122
123
124
ЭКОНОМИКАКОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБАХОЛОДНАЯ ВОЙНА СКИДОКНАлексей Воробьев-Обуховственно, и доля марки на рынке скакнула с 25% сразу до 32%. Это в автомобилях, аитог в долларах подведем ниже. Прохлопавшие этот трюк «Форд» и «Крайслер» прибавили в июне всего лишь 1и 5%. Зато уже в июле нашли симметричные ответы. «Крайслер»выступил с инициативой «Цены для сотрудников плюс»: каждый покупатель мог приобрести автомобиль по цене для работников фирмы и плюс к тому получить скидку до 3500 долларов! Например, за «Джип-Гранд Чероки» вместо прейскурантных 27050 долларов (не удивляйтесь, пожалуйста, – это американские цены) можнобыло выложить всего… $22261 или, скажем, за «Крайслер-Пасифик» лишь 20747 долларов вместо обычных $25345. «Форд», естественно, тоже не остался в стороне и развернул кампанию «Добро пожаловать в нашу семью». Выедоброй памяти эпоха холодной войны сверхдержав, как мы считаем, закончилась. Но по тому же самому сценарию войны идут и сегодня, хотя и вменьших масштабах: воюют крупные концерны. Когда нескольким гигантам становится тесно на переполненном рынке, в ход идут проверенные временем методы ведения «боевых действий».ВЫ ПЛАТИТЕ СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО И МЫТаков девиз американской программы «Джи-Эм», названный «Скидка для сотрудников – каждому». Суть ее в том, что любой покупатель платит за автомобиль столько же, что и работники фирмы, пользующиеся льготами. Клиенты клюнули, да как. В июне продажи подскочили сразу на 41%! В абсолютном выражении – это реализованные 558092 авто: лучший результат с 1986 года. Соответ-Не сбылись и мрачные прогнозы октября 2004 года: теперь американский сапог уже несобирается растоптать «Опель» – кто, как не эта фирма, приносит прибыль «Джи-Эм»?уже догадались: цена, как для рабочих фирмы и их семей. Покупатели от такой войны, конечно, только выиграли, но прибыли концернов устремились к нулю и вопрос втом, кто дольше сможет продержаться. Надо полагать, у «Джи-Эм» накопленный жирок потолще.Последствия не замедлили сказаться. И вот уже «Уолл Стрит Джорнэл» сообщает, что «Форд» уволит в Северной Америке не 2700 человек, как планировалось, а все 10000, то есть почти треть! Во втором квартале автомобильный бизнес принес концерну жирный минус – 907 миллионовПродажи крупнейших концернов в 2000–2004 годах. Обратите внимание: те, кто пока ближе к «хвосту», прибавили, а американская тройка начинает отставать.Еще нагляднее можно оценить перспективность автопроизводителей, если посмотреть непосредственно на увеличение/уменьшение ежегодных продаж.122 За рулем 11/2005 ПРЕЗЕНТАЦИЯПобеду одержит тот, у кого выше производительность труда. Ее, конечно, можно считать по-разному. Например, как оборот, приходящийся на одного работника. Тут впереди всех «Хёндэ» и «Порше»…А как обстоит дело с качеством? Вот число отозванных в 2004 году вСША автомобилей по отношению к проданным за тот же год. Пусть никого не удивляют цифры в сотни процентов – отзывают машины, выпущенные за несколько лет.долларов. Придется, однако, терпеть: «Джи-Эм» не приостановил действие скидок, а, напротив, объявил о снижении цен с1 августа на 30 из 76 моделей. В ответ «Форд» продлил «семейную программу» до 6 сентября. Аналогично поступил и «Крайслер». Более того, он спешно переоснащает свои заводы в США, чтобы на каждом можно было выпускать одновременно не одну-две, атри и больше моделей. Тогда меньшие тиражи станут прибыльными. Подводя предварительные итоги (сражение еще не закончилось), назовем еще несколько любопытных цифр. Итак, июль обошелся трем американским китам в 4,33 млрд. долларов, зато их продажи выросли на 26,5%. Средняя скидка на автомобиль составила у «Джи-Эм» 4135 долларов, у «Форда» – $3776, у«Крайслера» – $3623. Чтобы удержать позиции, в гонку включились европейские автопроизводители (они сбросили по 2382 доллара на авто) и японцы (минус $1236). Последние пока побеждают: продажи «Тойоты» и «Хонды» выросли на 8,1 и 10,3% при том, что доходы оказались заметно большими, чем у американцев.