Автомобильная жизньными мастерами по кражам автомобилей считались поляки. По всей видимости, совершенство в этой сфере шло от "работы" с иномарками. Но, похоже, русские "профи" по мере насыщения отечественного рынка зарубежными машинами с хитроумными замками и сложными противоугонными системами скоро выйдут в лидеры. По данным МВД России, 60% хищений автотранспорта совершается с целью продажи, 22% - сбыта агрегатов и деталей, 18% - для личного пользования (включая преступные действия - перевозку оружия, наркотиков и т. д.). С улиц и из дворов угоняют 53,9% машин, из гаражей - 25%, с места работы, от магазинов и т. п. 15%. Чаще всего крадут с десяти вечера до трех ночи. Зимой количество краж несколько сокращается. одну ночь умельцы способны "перебросить" двигатели, заменить отделку салона, сиденья, колеса, приборы. Порой при опознании владельцы не в состоянии определить, их это автомобили или нет. Реализация краденых машин в период расцвета коммерческих структур больших проблем не вызывает. Получить лицензию на торговлю автомобилями и справки-счета не трудно. Часто машины продаются по доверенности через подставных лиц и отследить начало цепочки "купли-продажи" просто невозможно: доверенность не является документом строгой отчетности. Так, в общих чертах, выглядит сегодня ситуация с автомобильными кражами и угонами. Да и может ли быть иначе, если ей противостоят лишь слабые силы милиции и ГАИ, плохо технически оснащенные для борьбы с этим злом, обремененные уймой других забот. За минувший год мало что изменилось в нашем законодательстве. Несущественное ужесточение статей 144 и 148 УК, сохранив нелепое деление на "кражи" и "угоны", ничего по сути не изменило: за попытку хищения дорогостоящего предмета, каким является автомобиль, можно отделаться не предупреждением, а 15 минимальными зарплатами. Хранят гробовое молчание наши заводы, от которых требуется совсем немногое изменить маркировку двигателя и кузова, чтобы их нельзя было легко подделать. Второй год проваливаются попытки изменить порядок выдачи доверенностей, наладить связь ГАИ с таможней, словом, поставить на государственный уровень борьбу с этим злом. Молчит и Дума. Так что нам, водителям, остается рассчитывать только на самих себя и защищать свой автомобиль кто как может. Д. ЖЕРНОВЗА РУЛЕМ 4/95 21В минувшем году в России зарегистрировано 46 782 кражи автомобилей, что на 19% меньше, чем в 1993 году. Раскрываемость повысилась на 0,4% и составила 12,9%. А вот другие цифры - из судебной практики 1994 года: задержано за угон и кражу автомобилей 9 тысяч человек, привлечено к судебной ответственности 4500, из них на срок от 3 до 8 лет - 280 (в основном за разбойные нападения). Получается, что 84% задержанных за посягательство на чужую собственность находятся на свободе. Стоит лиудивляться после этого, что кривая краж так медленно идет вниз и что бизнес на краденых автомобилях по доходности делит второе место с торговлей оружием, уступая только наркобизнесу. Как и положено всякому процветающему делу, угон автомобилей постоянно совершенствуется и приобретает транснациональный характер. Время одиночек прошло. Рынок поделен на территории, где работают оснащенные современной техникой и оружием преступные группировки с четким "разделением труда". До сих пор непревзойден-В печальном рейтинге этих преступлений по регионам первенство принадлежит Москве и области. Ненамного отстают С.-Петербург и Приморский край. Далее следуют Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Самара. Краденые машины переходят в руки высокооплачиваемых специалистов по изменению маркировки кузова и двигателя. Одновременно, нередко за границей - в Прибалтике, Польше или Германии, на самом высоком полиграфическом уровне изготовляют документы, и отличить подделку в состоянии только эксперты. За