Кайенна ТурбоS» тоже значится, что сделан он в Германии. Это правда, но лишь наполовину, ведь на заводе в Лейпциге его собрали изкрупных узлов: готовый кузов в сборе, двигатель, шасси… Которые в большинстве своем были сделаны на заводе «Фольксваген» в словацком городе Колине. Где, между прочим, выпускают еще и вседорожники «Туарег», и малолитражки «Поло». Апокупатели во всей Европе (да и мире тоже) не привередничают при покупке, интересуясь: «А где был собран автомобиль? Где-где? Покажите на карте! Нет, что вы, не возьму…» Берут, не жалуются!ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НА ВОСТОКГоворят, все началось с чистой случайности. Когда в конце 80-х пал «железныйзанавес» между Западной Европой и странами бывшего соцлагеря, первыми в Восточную Европу поехали не бизнесмены и политики, а молодые люди – посмотреть, как там живут, чем дышат. В старинном венгерском городе Эстергоме в это время образовалась студенческая музыкальная тусовка – молодые люди жили в палаточном лагере, пели песни на разных языках… Среди них был неприметный юноша из Японии, который задержался в городке на несколько недель. И так он его покорил, что по возвращении на родину он уговорил своего дядюшку, главу японской корпорации «Сузуки», построить в Вен-грии автозавод! Это случилось в 1989 году… Так это было или иначе, но вслед за первым сборочным предприятием автозаводы в странах Восточной Европе начали расти как грибы. Спустя 15 лет почти все крупные производители обзавелись здесь хотя бы одним заводом. Более того: теперь некоторые даже возвели Восточную Европу в ранг «нового Детройта». Ведь сегодня она – один из самых быстрорастущих центров производства автомобилей в мире (по темпам роста он уступает только Китаю). За последние 10 лет инвесторы в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше и Румынии вложи-136 За рулем 11/2005 НАШИ СОСЕДИВ словацком городе Жилина уже построены (и работают) учебный центр компании КИА (слева) и административное здание, а первый авт омобиль сойдет с конвейера через год.ли в автосборку и производство комплектующих около 24 млрд. долл.! Но если на первых порах, в самом начале 90-х, западные (и восточные) производители открывали в Польше и Венгрии небольшие сборочные заводы, чтобы завоевать местные растущие рынки, то теперь цель поменялась. Нет, местные рынки попрежнему растут, объемы продаж автомобилей увеличиваются из года в год, но основная цель создания «восточного Детройта» давно иная. Это – рынок Западной Европы, где ежегодно покупают 14,5 млн. новых автомобилей (против 1 млн. в Центральной и Восточной Европе). И, поднатужившись, уже вследующем году «восточные» автосборочные предприятия выпустят 2,3 млн. машин, а к 2010 году объем выпуска должен вырасти до 3,8 млн. штук. «Сердце»новоявленного «Детройта»,безсомнения, бьетсягде-томеждуЧехией иСловакией(ужев2007году здесьсоберутпочти2млн. автомобилей!).Этидвереспубликикакбыустроилисоревнование–ктосумеетпривлечьксебебольшеавтоинвестиций?ПоначалулидировалаЧехия,котораяивбывшейЧССРнебезоснования считаласьиндустриальной. Однако«аграрная»Словакиявскоретожесумелапредложитьинвесторампривлекательныеусловия,взяласьза строительствосовременных дорог.Результат–в2007году этамаленькаястранавыйдетнапервоеместовмире повыпускуавтомобилейна душунаселения(поодной машиненакаждыешесть жителей!).Недавнословаки «обставили»западно-европейскиезаводы«Фольксваген»,добившисьправавыпускатьусебяновыйвседорожник«Aуди-Q7».Вбудущем годуфранцузскийконцерн PSAнамерензапуститьвсловацкомгородкеТырнавазаводстоимостью1,3млрд. долл.Занятыенанем3000 человекбудутсобирать 300000малолитражеквгод. КИАинвестировал1,3млрд. долл.втакоежепоразмерам предприятиевсловацкомгородеЖилина.Этотзаводзаработаетв2006году,рассчитаннавыпускавтомобилей классаСивседорожников,а работунанемнайдутеще 3000человек;всвоюочередь,5000местпредоставят поставщикикомплектующих.Ноиэтоневсе:какнедавносообщилиСМИ,корпорация«Хёндэ»рассматриваетвозможностьстроительствавторогосвоегозаводав Европе–европейскийрынок.Понекоторымсведениям,корейцыпроявляютособыйинтерескЧехии…ГЕРР ПАНУ НЕ ТОВАРИЩПонятно, что всех серьезных мировых игроков на автомобильных рынках привлекают в Восточную Европу не только разумное инвестиционное законодательство и политическая устойчивость этих стран. Главное – наличие высококвалифицированной, но при этом не слишком дорогой и пока сговорчивой рабочей силы. По мнению руководства корпораций, слишком уж много прав и свобод завоевали в социальной борьбе их товарищи на Западе! Рабочий отрасли в этой части континента зарабатывает за час в среднем 29 долл. (один из самых высоких в мире показателей). На заводах «Фольксваген» он еще выше – почти 50 долл. в час (при 28-часовой рабочей неделе!). Любое изменение рабочего графика (типа сверхурочной работы, но за дополнительную плату) администрация обязана согласовывать с профсоюзами, и они крайне неохотно дают на то свое разрешение. А в Словакии рабочий той же квалификацииполучает… 6 долл. в час, работает 40 часов в неделю ис удовольствием выйдет на конвейер ив субботу, причем профсоюз возражать особенно не будет! В целом же в Восточной Европе стоимость рабочей силы в автопроме колеблется от 3 до 6 долл. в час. Нужны еще доводы?Словом, для всех концернов перемещение производства в страны Восточной Европы – единственный шанс за счет резкого снижения издержек сохранить за собой рынок Европы Западной, особенно в преддверии «китайского нашествия». Иначе, по мнению многих аналитиков, европейские концерны могут постепенно превратиться в производителей эксклюзивных автомобилей для немногих избранных, а также концепт-каров – для заводов из Поднебесной. P.S. Понятно, что низкие издержки Восточной Европы – это не навсегда. Зарплата там растет довольно быстро, иразрыв между Европой Восточной и Западной лет через 10 будет небольшим (к примеру, расходы на оплату труда в Чехии увеличиваются на 10% ежегодно). Поэтому крупные компании уже присматриваются к Украине, Белоруссии и России. Здесь человекочас пока стоит 1–2 долл. Самые предусмотрительные уже строят там свои заводы и при этом закладывают явно избыточные запасы мощности. Спрашивается, зачем в России завод по выпуску 75 тысяч автомобилей бизнес-класса «ТойотаКэмри» в год? Азатем, что как раз под Питером находится пресловутое окно в Европу…За рулем 11/2005 137