СЕМЬ ЛЕТ НА "ВОЛГЕ""Про "Волгу" журнал пишет очень редко, да и среди тех автомобилей, которые проходят испытания в редакции, ее тоже, к сожалению, не видно. А ведь "Волга" теперь встречается в личном пользовании довольно часто. Этот пробел, по мере сил, я решил заполнить", пишет нам в редакцию К. ОГУРЦОВ из поселка Сенной Саратовской области. Автомобиль выпуска 1978 года с пробегом (по спидометру) 130 тысяч я приобрел в конце 1987 года. Наездил я еще восемьдесят тысяч. Прежние владельцы эксплуатировали его нещадно, а об устройстве и тем более ремонте имели весьма смутное представление. Ездили до тех пор, пока не застучал мотор, затем продали. Стоит ли удивляться, что "гремел" двигатель, а двери и крылья насквозь прогнили. Исправны были только задний мост и тормоза. Правда, все стояло "родное", зазоры дверей и крыльев, капота, багажника были в норме - в большую аварию машина не попадала. Охота пуще неволи: очень уж хотелось именно "Волгу", хоть и за высокую цену. При попытках заняться ремонтом столкнулся с тем, что в магазинах из запчастей, кроме мелочевки, ничего не нашел. На всех СТО (большинство из них "жигулевские") от "Волги" шарахаются, как черт от ладана, - нет ни мастеров, ни деталей. Поэтому пришлось все делать самому, часто методом проб и ошибок. В конечном итоге, "родными" остались крыша, капот, задний мост и кое-что по мелочи, остальные агрегаты и навесные детали пришлось либо менять, либо капитально ремонтировать. Расскажу все по порядку. Передний мост. Имея довольно большой запас прочности, он, тем не менее, доставляет много хлопот. Резьбовые втулки из-за недостатка смазки быстро изнашиваются, так как каналы для подвода масла забиваются и уже через несколько месяцев после разборки, замены деталей и прочистки каналов прошприцевать втулки становится делом трудным. Менять их раз в два года (а на разбитой дороге Балаково-Саратов реже никак не получается) надоедает, так что_тепер|, я pa? R тЛ их ра*бираю и обильно смазываю "Литолом-24". ставлю новые защитные кольца и аккурат- _ но собираю. Служат они дольше. Так же поступаю со шкворнями и их подшипниками, то есть не шприцую, а разбираю. Замена передних пружин ухудшившуюся "осанку" машины не выправила. На больших ухабах рычаги доставали до резиновых буферов. После переборки передней подвески машина немного приподнялась, и только. Тогда я вырезал, как раньше для своих "Жигулей", из толстой и твердой резины (12 мм толщиной) прокладки и подложил их между пружиной и чашкой пружины. Таким образом удалось не только исправить "осанку" - практически пропали пробои в подвеске. Для замены резиновых втулок рычагов я изготовил ключ из головки на 22 мм: выточил металлическую втулку в расчете на плотную посадку, разогрел ее паяльной лампой и насадил на головку, после чего подровнял на наждаке (можно и на токарном станке) торцы и приварил сверху стальной штырь диаметром 20 мм и длиной 25-30 мм. Все это потребовалось, чтобы надеть удлинитель - мощную трубу подходящего диаметра. Другие инструменты при попытках отвернуть "прикипевшую" ось, особенно нижних рычагов, либо ломались, либо, как, например, баллонный ключ, пружиня и срывая грани болта, отлетали, норовя сделать меня инвалидом. Рулевое управление. Рулевой механизм работает довольно долго, не требуя частых регулировок, однако не терпит неграмотного вмешательства, в частности перетяжки регулировочного винта. Перед регулировкой обязательно надо убедиться, нет ли люфтов в наконечниках рулевых тяг. Иначе, стремясь к тому, чтобы обеспечить необходимое вращение рулевого колеса, недолго перетянуть винт, после чего механизм кончается очень быстро. Но и долго не регулировать его вредно - со временем регулировочный винт так "прикипает" к верхней крышке, что сдвинуть его с места бывает совсем непросто. При появлении потеков через сальник можно, как рекомендовалось в журнале "За рулем", заменить трансмиссионное масло пластичной смазкой, например "Литолом" или "Циатимом", тем более что объем картера механизма всего 300 см3.После этого утечка смазки через сальник, как правило, прекращается. Хотелось бы знать, чем руководствовались конструкторы, когда на большом и тяжелом автомобиле применили такие хлипкие наконечники рулевых тяг? Они заметно меньше, чем даже на "Жигулях", да еще с резьбой М12х1,25, которая на корончатой гайке срывается довольно часто - в этом узле экономия совсем уж неуместна. При появлении люфта шарнир можно подтянуть, однако важно не перестараться и после подтяжки до устранения люфта непременно проверить размер от торца до заглушки - он должен быть не более 5 мм. Если же вы доездились до того, что появился стук в шарнире, различимый при движении, и если зазор между торцом и заглушкой около 5,5 мм или более (шарнир, очевидно, уже ранее подтягивали), то надо обязательно заменить его, потому что езда становится очень опасной: палец, того гляди, вырвет из корпуса. У меня был однажды такой случай. Появился стук, как потом оказалось, на затянутом шарнире, но уж очень был нужен автомобиль. При переезде через очередную яму, по счастью на малой скорости, машина вдруг резко остановилась, заглох двигатель. Вырвало рулевой палец! Сразу вспомнились недавние поездки на высоких скоростях, да с пассажирами, и стало не по себе. С тех пор регулярно слежу за тем, чтобы не было люфтов, а раз в год полностью снимаю рулевую трапецию с автомобиля, регулирую, добавляю смазку, а неис-_ / правные, с большими люфтами пальцы заменяю, благо они ныне не дефицит. Цьсгк. Коробкапередач очень надежная и долговечная, хотяп^ре^а^и^Тастень'ко в1шоча1бтся^с~треском, даже на новых машинах. При^атяжкенижних гаек ее креп- „erf: пет^кр^гятепю иJ^oг^aдючeмyJJTJjюг1a; ется картер в нижней части, откуда затем начинаетсйитьсяшсл^ - эти гайки нельзя перетягивать. Карданный вал, с моей точки зрения, очень неудачный. Цельная труба большого диаметра весьма тяжелая, очень требовательна к балансировке и сборке крестовин. Карданный вал на моей машине, не имея люфтов в крестовинах, видимых вмятин и погнутостей, износа скользящей вилки, вибрировал на скорости от 80 до 100 км/ч. Что я только с ним не делал - поворачивал на 90 и 180 градусов - все безрезультатно. Заменил карданный вал - вибрация уменьшилась, но полностью не пропала, стала чуть потише и перешла в более узкий диапазон скоростей - 85-95 км/ч. Отбалансировать не то что кардан - колесо мне так и не удалось - никто не брался за это. А вибрация не только влияет на комфорт, но и приводит к разбалтыванию сальников хвостовика, течи масла из коробки и другим пакостям.ГИз материалов, присланных на конкурс "Журналист". Окончание в следующем номереЗА РУЛЕМ 4/95 55