ынокВечерний телефонный звонок. Как часто такие звонки приносят неожиданные предложения! Например, обзавестись собакой или познакомиться с красивой женщиной, отправиться в путешествие или поменять работу. На этот раз прозвучала просьба: "Помоги купить грузовик!" Я попытался отказаться: "Нет времени, работы по горло..." Но увещевания приятеля и магическая фраза "в накладе не останешься" сделали свое дело. Я согласился. Выяснил, какая машина нам нужна. Оказывается, полноприводный "уазик-грузовичок" (УАЗ-3303), конечно, по минимальной цене, причем новый и вполне работоспособный. Где купить новую машину? Разумеется, в магазине. Фирм, торгующих автомобилями, сейчас много, а цены - разные. Торговцы дают рекламу в газетах, расклеивают объявления на заборах и фонарных столбах, устанавливают рекламные щиты вдоль шоссе. Полезно уделить внимание газетам бесплатных объявлений - в них часто называются фирмы, продающие машины. Правда, нужно помнить, что их информация не всегда соответствует действительности. Иногда указаны "чужие" телефоны, машин может не быть в продаже, а цены часто намного выше, чем в рекламе. Короче, не ленитесь накручивать диск телефона: чем больше сведений вы соберете, тем выше вероятность купить хорошую машину по действительно низкой цене. Кстати, цены в разных фирмах запросто могут отличаться в полтора раза. Почему так бывает? Фирмы коммерческие тайны не раскрывают. И все же известно несколько реальных способов снизить цены (мы их здесь назовем), но наряду с ними существуют, по-видимому, и хитроумные комбинации, тайны которых нам пока разгадать не удалось. Многие торговцы машинами получают их не на заводе, а берут по нескольку штук у фирмы-оптовика. Очевидно, что если укоротить цепочку, то цены будут ниже. Однако не все так просто: иногда у официальных дилеров или в технических центрах, получающих товар непосредственно с завода, цены не самые низкие. Некоторые магазины торгуют реэкспортными машинами, то есть купленными в других странах (там они дешевле) и возвращенными на родину. Цены таких автомобилей могут быть и ниже заводских. Собственно, не обязательно увозить и возвращать автомобили, достаточно проделать эту операцию лишь с документами. Но это еще не все. Автозаводы иногда расплачиваются с поставщиками комплектующих не деньгами, а готовой продукцией. Таким же образом выплачивают дивиденды акционерам - юридическим лицам. Им автомобили не нужны, а продать в розницу не так просто, как кажется на первый взгляд: нужна лицензия, территория под стоянку, реклама, меры безопасности. На помощь приходят фирмы-магазины. В результате между ними, акционерами и производителями комплектующих возникают взаимовыгодные контакты, а покупатели получают машины обычно по ценам ниже заводских. Я начал с того, как попадает товар в магазин, не случайно. Хочу предостеречь будущих покупателей. Если цена "ну очень смешная", скорее всего, здесь кроется подвох. Были случаи: в магазинах, имеющих официальные лицензии, торговали краденым. Проверить, угнана машина или нет, можно, если переписать номера шасси, двигателя и прийти на пост ГАИ. За умеренноевознаграждение стражи порядка свяжутся с банком данных об угнанных автомобилях. А еще нужно знать, что официальные дилеры дают гарантии на проданный товар. Если же машина прошла через многие руки или пересекала границы государства, то поломки придется исправлять за свой счет. Впрочем, грузовики и так обычно чинят сами: формально гарантия есть, а фактически - нет. Даже технические центры заводов иногда отказываются ремонтировать гарантийные машины. Во всяком случае, перед покупкой нелишне прояснить ситуацию иногда удается если не починить, то хотя бы получить бесплатно детали по гарантии. Но вернемся к нашему заданию. Гарантия нам не требовалась, а машину, как вы помните, хотелось подешевле. И такую я нашел через два дня. И тут же возникли новые вопросы. Как оплачивать? Если по безналичному расчету, то, пока придут деньги, могут уйти дешевые машины, а если за наличные, то, во-первых, их нужно иметь, а вовторых, довезти крупную сумму без приключений. Как назло фирмы, торгующие грузовиками, обычно расположены среди складов, гаражей и железнодорожных путей, где устроить засаду легче легкого. К тому же мы уже "засветились" - появились в конторе и на стоянке, чтобы посмотреть на будущую покупку. Теперь известно, кто придет завтра с деньгами. Мы устроили "военный совет" и постановили все-таки брать за наличные. Решающую роль сыграло предложение продавца указать в справке-счете сумму, почти втрое меньше реальной цены. Налоги, как известно, исчисляются в процентах от проставленной в счете суммы, поэтому на сделке сэкономили и фирма-покупатель, и фирма-продавец, причем последняя получила еще и неучтенную наличность. Как удалось выяснить впоследствии, случай этот - не единичный, обманом государства не таясь занимаются ив других автомагазинах. На следующий день, вооружившись, отправились за машиной. Забегая вперед, скажу, что операция покупки за наличные прошла успешно. Тем же, кто покупает "за безнал", советую предварительно заключать договор (на бумаге, а не на словах), в котором продавец должен дать обязательство отпустить машины по фиксированной цене. Иначе может случиться, что дешевые машины успеют продать до поступления денег, а новая партия товара будет дороже. Итак, мы пришли за покупкой. Было из чего выбрать - несколько машин, даже цвет разный - серый и хаки. Понравившаяся машинка на поверку оказалась укомплектованной, не "битой" (только маленькая вмятина на двери), без подтеков масла, а двигатель легко завелся. Двери, как иу всех, закрывались не очень легко, а вместо запасного колеса - лишь покрышка с камерой. Если хотите нормальную "запаску" - пожалуйста, в кассу наличными. К тому же понравившийся грузовик оказался с усилителем тормозов (есть "уазики" и без этой детали), за него тоже нужно доплатить. А не нравится - не бери! Доплатили - взяли.76ЗА РУЛЕМ 4/95