260
261
262
СПОРТ И ТЮНИНГЭКИПИРОВКАВТОРАЯ КОЖА ПИЛОТАВадим Никишевюбой автомобиль – источник повышенной опасности, гоночный – тем более. Поэтому и защита пилота здесь максимальна: прочный каркас, четырех-, а то и шеститочечные ремни, специальные сиденья, системы и, конечно же, экипировка. С особенностями гоночных шлемов читатели могли познакомиться в ЗР, 2005, №8. Сегодня речь о комбинезонах. Делятся они на две ос-Лновные группы: для картинга и «больших» автомобилей. Это обусловлено разными задачами, которые комбинезонам надлежит выполнять.ГЛАВНОЕ – ПРОЧНОСТЬКартинговый защищает пилота от «асфальтовой болезни», то есть от травм при опрокидывании машины или вылете из седла, что более чем вероятно, ведь скорость мощного карта достигает 200км/ч – притом, что пилотсидит на «бешеной табуретке», не пристегнувшись! Для наружного слоя картингового комбинезона используют полиэстер либо фирменный материал кордура (Cordura), разработанный фирмой «Дюпон». Его отличают высочайшая износостойкость и прочность, но при этом он достаточно легкий. Внутренний слой выполнен из махровой ткани, впитывающей пот. Чтобы гонщик не варился в собствен-ном соку, предусмотрены вентиляционные клапаны. Конечно, предохраняя кожу, тонкий материал не в состоянии уберечь от травм суставов и костей. Поэтому дорогие комбинезоны снабжены полистироловыми вкладышами в наиболее уязвимых местах: они защищают колени, бедра, локти, ключицы и позвоночник. Этим, кстати, и отличаются дорогие модели от бюджетных: вторые лишены встроенной за-260 За рулем 11/2005 щиты, и к ним придется дополнительно приобретать наколенники, налокотники, а при необходимости – своеобразный «спасжилет». Его функции те же самые: предотвратить травмы позвоночника, ключиц и грудной клетки. Требования Международной комиссии картинга (CIK) сейчас едины для всех картинговых комбинезонов. Если амуниция им соответствует, то в ней можно участвовать как в национальных соревнованиях, так ив мировых чемпионатах. Это справедливо для комбинезонов, предоставляющих защиту уровня 2 (Level2). Найти маркировку с омологацией (официальным подтверждением, что комбинезон соответствует определенным требованиям) проще простого: нашивка с обозначением уровня защиты есть на рукаве и продублирована на воротнике, где соседствует с датами изготовления и завершения действия омологации. Сейчас этот период составляет пять лет, а затем отправляйтесь покупать новый, более современный «комбез». Изделия эконом-класса, соответствующие уровню 1 (Level1), годятся только в национальных первенствах. Од-нако встретить комбинезон с такой нашивкой все сложнее: большинство новых моделей, даже начального уровня (читай – дешевых) – Level2.ИЗ ОГНЯ ДА В ПОЛЫМЯКомбинезоны для автомобильного спорта существенно отличаются от тех, что в картинге. В любом болиде, будь то формула или «кузов», пилот сидит пристегнутым. Вылететь он не может, потому защита от механических повреждений здесь не важна. А вот при пожаре ему потребуется какое-то время, чтобы выбраться из машины. Отсюда основная задача автомобильного комбинезона – выдержать испытание огнем. По современным требованиям, он должен противостоять открытому пламени не менее 12секунд, да еще и защищать от жара. Гоночные комбинезоны шьют из номекса (Nomex). Материал этот родился полКомбинезон механика Stand-21 тоже огнезащитный. Мало ли что случится при дозаправке в гонках «Гран Туризмо». Продукцию Sparco легко узнать по характерным погонам. Этот комбинезон для картинга стоит всего 4 тыс. рублей, но обеспечивает защиту Level 2. Комбинезон Toora на одном из членов экипажа автомобиля безопасности.Фернандо Алонсо – топ-модель фирмы Alpinestars. В нашей стране ее комбинезоны предпочитает Виталий Петров – победитель национальной гоночной серии в классе Lada Revolution.