304
305
КЛУБОПАСНЫЕ АКСЕССУАРЫЦЕЗАРЬ С МОБИЛЬНИКОМАлексей Петухов304 За рулем 11/2005 ОПАСНЫЕ АКСЕССУАРЫПриглядитесь повнимательнее к автомобилям, движущимся по городским улицам. Каждый четвертый… нет, каждый третий водитель разговаривает по мобильнику! Этот дает ценные указания сотрудникам, другой сообщает жене, что опаздывает, третий отчитывает сына за некую провинность… Все откуда-то знают, что известный римский император умел делать два дела сразу. А мы – умеем?Табл. 2. ВИДЫ НАКАЗАНИЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДИТЕЛЕМ ТЕЛЕФОННОЙ ТРУБКИ ВО ВРЕМЯ ЕЗДЫСтранаРазмер наказания ВеликобританияШтраф 1000 фунтов ФранцияШтраф 100 евро БельгияЛишение водительских прав на 6месяцев НидерландыШтраф 100 евро и лишение водительских прав на 6 месяцев СШАШтраф 100 долларов* РоссияШтраф 20 руб.*Действующий в Нью-Йорке закон, запрещающий водителям пользоваться при движении мобильником без «хэндс-фри», приносит казне города 6 млн. долларов ежегодно.СЛЫШАТЬ ИЛИ ВИДЕТЬ? ВЫБИРАЙТЕ…Львиную долю информации человек получает через органы слуха и зрения. Возьмем, к примеру, токаря. Если он видит дым от перегретой стружки – значит, надо уменьшить подачу резца, если слышит характерный свист – ага, резец затупился! А водитель? В зубах навязло сравнение водителя с пилотом. Да, во многом похоже – только вот случаи покупки водительских прав для вождения воздушного судна лично мне неизвестны. Зато на земле потери людей в ДТП уже перекрыли по численности военные конфликты и техногенные катастрофы, вместе взятые. Понятно, что снижение аварийности давно стало приоритетным направлением для автопроизводителей – а как быть с аксессуарами? Например, с мобильниками? То, что они мешают – бесспорный факт. Их создатели прекрасно это понимают – защитной мерой стали системы «хэндс-фри» (handsfree). Однако кривая ДТП, на мгновение «задумавшись», снова поползла вверх… Результаты соответствующих исследований – втабл.1. Приведенные данные были зафиксированы на тренажерах. Но есть и «живые» сведения – их получили сотрудники Университета Западной Австралии, опросившие 456 водителей, пострадавших в ДТП! Итог аналогичен – мобильник повышает аварийность в4 раза! По всей видимости, наш мозг не может обрабатывать информацию, поступающую сразу по двум каналам, поэтому восприятие речи тут же снижает остроту зрительной реакции…ЗАПРЕТИТЬ?Конечно, оптимистичные публичные высказывания производителей сотовых телефонов легко подавляют робкие протесты отдельных исследовательских коллективов. И все же остается главный вопрос: можно ли без риска для себя и окружающих пользоваться при управлении автомобилем сотовым телефоном? Да или нет? Понятно, что классный водитель может порой позволить себе телефонный треп в ситуации, при которой новичку даже думать об этом опасно. Но правила должны быть едиными для всех – к тому же в ДТП бьются насмерть не только зеленые «чайники». А простейшее правило – это запрет. Конкретный пример – втабл.2. Так что же будем делать у себя в России? Опыт борьбы с курением и алкоголем у нас уже есть – по понятным причинам о нем лучше не вспоминать. И все же – что? Запрещать? Штрафовать? Стыдить? Выскажу личное мнение – за использование телефонов в движущемся автомобиле нам жизненно необходимы очень крупные штрафы! А для себя каждый должен принять иное решение – отказаться от мобильного трепа в авто добровольно! И не потому, что за это могут наказать, а из-за того, что это объективно опасно. И не только для вас, но и для окружающих. Между прочим, с великим Цезарем в итоге тоже случилась неприятность…Табл.1. ВЛИЯНИЕ ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ НА СОСТОЯНИЕ ВОДИТЕЛЯИсследовательский центрСтепень изменения психо-Степень изменения психофизического физического состояния во-состояния водителя при использовании дителя при использовании аппаратуры «хэндс-фри» телефонной трубки Университет Торонто, Вероятность аварии Вероятность аварии увеличивается в5 раз Канадаувеличивается в5 раз Университет Флориды, Водители 25–36 летВодители 55–65 лет США–Время реакции увели-Время реакции увеличивается в 1,21 разачивается в 1,6 раза Исследовательский институт Вероятность аварии Вероятность аварии увеличивается в4 раза транспорта (VTI), Швецияувеличивается в4 раза Британское научное Вероятность аварии Вероятность аварии возрастает по отношению королевское общество, возрастаетк использованию телефонной трубки* Великобритания* Водители, пользующиеся «хэндс-фри», ведут более долгие телефонные переговоры – с трубкой в руке это было неудобно.