Неизвестный гигант Красной Армии: пятибашенный танк Т-35

Он был единственным серийным пятибашенным танком в мире. Его гордо демонстрировали на парадах, он должен был создавать превосходство на направлениях решающих ударов. Его могучий лик даже красовался на медали «За отвагу». Но в остальном Т-35 не хватал с неба звезд – этот танк, конечно, поучаствовал в Великой Отечественной войне, но успел исчезнуть с полей её сражений еще до того, как мы стали добиваться первых ощутимых для мира стратегических успехов.

Родине нужен монстр

Самым сильным оружием советских бронетанковых войск должен был стать, как тогда говорили, «позиционный танк» – то есть тяжелый. Требования к нему были такие: 60-70 тонн, способность проезжать через четырехметровый ров и ширина, позволяющая возить танк как по русским, так и по европейским железным дорогам. Комиссия тщательно присматривалась к сверхтяжелым танкам других стран – купить лицензию и наладить производство всегда проще, чем начинать полностью оригинальную разработку. Но достойный кандидат так и не нашелся.

Время шло, а по-настоящему грозного танка у Красной Армии все не появлялось. Тогда, в 1929 году, решили использовать Великую депрессию, резко понизившую уровень жизни в западных странах. Выписали из Германии группу немецких инженеров во главе с конструктором Эдвардом Гроте. Он-то и разработал сразу несколько проектов танков – от 25 до 100 тонн. Они были хороши, особенно детально проработанный 25-тонник. Но у немцев никак не получалось добиться разумной стоимости единицы, необходимой для массового производства: 25-тонный танк Гроте обходился в 1,5 млн – как 25 легких Бт-2. Это было слишком!

Первый прототип Т-35 (army.lv)

Тогда было решено взять отечественных конструкторов, поднабравшихся опыта у того же Гроте, совместить этот опыт с изучением закупленных в конце 1929 года образцов зарубежных танков и создать свою тяжелую машину. Работы над ней и начались в августе 1932 года.

Облик гиганта

Танк получил индекс Т-35 – предполагалось, что он будет весить 35 тонн. Массу эту, однако, выдержать не удалось – на первых прототипах она уже составляла 38 тонн, затем скакнула до 42, а позже машина «поправилась» аж до 50. Это, впрочем, компенсировалось впечатляющей боевой мощью. Пять башен, 76-мм орудие (позже его поменяют на другое такого же калибра, как на танке Т-28), две 37-мм пушки (потом их заменят «сорокапятками») и четыре пулемета (позже – семь).

Т-35 на параде 7 ноября 1935 года (http://armedman.ru)

Позже, в 1935 году, танк попробуют серьезно улучшить. Во-первых, захотят создать вдвое более мощный дизель на 800 лошадиных сил. Во-вторых, начнут разработку системы управления огнем наподобие морской. Все-таки пять башен на двух ярусах стреляют слишком хаотично. Увы, ни одно из этих благих начинаний не будет осуществлено – у подрядчиков всегда будут находиться более важные заказы или создаваться препятствия непреодолимой силы.

Т-35 в параде на 7 ноября 1940 года (milday.ru)

Массовое производство

Собирать Т-35 решили на Харьковском паровозостроительном заводе. Первый серийный танк был готов 7 ноября 1933 года – аккурат к празднику. Правда, на заводе он приживался плохо – виной тому стала корректировка плана, спущенная сверху в 1934 году. Теперь харьковчане должны были делать 10 машин в год вместо 30. И, видимо, с руководством завода случилось нечто вроде эффекта обманутых ожиданий. По крайней мере, с этого времени Т-35 превратился из желанного ребенка в нелюбимого пасынка.

Брошенный по технической неисправности Т-35. Львовская область, лето 1941 года (waralbum.ru)

Неудивительно, что за годы массового производства удалось построить всего 59 машин. Выпуск Т-35 был прекращен по итогам испанской гражданской войны. Выяснилось, что броня в 20-30 мм уже недостаточна против современной противотанковой артиллерии. Нашему герою пытались продлить жизнь, попробовав увеличить бронирование до 40-55 мм, но это начинание провалилось – вес гиганта при этом вырос бы до совсем уж неприличных величин.

Война

Первым и единственным конфликтом Т-35 стала Великая Отечественная. И тут, конечно, сошлись сразу несколько факторов. Во-первых, устаревание самого гиганта. Недостаточное бронирование плюс отсутствие резервов для модернизации делали его максимально уязвимым – при таких-то размерах! Во-вторых, сама кампания лета 1941 года сложилась для Советского Союза крайне неприятно – в таких условиях массово горели не только «тридцать пятые», но и куда более совершенные Т-34 и КВ.

Т-35 участвует в фотопостановке для пропаганды, ноябрь 1941 года (http://armedman.ru)

Поэтому многие Т-35 попросту бросали. Единственное, что могли сделать попавшие в такую ситуацию экипажи, – снять с танков легкое вооружение и оптику и закопать их в надежде вернуться за ними в скором времени, когда «наши погонят немцев обратно».

Т-35, подбитый недалеко от населенного пункта Верба, июнь 1941 года (waralbum.ru)

Несколько Т-35 сохранялись в частях Красной Армии и до битвы за Москву, но использовались там лишь в учебных или пропагандистских целях. Один захваченный немцами гигант был отправлен в Германию, где его какое-то время гоняли по полигону. Существует версия, что в 1945 году он успел поучаствовать в бою против наступающих советских войск, но споры о ее реалистичности ведутся до сих пор.

Единственный сохранившийся Т-35 в Кубинке (http://tankmuseum.ru)

Единственный сохранившийся до наших дней Т-35 находится в знаменитом танковом музее в городе Кубинка. В начале 2014 года его отреставрировали до ходового состояния, и теперь последний из серийных пятибашенных гигантов время от времени развлекает публику, участвуя в военно-исторических реконструкциях.

Подпишитесь на «За рулем» в