8 поразительных фактов и мифов про АИ-92 — журнал За рулем

8 поразительных фактов и мифов про АИ-92

При цене 10 копеек за литр этот бензин не хотели покупать из-за его... дороговизны! А сегодня он на пике популярности — опять-таки из-за цены.

Самый массовый бензин, предписываемый сегодня производителем машин, — конечно же, 95-й. Но при этом у нас многие автозаводы начинают играть с водителями в поддавки, указывая в инструкциях, что и 92-й, мол, мы проглотим. Это относится не только к самым дешевым машинам, но и к автомобилям из средней ценовой категории. Мы уже сообщали, что из десятка самых популярных машин 2019 года 90% могут ездить на 92-м. Это Солярисы и Логаны, Поло и Рио, Весты, Ларгусы и т.д. Аналогичная картина и на вторичном рынке. А вершина уважения к 92-му — это современные турбомоторы. Пример — Geely Atlas или, скажем, Chery Tiggo 8.

В общем, сегодня 92-й — чрезвычайно популярен. Но так было не всегда.

Слишком дорого!

В жигулевскую эпоху бензин АИ-93 (читай, тот же 92-й) стоил «немыслимые» деньги — аж 10 коп за литр. Заправка бака ВАЗ-2101 обходилась в 3 руб. 90 коп. — сам автомобиль при этом стоил тогда 5500 руб.

Сегодня это трудно понять, но тогда народ всеми силами портил новенькие Жигули, пытаясь перевести их на бензин А-76. Одни понижали степень сжатия дополнительной прокладкой, другие меняли характеристику пружины в трамблере, третьи прикручивали какие-то свечные футорки, четвертые вообще ничего не делали и ездили, пока мотор не отдавал концы. Причина была все той же: деньги. Но не разница в ценниках на АЗС, составлявшая примерно 25%, а возможность ездить на «левом» бензине, которым охотно делились многие водители грузовиков и автобусов. Купить у них 20-литровую канистру 76-го порой можно было за один рубль.

Грузовики и автобусы

Это сейчас мы привыкли к тому, что вся тяжелая техника работает на дизеле. Но так было не всегда. К примеру, в СССР такие машины, как грузовой Урал-375 или, скажем, автобус ЛиАЗ-677, пользовались особым уважением среди владельцев Жигулей. Все потому, что этот транспорт потреблял как раз АИ-93! Поэтому всякий обладатель ВАЗ-2101 или 412-го Москвича не упускал возможности завести столь полезное знакомство, чтобы скупать по дешевке подходящее топливо.

В Америке бензин лучше

Зачастую приходится читать про сопоставления европейских бензинов с заокеанским. При этом не надо забывать, что октановые числа в США представляют собой среднее арифметическое между моторным и исследовательским числами у нас. Поэтому наш 95-й бензин — это их 91-й. А американский 87-й можно считать нашим 92-м.

Синий бензин

Лет сорок назад цвет бензина сразу выдавал его октановое число. Так, АИ-93 первоначально имел синий цвет (с 1979 года — оранжево-красный). Для сравнения укажем, что А-72 был бесцветным, А-76 — зеленым (с 1979 года — желтым), а АИ-98 — желтым (с 1979 года — синим).

Плати больше — сэкономишь

Как и сегодня, дешевые машины в прошлом веке изначально были ориентированы под низкий октан. К таким авто всегда относился Запорожец. Тем удивительнее было появление его модификация с двигателем МеМЗ-968БЭ (50 л. с.) с повышенной степенью сжатия (8,4 вместо 7,2), которая требовала применять бензин АИ-93 вместо более дешевого А-76! И это преподносилось как достоинство модели: мол, такой мотор экономичнее!

92-й качественнее, чем 76-й?

Про октановые числа бродят мифы. Самый распространенный гласит, что низкооктановый бензин — синоним плохого топлива. Но это не так. Бензины типа А-76 могут идеально соответствовать любым стандартам, однако изначально они нацелены на работы в моторах с низкой степенью сжатия, а не с высокой. Качество тут ни при чем.

92-й бензин на самом деле 83-й!

Второй миф — про то, что исследовательское октановое число (ОЧИ) определяют в химлабораториях, а моторное (ОЧМ) — на полигонах и спецдорогах. На самом же деле разница в определении этих чисел состоит только в режимах работы одноцилиндровой установки для определения октановых чисел — УИТ. Для определения ОЧИ обороты коленчатого вала — 600 об/мин, для ОЧМ — 900 об/мин. Кроме того, при определении ОЧМ используют подогрев смеси перед двигателем.

Что касается испытаний на реальных дорогах, то при этом определяют еще один вид октановых чисел — дорожное (ДОЧ). Его получают в ходе испытаний реального двигателя путем сопоставления пределов детонации на эксплуатационных режимах при работе на исследуемом и эталонных бензинах.

Для справки: у АИ-92 ОЧМ соответствует 83,5. Условно считают, что ОЧИ характеризует свойства топлива при городском цикле эксплуатации автомобиля, а ОЧМ — при шоссейном цикле.

Когда исчезнет 92-й бензин?

В Европе такого бензина давно нет. Его постоянно пытаются «снять с пробега» и у нас. Поначалу ему предписали исчезнуть в 2011 году, затем разрешили просуществовать до 2015-го. В итоге он живет и сегодня. Спрос, правда, снижается, но довольно медленно. А сейчас, в период полной непонятности, очень может быть, что опять поползет кверху. Причина, как водится, одна — деньги. Вряд ли бы половина произведенного в РФ бензина имела октановое число 92, если бы не колоссальный спрос на самый дешевый у нас бензин. Почти треть легковушек ездит на нем.

Счастливого пути и хорошего бензина!

  • Стоит ли переходить на 92-й? Об этом читайте тут.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии (13)

Самые новые
Загрузка...