тайском театре военных действий (сегодня этот рынок – третий в мире). В первом полугодии «Джи-Эм» впервые продал здесь больше машин (308722), чем «Фольксваген» (262198), хотя последний открыл этот рынок на 12 лет раньше. Идет наступление ив Европе. Особенно успешно у «Опеля», несколько хуже – у СААБа. Смотрите: в первом квартале «Опель» еще приносил убытки, а во втором – впервые за последние пять лет! – обрадовал заокеанских хозяев 37 миллионами прибыли. Да и «молниеносных» машин в первом полугодии на континенте продано 190 тысяч – на 5% больше, чем год назад. Правда, до 2007 го-да 9000 человек получат расчет – таковы волчьи законы рыночной экономики!НА ПЕРВЫЙ-ВТОРОЙ РАССЧИТАЙСЬ!Результатом военных игрищ стало беспрецедентное понижение кредитного рейтинга «Джи-Эм» и «Форда» у рейтингового агентства Standard & Poors (S&P): обоим концернам придется платить за кредиты заметно больший процент. Такого в отношении столь крупных фирм еще не бывало. Эксперты агентства сильно засомневались, что топ-менеджеры автогигантов справятся с клубком проблем из миллиардных платежей в пенсионные фонды, простоямощностей, падения долей на рынке ивсе более жесткойконкуренции со стороны японцев. Один только «Джи-Эм» должен выплатить в этом году 75 млрд. долларов на медицинское обеспечение сотрудников. Да еще на одного рабочего в концерне приходятся два пенсионера! Конечно, обе фирмы поспешили заверить, что все у них тип-топ, никакой угрозы банкротства нет ив помине, и вообще дела идут все лучше. Биржа, однако, отреагировала падением курса акций, включая и акции крупнейших поставщиков «Вистеона» («Форд») и «Делфай» («Джи-Эм»). На всякий случай Рик ВэгонирУПРЯМЫЕ ВЕЩИЭто, как известно, факты. Но в разрозненном виде они не дают цельной картины. Собирать всемирный «паззл» – удел специалистов, таких, например, как команда профессора Штефана Братцела из Center of Automotive (CoA), обосновавшегося в Бергиш-Гладбахе (Германия). Нам удалось получить разрешение на публикацию отдельных результатов их последнего исследования мирового автопрома, которые для наглядности сведены в диаграммы.НАПРАВЛЕНИЕ – КИТАЙГлавный автомобильный генерал напал не только на земляков, но и на немецких соперников. Причем – на киПрогнозы в экономике часто не сбываются. В2002 году концерну «Даймлер-Крайслер» некоторые предрекали падение. На сегодня правый мотор сгорел и отвалился, Юрген Шремпп катапультировал, его место занял Дитер Цетше, сумевший в полете починить левый двигатель.За рулем 11/2005 123 ЭКОНОМИКАКОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБАА вот «Крайслер» чувствует себя как нельзя лучше. Продажи растут, появляются новые привлекательные модели, да и вопрос с медицинскими платежами здесь уже решили. Правда, грозное агентство, раздающее кредитные рейтинги, все же погрозило пальчиком и «Даймлер-Крайслеру»: мы, мол, начеку и если только положение «Мерседеса» ухудшится– пеняйте на себя. При этом имелись в виду крупные затраты на отзывы автомобилей (из-за проблем с тормозами SBC) и санацию убыточного «Смарта». Кто же, однако, победит всхватке гигантов? По итогам полугодия «Форд» и «Джи-Эм» торговали себе в убыток (минус 170 и 1465(!) евро на автомобиль). Можетстаться, лавровый венок достанется… японцам. Круто вверх идут дела у «Ниссана» и «Тойоты» (прибыль на один автомобиль 2228 и1815 евро), на пятки им, всвою очередь, наступает «Хёндэ». Но и корейцам надопочаще оглядываться,(глава «Дженерал моторс) провел переговоры с президентом «Тойоты» Фуджио Хо о «возможной технологической помощи».Отношение к скидкам у европейцев неоднозначное. На обложке журнала «Штерн» сказано коротко и ясно: «Скидка – дикая охота на клиента».В долгосрочной перспективе отдачу дадут инвестиции в исследования и разработки. По этому показателю соперники первой четверки идут плотно друг за другом. Только американцы сворачивают эти расходы, а японцы, напротив, форсируют. Что-то будет…чтобы не пропустить набирающего скорость китайского соперника. Обстановка нафронтах меняется быстро.На правах рекламы124 За рулем 11/2005