века назад, как водится, в области космических разработок – первые скафандры частично сделаны из него. Когдаже вспомнили о гонщиках, некие мистер Симпсон из США и синьор Паризи из Италии предложили шить специальные комбинезоны из номекса. Первый занимался кольцевыми гонками, второй – ралли. Говорят, презентация была более чем наглядной: на глазах у многих свидетелей автор идеи облил себя бензином и поджег – без особых последствий для здоровья.За рулем 11/2005 261 СПОРТ И ТЮНИНГЭКИПИРОВКАВскоре такие комбинезоны сделали обязательными во всех разновидностях автоспорта. Конечно, если бы речь шла лишь о сопротивляемости материала открытому пламени, лучшим вариантом оказался бы костюм пожарного. Однако пилот должен еще иметь свободу движений и при этом не чувствовать дискомфорта. К списку требований добавляются легкость, эластичность и хорошая воздухопроницаемость. Недорогие комбинезоны изготовлены из довольно толстой многослойной ткани. Они не подведут в огне, а вот с комфортом у них туго. Более продвинутые модели легче, тоньше и просто приятнее. Показателем качества служит плотность материала, которую оценивают в граммах на квадратный метр. В среднемона составляет порядка 460г/м 2, а у комбинезоноввысокого уровня – всего 380г/м 2. Существуют, правда, еще более легкие разновидности: квадратный метр номекса с кевларовыми нитями – совместная разработка фирмы «Спарко» и команды «Мак-Ларен» – весит всего 298граммов. Модель из такого материала называется X-light 300 и, кслову, популярна среди российских спортсменов, несмотря на высокую стоимость. Дополнительный комфорт, а точнее, микроклимат внутри комбинезона создают специальные клапаны, пропускающие воздух. Расположены они под рукавами и поясом, а сделаны из эластичного номекса. Еще один элемент на первый взгляд введен лишь для красоты, но в действительности очень функционален – погоны. Оказывается, это очень прочные петли: ухватившись за них, можно вытащить из кокпита потерявшего сознание или травмированного пилота. Как видим, в пошиве гоночной одежды мелочей не бывает. И такой подход проявляется во всем. Серьезная фирма, занимающаяся гоночной экипировкой, сумеет подобрать комбинезон, определив размеры по специальной таблице. Можно сразу заказать вышивку с логотипами спонсоров – так вернее. Дело в том, что все нашивки разрешено крепить только к внешнему слою комбинезона и только несгораемыми нитями. В противном случае пилот рискует при пожаре обзавестись татуировкой в форме нашивки. Омологация на комбинезоны для автоспорта, естественно, отличается от действующей в картинге. Основной стандарт, принятый в мире, в том числе у нас – FIA 8856-2000. Соответствие требованиям подтверждено вышивкой на воротнике ниже названия марки и модели. Тут же стоит дата производства, но нет даты окончания срока действия. Она наступит с введением нового стандарта, однако не сразу – регламент Международной автомобильной федерации (FIA) позволяет потянуть со сменой еще три года. С другой стороны, необходимость поменять комбинезон может возникнуть и раньше. Например, если ему однажды пришлось держать экзамен огнем. Основная проблема, над которой бьются разработчики, – как при улучшении огнестойкости сделать комбинезон еще более эластичным и «дышащим». Ориентиром может служить последняя разработка «Дюпон» – материал кармит (Carmyth) на основе карбоновых нитей. Его в этом году взяла в дело фирма «Спарко», пока только для подшлемников и нижнего белья. Применять карбон в комбинезонах еще не научились. Что ж, всему свое время – прогресс в области спортивной экипировки не стоит на месте.Пилот мирового туринга Хорди Хене предпочитает продукцию ОМР……его собрат по модели комбинезона Михаил Ухов тоже выступает в классе «Туринг».Пилоты «Альфа-Ромео» выступают в комбинезонах Sabelt. Обратите внимание на нашивки: они тоже огнестойкие. Пилот GT Ян Кан использует французскую экипировку. Шлем, защитная система HANS и, конечно, комбинезон от фирмы Stand-21.