Вот и весь перечень документов. А где же протокол осмотра места происшествия, к которому должна прилагаться схема ДТП? - спросит заинтересованный читатель. Ведь каждому понятно, что изложенная в протоколе административного правонарушения и объяснениях ситуация совсем иначе может выглядеть в протоколе осмотра места происшествия с приложенной к нему схемой ДТП. Ответ на этот щекотливый вопрос таков: сотруднику Госавтоинспекции названная выше Инструкция не предписывает составление протокола осмотра места происшествия, повлекшего материальный ущерб. Такой протокол имеет место только в случае, если ДТП повлекло телесные повреждения. Где же выход? По нашему мнению, водитель в своем объяснении должен сам подробно описать обстоятельства происшествия, указав в нем то, что обычно излагается при составлении протокола осмотра места происшествия (об этом подробнее в следующих публикациях). И еще: с момента аварии до приезда сотрудника ГАИ обычно проходит немало времени, в течение которого столкнувшиеся автомобили, как правило, "разводят", и восстановить схему ДТП бывает весьма непросто. Поэтому настоятельно советуем водителям: составляйте схему сами. Составленную в присутствии свидетелей схему попросите подписать приехавшего сотрудника ГАИ и не забудьте в протоколе в строке "К протоколу прилагается" приписать слова "схема ДТП". Обращаем ваше внимание на то, что при составлении протокола работник милиции должен разъяснить нарушителю его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 КоАП, и назвать время и место рассмотрения дела о нарушении Правил. Таковы наши первые практические советы, хотя не на все вопросы мы можем дать ответы. Например, если протокол составляется на нарушителя Правил, то, выходит, его уже определили на месте происшествия. Зачем же тогда последующий разбор ДТП в ГАИ? И вообще, не получается ли так, что, предписывая работнику ГАИ составлять протокол на месте аварии, Инструкция как бы не оставляет водителю шансов на "реабилитацию" во время последующего разбора ДТП? Но это уже из области теории. Д. ГЛАДЫШЕВ, С. ШАПОВАЛОВ В первом номере журнала "За рулем" неверно указан телефон Бюро независимой экспертизы "Версия". Правильный номер 330-80-44.ПО ДОВЕРЕННОСТИЧтобы как-то обойти непомерные таможенные пошлины при покупке автомобиля (чаще всего подержанной иномарки), российские граждане приобретают такие машины не в дальнем, а в ближнем зарубежье, оформляя при этом доверенность. С недавних пор государственные органы РФ стали предпринимать попытки и здесь "перекрыть кислород" страждущим обзавестись сравнительно недорогим и хорошим авто. В редакцию обращаются читатели с просьбой помочь им разобраться в том, как эксплуатировать привезенные из-за кордона по доверенности машины. Официальная причина подозрительного отношения к нотариально заверенной бумаге, коей является доверенность, - ее неподотчетность и, следовательно, возможность прикрывать угнанные автомашины. Теперь обратимся к документам. 4 августа 1994 года президент России ратифицировал Конвенцию государств СНГ (к ней не присоединились Азербайджан и Грузия) о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Согласно статье 13 Конвенции, "документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные, пользуются на территориях других... доказательной силой официальных документов". Иными словами, доверенности, технические паспорта, водительские удостоверения, выданные в государствах, принявших Конвенцию, действительны на территории России. Доверенности других иностранных государств должны быть подтверждены в их посольствах (консульствах). Весьма оперативно (12 августа 1994 года) Правительство России выпускает постановление № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств... на территории РФ". С этого-то момента у обладателей иностранных номеров начались проблемы. Например, в Москве по устному распоряжению заместителя начальника ГАИ, со ссылкой на постановление Правительства Москвы предписывалось задерживать автомобили с номерами соседних республик. Слава Богу, его довольно быстро спустили на тормозах, изрядно поволновав хозяев таких машин. Наконец, 11 января 1995 года в управления ГАИ субъектов Российской Федерации поступило письмо № 13/5-30 ГУ ГАИ РФ и Государственного таможенного комитета РФ, разъясняющее порядок регистрации. Согласно этому документу, любое транспортное средство, зарегистрированное в другой стране, при ввозе на территорию России гражданами, постоянно проживающими в РФ, должно быть легализовано таможней "под режим временного ввоза". Под этим понимается оформление "Удостоверения ввоза транспортного средства", утвержденного приказом ГТК России от 30 сентября 1994 года № 507 с указанием срока обратного вывоза. Если автомобиль ввезен на срок менее шести месяцев, регистрация проводится в таможенных органах, если же на больший - в подразделениях ГАИ, о чем таможня делает запись в удостоверении. ГАИ регистрирует машину по месту жительства доверенного лица с выдачей свидетельства о регистрации и государственных номерных знаков. При этом в свидетельство заносят указанные в удостоверении ограничения таможенных органов (срок ввоза, запрет на продажу и передачу другому лицу без разрешения таможни и т. д.). Документы и номерные знаки государства, где приобреталась машина, остаются в подразделении ГАИ. Отмена ограничений или передача машины кому-либо из членов семьи возможны только при наличии письменного разрешения таможенного органа. После этого в первом случае (отмена ограничений) "добро" дает ГАИ, во втором - нотариус. Когда транспортное средство снимается с учета по истечении срока пребывания в РФ, прежние регистрационные документы и номерные знаки возвращаются. Российские номера сдают в ГАИ, а в свидетельстве о регистрации ставится отметка о снятии с учета с записью "подлежит вывозу в срок до...". С прохождением техосмотра проблем быть не должно. По словам руководителей ГАИ России, нет разницы, в какой республике автомобиль признают годным к эксплуатации. К водителям с доверенностями, не зарегистрировавшим транспортное средство в установленном порядке в таможенных органах или в ГАИ (не имеют удостоверения, свидетельства о регистрации, не заменены регистрационные знаки), могут применяться санкции, предусмотренные статьями 114, часть 2и 245 Кодекса об административных нарушениях: предупреждение, штраф до 0,3 минимальной зарплаты, отстранение от управления транспортным средством и его задержание. Как бы то ни было, порядок пользования автомобилем по доверенности определен. Хочется верить, что в ГАИ и на таможне не будут усложнять и без того непростую процедуру регистрации. Ведь подавляющее большинство водителей пользуются доверенностями только потому, что это дешевле, а не по криминальным побуждениям. С кражами, наверное, эффективней бороться иными методами. Да и Закон о собственности еще не отменен. А в подписанной министром внутренних дел директиве "Об основных направлениях оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел..." сказано: "В случае возникновения противоречия между федеральным законом и иными актами... руководствоваться законом". Д. ЖЕРНОВ ЗА РУЛЕМ 4/95 47