Автомобиль по подписке: у кого брать и выгодно ли?

Взять автомобиль в долгосрочную аренду, платить за него ежемесячно, не заботясь ни о чем, кроме бензина. Это ли не мечта автолюбителя!

Только вот пользовались подпиской единицы, а, например, в Европе доля похожего сервиса — лизинга для физлиц, составляет порядка 30%, и это уже привычный формат владения автомобилем. Доля лизинга в премиальных марках превышает 50%.

Пока, судя по всему (хотя никто из бизнеса своих карт не раскрывает), услуга для компаний убыточна. Тем не менее, многие ее развивают, так как, по самым скромным прогнозам, к 2030 году сервис подписки на авто достигнет 15% от рынка продаж новых автомобилей.

Где можно взять автомобиль по подписке?

Сейчас подписку на авто предоставляют сами производители, банки, операторы каршеринга и стартапы. Из автопроизводителей это: Hyundai, Kia и Genesis, Volvo, Skoda, Audi и Land Rover. Включился в игру и отечественный УАЗ, но пока только для юрлиц. Есть на рынке и «бутиковые» сервисы, такие как AnytimePrime, ориентированные на короткие сроки и неновые авто.

Яндекс, в основном, развивает подписку на автомобилях из каршеринга. При этом надо быть готовым, что автомобили будут с пробегом и видеорегистратором в салоне, что, конечно же, не является стоп-фактором при выборе.

Так зачем же это нужно компаниям при таком огромном спросе на покупку новых автомобилей, когда автоконцерны даже не успевают формировать склады?!

Шеринговое сознание

Между тем, у современных людей отчетливо формируется новая модель пользования (касается не только автомобилей). Идея заключается в том, что у тебя должно быть все самое современное и новое и постоянно обновляться, и для этого необязательно иметь ЭТО в собственности. По данным Boston Consulting Group, только для 45% представителей поколения Z, рожденного с 1995 по 2010 год, владение автомобилем является необходимостью. В то время как для основного сегмента автомобилистов более старшего возраста эта цифра достигает 75%. То есть более половины молодых людей вполне готовы перейти к сервисам автоподписки или каршеринга, и именно они составят основу общества автолюбителей через 20–30 лет.

Денис Мавланов отмечает, что стремление к исключительному обладанию автомобилем постепенно уходит в прошлое, а популярность идеи совместного пользования растет. В данном контексте подписка, дающая возможность долгосрочной аренды автомобиля и включающаяся в себя страхование, оплату налогов, обслуживание и сезонный шиномонтаж, существенно повышает комфорт владения автомобилем.

В Hyundai Mobility говорят об этом так: «Подписка — это уже не просто отдельный экспериментальный проект, а перспективная бизнес-модель, которую планируем активно развивать параллельно с основным видом бизнеса. В целом компания Hyundai стремится трансформироваться из производителя автомобилей в провайдера сервисов мобильности».

Плюсы автоподписки

«Автоподписка» позволяет пользоваться новой машиной, не тратя значительных средств и времени на ее приобретение. Кроме того, ее можно оформить на несколько месяцев, а потом прекратить или, наоборот, продлить ее, а также поменять автомобиль по обстоятельствам. Например, взять минивэн по подписке на время семейных путешествий или компактный хэтчбек для передвижения в городе.

Существенный плюс подписки в том, что компании чаще всего предоставляют новый автомобиль, который не был до этого в аренде или каршеринге. Еще через год подписки компания снова предоставит новую машину той же марки. Сэкономить можно с помощью Яндекс.Драйва. Это оператор каршеринга, но есть в его портфеле и «подписочное» направление. Если все сервисы выдают клиентам новые автомобили, то у Яндекса их возраст варьируется от полугода до года, зато и цены будут привлекательными.

В СберАвтоподписке выдают автомобили на срок от 6 месяцев, сейчас по умолчанию это новые машины. Но некоторые автомобили уже возвращаются в парк после первых клиентов, которые брали машину на полгода – их тоже теперь предлагают, заранее предупредив, что авто уже несколько месяцев было в использовании.

Автомобилей по подписке в Hyundai Mobility новые и у них всегда богатая комплектация. Делается это намеренно, чтобы пользователь «влюбился» в арендованную модель.

Покупая машину, человек часто пытается сэкономить, при подписке же цена от оснащения не зависит, поэтому у клиента есть возможность попробовать датчики света и дождя, парктроник, подогрев задних сидений и руля и многое другое, в чем, возможно, он отказал бы себе приобретая машину в собственность.

