или проворуется - а за качество ответит своим карманом. В общем, такой сервис находка для водителей, работающих по принципу "сам - только ТО". Бывает и так. Вы, решив завести собственное дело, покупаете на последние деньги грузовик "от забора". Дальше рассчитывать уже не на кого: вы - сам себе сервис. Кстати, такое - сплошь и рядом. Хорошо, если прежний хозяин грузовика позволит восстанавливать его по месту стоянки (на той же автобазе) - но может и выгнать. Около шести месяцев у одного мебельного магазина в Москве простоял ЗИЛ-130. Новый владелец приводил его в порядок прямо на месте будущей работы. Как гадкий утенок, грузовик хорошел с каждым днем - обзаводился новыми бортами, колесами, дверями и т. п. То есть все это, конечно, только выглядело новым, на самом же деле было принесено домой с ближайшего автомобильного кладбища, очищено, окрашено, надраено и поставлено на место. В реанимации грузовика принимала участие вся семья (например, дочь новоиспеченного собственника обдирала старую краску с кабины). И в конце концов ЗИЛ заработал! Собранный буквально "с нуля", он трудится, зарабатывая хозяину на хлеб, а себе - на бензин. Вот так иногда поневоле воплощается в жизнь формула "все делаю сам"... Особый разговор - о грузовиках, купленных по случаю, дешево, по принципу "в хозяйстве все пригодится". Как правило, они доживают свой век во дворах, постепенно ветшая истановясьжертвами "террора" ребятни. Не только отсутствие оборудования и сложность работ гонит частника на автобазу. Одна из основных причин - отсутствие запчастей. Здесь, как ив сфере сервиса, полегчает с приходом частного капитала. Не редкость реклама в газете: "Продаем запчасти к КамАЗу". На развалах запчастей появляются детали к грузовикам. Первой ласточкой был, наверное, московский магазин "Автомобили" в Южном порту. Лет пять назад там появились генераторы ГАЗ-53 по цене 88 рублей. С тех пор цены несколько изменились, да и ассортимент стал больше. На сегодня, пожалуй, ведущее место в столице по торговле "грузовыми" запчастями занимает магазин на Перовском рынке. Думаем, будет полезно сообщить некоторые февральские цены для ориентировки. Выбор кузовных деталей небогат. Облицовка радиатора для ГАЗ-53 стоит 220 (здесь и далее все - в тысячах рублей), ЗИЛ-130 150 и ЗИЛ-4331 - 120. Крыло ГАЗ-53 - 170, дверь ЗИЛ-130 (черная, с арматурой) - 104. Детали на УАЗы, КамАЗы и МАЗы в дефиците, цены на них значительно выше. Двигателей в сборе не найти, так же, как и блоков цилиндров. Головки блока: для ЗИЛ-130 - 150, ГАЗ-53 - 260 (в сборе - 300), УАЗ -150. Самый дорогой агрегат - топливный насос высокого давления. Для ярославских дизелей (МАЗ) они стоят от 540 до 610; на ЗИЛ (двигатель ЗИЛ-645) - 960. Поршневые группы (один комплект) на МАЗ - 730,КамАЗ - 950, ЗИЛ-130 - 220. Вообще, все "дизельные" детали дорогие, более металлоемкие и сложные - они реже встречаются. Цена на распредвал ЗИЛ-130 - 73, КамАЗ -137. Карбюраторов - в избытке, цены на них колеблются от 68 до 140 тысяч рублей. Фильтры - есть все "зиловские" и "камазовские", самый дорогой из них - воздушный для КамАЗа - стоит 40 тысяч рублей. Диски сцепления есть на все машины, цена их - около 80 тысяч. Выжимные подшипники - 20-23 тысячи рублей. Вероятно, популярность "уазика" сыграла злую шутку с владельцами этих автомобилей - детали на них в большом дефиците и очень дороги. Потихоньку развивается и сеть фирменных магазинов. Так, недавно при заводе им. Лихачева в Москве открыт Торговый дом ЗИЛ с полным ассортиментом запасных частей. Возможно, со временем фирменные магазины