1Рис. 4. При поломке маслоприемника доливают в двигатель масло (от уровня "а" до уровня "б"): 1 - блок цилиндров; 2 - поддон; 3 маслоприемник; 4 - маслонасос.Рис. 5. Так увеличивается выбоина, залитая водой.Чтобы закончить воспоминания о зиме, напомним еще об одной ситуации. После продолжительных морозов лужи как таковой вы не видите, но на ее месте, если здесь не прерывается движение транспорта, обязательно будут ледяные торосы. Неосторожный или неопытный водитель может так "посадить" на них свой автомобиль, что выдернуть его опять-таки, не повредив, - иногда очень трудно (рис. 2). Такие места лучше объезжать стороной. Пусть вам повезло - в луже не застряли, проскочили ее с хода и, расслабившись от радости, мчитесь дальше. Но... хорошо, если сразу за лужей не понадобится экстренно тормозить - тут можно оказаться виновником ДТП! Намокшие колодки, диски или барабаны снижают эффективность торможения в несколько раз. После "купели" нужно немедленно (а то забудете!) сушить тормоза. Делают это на ходу. Нажмите (не сильно!) на педаль тормоза: если автомобиль тормозится слабо, то есть колодки мокрые, продолжайте тормозить. Обычно для этого достаточно проехать при скорости 30-40 км/ч несколько десятков метров. Нужно ли объяснять, почему не стоит сушить тормоза, сразу нажимая на педаль всей силой? Серьезная опасность - увод автомобиля в сторону, если колодки слева мокрые, а справа сухие или наоборот. Неосторожность может обернуться бедой. Вот почему лихо пролетать лужу, не снижая скорости, - не лучшая из водительских манер. О возможности аквапланирования всплытия, когда автомобиль совершенно утрачивает управляемость, и не говорим! Еще одна опасность лужи - загрязнение тормозов. На проселочной дороге вы оказались в яме уже не с водой, а с жидкой грязью. Последствия могут быть плачевными для тормозов - порой никакая сушка полностью восстановить их работоспособность не может. Придется разобрать и удалить грязь чисто механическим путем. Еще хуже, если грязь - что не редкость - смешана с маслом, мазутом, дизтопливом и т. д. А теперь о других опасностях, тоже очень характерных. Вот вы приближаетесь к давно знакомой, хорошо изученной луже, но довольно глубокой. Уверенно въезжаете в нее - и вдруг страшный удар под машиной, скрежет металла (рис. 3). Не зря в народе говорят: не зная броду, не суйся в воду! Забыв это правило, мой коллега вот так и "нашел" в знакомой луже половинку бордюрной плиты. Кто и зачем ее туда бросил - из области неразрешимых загадок, зато смята "защита" картера, вогнут поддон, сломан маслоприемник насоса. Как ехать дальше, коли давления в системе нет? Опытный автолюбитель воспользовался тем, что в багажнике оказалась пятилитровая фляга масла. Доливая его в двигатель, периодически пускал мотор и наблюдал за контрольной лампой. Наконец - погасла, когда при повышенном уровне масло стало поступать в насос (рис. 4). Машина, конечно, дымила, но зато двигалась самостоятельно, а не на буксире. Учтите и вы его опыт - вдруг пригодится. Даже неглубокая лужа может подбросить неприятный сюрприз, скажем, осколки стеклотары! Мокрое стекло режет мокрую резину, как нож масло. Въезжая в лужу, смотрите в оба! В знакомой луже, по которой вы легко проезжали вчера, сегодня можно разбить подвеску или колесо - ни с того, ни с сего огромная яма под водой! Как это получается? Была на асфальте небольшая выбоина. При сухой погоде почти не менялась. А потянулись дожди, залило водой - и процесс разрушения уже иной (рис. 5). Колесо, попадая в выбоину, с огромной скоростью вытесняет из нее воду, та увлекает обломки материала дороги - камешки, песок и т. д. - и очень быстро (при интенсивном движении транспорта) размывает "подушку" дороги под асфальтом. Не случайно все выбоины после дождей или весной при таянии снега выглядят одинаково: острые края, подмытые снизу стенки. Тут - берегитесь! Чтобы в вашей автомобильной жизни было меньше неприятных неожиданностей - напомним еще об одной. Это - если вы часто ездите в районах новостроек. В этом случае мойте автомобиль (даже при неблагоприятной погоде) ежедневно. Иначе однажды и вам придется убедиться в том, как прочно держится на автомобильной краске строительный цемент! Удаляется вместе с краской, не иначе. Отличить лужу грязи от лужи цементного раствора на ходу трудно... Окончательный вывод прост: если есть возможность лужу объехать, лучше объехать. Семь верст для нас - не крюк!ДИАГНОСТИКА ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯВАЗ-2108 до сих пор воспринимается многими как новый и малознакомый автомобиль. Его бесконтактная система зажигания способна поставить в тупик даже "аса" из придорожного автосервиса, который запросто может вывести БСЗ из строя неосторожным обращением. А между тем в ее диагностике ничего сверхсложного нет, надо лишь соблюдать нехитрые правила. Убедиться в этом поможет инженер О. ИОСЕЛЕВ. Электронные системы зажигания на отечественных автомобилях почти одинаковы. Поэтому все сказанное ниже о зажигании ВАЗ-2108 справедливо для "Оки" и Таврии", "Жигулей" и "Нивы" с электронным зажиганием. Не будем сильно отдаляться от алгоритма поиска неисправностей, предложенного в рубрике "Ищем неисправность" в № 4 "За рулем" за 1992 год Посмотрим, какие еще способы проверки БСЗ можно применить в полевых условиях, используя схему электрооборудования (см. рис.) и подручные приборы (контрольную лампу или тестер). Итак, двигатель внезапно заглох, без видимых на то причин (вы не проезжали глубокую лужу, не тряслись на кочках и не грешите на систему питания). Обычно водитель в такой ситуации первым делом тянется к замку зажигания - пытается пустить двигатель стартером. Не будем торопиться - можно начать диагностику БСЗ, не выходя из машины. Включите зажигание и посмотрите на вольтметр на щитке приборов. Его стрелка сначала установится примерно посредине шкалы, а через несколько секунд качнется немного вправо, что свидетельствует об исправности коммутатора (он отключает питание катушки зажигания при неработающем двигателе и включенном зажигании). Если этого не произошло, повторите опеОкончание на стр. 6460ЗА РУЛЕМ 4/95