В Land Rover Mobility клиенту предоставят исключительно новый автомобиль в фиксированной самой популярной комплектации, но минимальный срок подписки – год. В премиальном сегменте особенно важно соответствовать требованиям клиента.

«В отличие от других подобных сервисов, в LR Mobility нет ограничений по стажу, возрасту и количеству допущенных к управлению лиц. В принципе, весь заказ можно оформить онлайн, внести предоплату и заказать доставку автомобиля к подъезду. Но есть в сервисе и «живые люди»: опытные и приветливые менеджеры расскажут обо всех условиях аренды, ответят на интересующие клиента вопросы», — сообщил отвечающий за LR Mobility руководитель корпоративных продаж Дмитрий Астрахан.

Многие автовладельцы не осознают реальную стоимость владения автомобилем, отмечают в РГС Банке. Они не учитывают стоимость неожиданных ремонтов, покупку аксессуаров, страхования, налоги, покупку новых шин и дисков и другие скрытые платежи. С учетом всех рисков владения машиной и связанных с этим неизбежных трат выгода, например, годовой подписки, может доходить до 500 тыс. рублей по сравнению с покупкой, пользованием и последующей продажей через год личного автомобиля.

Принимая во внимание, что в текущих реалиях покупка нового автомобиля за наличный расчет затруднена из-за дефицита, подписка становится прекрасным альтернативным вариантом, чтобы пережить сложные времена на рынке и не переплачивать за опции, которые вам не нужны (навязанные дилером). Это позволяет не только сэкономить деньги, но и дает возможность обновлять автомобиль в зависимости от текущих потребностей.

Минусы автоподписки

Они тоже есть: на клиенте остаются траты по заправке, мойке, мелком обслуживании автомобиля, оплате парковки — все это придется брать во внимание, особенно после уже привычного для многих каршеринга. Автомобиль всегда оформлен на компанию, а значит, юридическое лицо, поэтому размеры штрафов могут отличаться. Например, за парковку на газоне в Москве юрлицу придется заплатить штраф 300 тыс. рублей, впрочем, утверждается, что такие штрафы легко оспорить в суде и снизить их до 5000 рублей, как для физлица.

Кроме того, у каждой компании, предоставляющей услуги автоподписки, есть своя внутренняя система штрафов и начисления пени: за нарушение срока оплаты арендных и иных платежей, за досрочное расторжение договора, за несвоевременное прохождение техобслуживания, заправку неправильным топливом и т.д. Относительно недорого обойдется несвоевременная смена шин по сезону – штраф составит около 15 000 рублей. А если просто отключить или повредить оборудование в машине, то придется выплатить в 3 раза больше — порядка 50 000 рублей.

И еще – во многих компаниях ограничивают не только возраст арендатора, число допущенных к управлению, пробег, но и географию поездок. Часто речь даже не о других государствах, а о границах региона. Хотя тут условия у разных компаний могут различаться. Так, в Land Rover Mobility уверяют, что у них таких ограничений нет, единственное условие выезда клиента за границу – уведомление оператора. Оформляется соответствующее разрешение, и с его помощью клиент может ехать, куда ему нужно. Однако это привилегия скорее премиальных сервисов, и понятно, цены на услугу тут совсем другие — ежемесячная арендная плата может превышать 100 тысяч рублей.

Кому выгодно брать автомобиль по подписке?

Это могут быть люди, приезжающие в город по работе на определенное время, которые не хотят ничего приобретать в собственность: ни квартиру, ни машину. Или, например, автолюбители, которые ожидают определенную модель, которой пока на рынке нет, а ездить при этом на чем-то надо. Есть и те, кто все свои деньги инвестировал в бизнес и не хочет вынимать большой «кусок» для покупки нового премиального автомобиля, а на другом ему ездить не положено по статусу. При этом вносить фиксированную ежемесячную плату он в состоянии. В общем, ситуации могут быть разными.

***

Рынок услуги «Подписка» только формируется – общий парк всех игроков едва ли превысит 4-5 тысяч авто, но очевидно, что доля сервиса сильно увеличится в ближайшие пару лет. Выгодна ли эта услуга для клиентов сегодня? С учетом небольшой развитости и популярности и связанной с этом дороговизны, все-таки, скорее, нет. Но перспективы у нее колоссальные – как это ни банально звучит, мир меняется все стремительнее, и мы меняемся вместе с ним.

Фото: Depositphotos

Подпишитесь на «За рулем» в