займут подобающее им место в сфере сервиса. Неплохо покупать запчасти, в том числе бывшие в употреблении, по объявлениям. Еще один источник - автомобильные кладбища (оттуда, правда, гоняют) и уподобившиеся им автобазы. Если вы небогаты и согласны на деталь б/у - туда вам прямая дорога. В общем, с ремонтом грузовика становится полегче - часть груза с плеч частника снимает зарождающийся автосервис. Запчасти, тьфу-тьфу, появляются. Как бы хотелось, чтобы это повлияло на сговорчивость "извозчиков". Может, и нам нужно будет платить меньше?КОНДЕНСАТОРТак утверждают специалисты М. ФЕСЕНКО и ДО ВАН ЗУНГ, исследовавшие работу системы зажигания с этим дополнительным маленьким прибором. "Космические" цены отодвинули для многих автолюбителей возможность приобрести новую машину. Астаренький"жигуленок" или "Москвич" гораздо больше, чем новые машины, "ест" бензин, который стал тоже недешев. Да и ужесточившиеся требования к токсичности выхлопных газов на старом автомобиле обеспечить все труднее и труднее. Одной из главных виновниц этих бед является система зажигания. По мере износа автомобиля параметры ее приборов ухудшаются, энергия искры падает, что приводит к неполному сгоранию рабочей смеси, а значит, к увеличению расхода бензина и отравлению атмосферы выхлопными газами. Оздоровление автомобиля обычно сводится либо к замене приборов зажигания новыми, либо к установке дополнительных электронных блоков, увеличивающих величину тока первичной обмотки катушки зажигания в момент размыкания контактов (ток разрыва), а значит, и энергию искры. Но есть, оказывается, и третий путь повышения качества системы зажигания - более простой и дешевый. На кафедре автотракторного электрооборудования МГААТМ (бывшего МАМИ) проведены исследования обычной системы зажигания, в которую для улучшения характеристик введен корректирующий конденсатор, способствующий увеличению тока разрыва. Его подключают между началом первичной обмотки катушки зажигания и "массой", как показано на рисунке. При работе двигателя в те моменты времени, когда контакты прерывателя разомкнуты, конденсатор через добавочный резистор Ид заряжается, а при их замыкании он разряжается через первичную обмотку катушки зажигания, увеличивая (на 15-20%, в зависимости от емкости конденсатора) ток разрыва. Это повышает энергию искры. Характеристики системы зажигания на автомобиле "Москвич-2140" (со сроком эксплуатации семь лет) после установки корректирующего конденсатора приблизились к первоначальным параметрам. Наибольший эффект конденсатор дает на средних частотах вращения коленчатого вала двигателя, которые наиболее типичны в эксплуатации. Установка корректирующего конденсатора в системах зажигания "Москвича", "Волги", "Запорожца", АЗЛК-21412, имеющих дополнительный резистор, не требует изменений, а вот в автомобилях ВАЗ и АЗЛК-2141 катушку зажигания Б117-А придется заменить катушкой Б115-В с дополнительным резистором. В качестве корректирующих можно рекомендовать конденсаторы типа К50-22, К50-24, К50-29, К50-31 номинальным напряжением 16 или 25 Ви емкостью от 1000 до 3000 мкФ (чем больше, тем лучше). В заключение заметим, что корректирующие конденсаторы можно устанавливать и на импортные автомобили, имеющие контактные, контактно-транзисторные и бесконтактные системы зажигания с дополнительными резисторами.ВК-Б<5 •Ц_-JiJ®вк1_ ш2ич V&'\рпрерывателюч> " *41с„„: „скорректирующего конденсатора к катушке зажигания: 1 - корректирующий конденсатор; 2 - катушка зажигания; 3 - дополнительный резистор;4 выключатель (замок) зажиганигi.г1}68ЗА РУЛЕМ 4/95