Джорджетто Джуджаро стал автомобильным дизайнером не потому, что ему нравились автомобили. В 21 год, а это было в 1959-м, он даже не имел водительских прав, рисовал портреты, мечтал поступить в Академию художеств и еще... купить горные лыжи. Но наступил день, изменивший все его планы на будущее, сам Бертоне (наверно, нет нужды представлять здесь прославленного дизайнера) предложил ему нарисовать автомобиль. Через десять лет Джуджаро уже смог основать собственную фирму "Италдизайн", а за четверть века работы в ней создал 80 автомобилей, причем половина из них предназначалась для массового производства. Чтобы представить, о каких моделях идет речь, назовем некоторые : " Ф ольксваген - П ассат " , 1973 г. и "Гольф", 1974 г., "Ауди-80", 1978 г. (Германия), "СААБ-900-Турбо-16", 1984 г. (Швеция), "Крайслер-ИглПремьер", 1978 г. (США), "Рено-19", 1988 г. (Франция), "Хёндэ-Соната", 1988 г. (Южная Корея), "СубаруSVX", 1991 г. (Япония), "СЕАТ-Ивиса" и "Кордова", 1993 г. (Испания); "Автомобиль 1980 года" - "Лянча-Дельт а " , "Автомобиль 1984 года " "ФИАТ-Уно", "Автомобиль 1995 года" - "ФИАТ-Пунто" (Италия). Кажется, достаточно. И ПОЛ-АВТОМОБИЛЯ ДЛЯ РОССИИ До поры до времени дизайнер из Турина вряд ли знал, что есть где-то в России городок Елабуга, где собираются строить триста, потом шестьсот и наконец - девятьсот тысяч автомобилей! Поначалу предполагалось даже, что осуществлять этот грандиозный проект будут давние партнеры - ФИАТ и "АвтоВАЗ". Демонстрируя серьезность намерений, ФИАТ предложил Джуджаро разработать дизайн автомобиля для России. И такая модель была создана. Работая над ней, он первый (и пока единственный) раз побывал у нас. Нужно было организовать стажировку в "Италдизайне" русских специали4 ЗА РУЛЕМ 4/95ВОСЕМЬДЕСстов, которые могли бы подготовить новый автомобиль к производству. Итальянский маэстро, конечно, был наслышан о нашем пристрастии к гигантским стройкам. Но даже его воображения не хватило, чтобы понять, зачем нужен "АвтоВАЗу" огромный дизайнцентр. "Вы что, с ума сошли? - сказал он в сердцах российс ким коллегам. - Такой большой центр должен предлагать множество разнообразных моделей для производства 5-7 миллионов машин в год. А так - это "собор в пустыне". Разве у вас есть лишние средства? Начните лучше с малого". Лишних средств в стране действительно не нашлось, и от строительства автогиганта в Елабуге тогда отка"Фольксваген-Гольф" (эскиз 1969 г.) - триумф рационального. "Бугатти-ЕВ112" (1993 г.): традиции дизайна прошлого - в современности. Семиместный прототип "Колумбус" (1992 г.) к юбилею открытия Америки. п ервые лицазались. А начинать с малого не научились до сих пор. Так и остановилась модель, к оторую сделал великий Джуджаро специально для России, на полпути к конвейеру, и теперь это лишь эпизод в его творчестве. ПОРТРЕТЫ ЖЕНЫ ПОЛКОВНИКА И МАМЫ МАЙОРА Он стал дизайнером потому, что нужно было зарабатывать деньги. Днем работал на ФИАТе, а по вечерам занимался в школе технического рисунка. "Я был, как обезьяна, которая рисовала везде на стенках". В то время в Италии начался автомобильный бум, и на Туринском автосалоне 1959 года Джуджаро решил подзаработать деньжат на те самые горные лыжи. Друг, который работал на стенде у Бертоне, взялся посодействовать и предложил шефу услуги молодого рисовальщика. Бертоне попросил нарисовать автомобиль, и когда работа была представлена, не поверил, что дблал ее начинающий художник. Рисунки показали в фирме "Альфа-Ромео", а там предложили - делайте модель. С этого дня закончилась работа на ФИАТе, забылись мечты об Академии художеств и даже не омрачала жизнь ближайшая перспектива попасть в армию; от нее, кстати, Бертоне обещал освободить. Все предприятие его нового хозяина в ту пору было маленькой мастерской по изготовлению кузовов. Платить наемным рабочим нечем, поэтому молодой дизайнер материализовал свои рисунки сам - стал мастером на все руки. За год он представил заказчикам три свои новые модели. Но от армии Бертоне его все-таки не спас. Пришлось служить 15 месяцев. Рисовал там портреты жены полковника, мамы майора и других родственников начальства. Говорил, что на каждый нужно по неделе, а тратил всего час. Все остальное время рисовал автомобили. Сегодня ему кажется, что шестидесятые годы - это было вчера. Каждый день заглядывать в будущее занятие, которое сжигает время, не дает передышки. В девяностые он, президент всемирно известной фирмы, ее главный дизайнер, художникконструктор от Бога, еще многого не успел - получить высшее образование, освоить компьютер и... горные лыжи себе пока так и не купил. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ - В ГАРМОНИИ Продавец в туринском магазине автомобилей, как правило, чуточку поэт. Порассуждав немного о прелестях знаменитого "Чинзано", настоянного на альпийских травах, он не станет возвращать разомлевшего покупателя на землю. Он заговорит об искусстве. Если раньше любовались картинами, скажет он, то сейчас, в век движения, автомобиль становится произведением искусства. Его надо вначале прочувствовать, получить заряд эмоций. Первые 20 секунд встречи с новой моделью - самые важные. Нравится или нет? Вся гениальность художника должна быть вложена в это мгновение. Десятки новых моделей ежегодно предлагают продавцы. Для когото, может быть, они мало чем различаются. Что ж, на первый взгляд, даже мы, люди, - все на одно лицо. А присмотришься - такие разные. Ктото в своем стремлении быть непохож им на других даже преуспевает. Что скрывать , перед встречей с Джуджаро мы внутренне готовились увидеть привычный нам образ дизайнера с непременным ярким платочком в кармашке стильного пиджака. Как видите на фото, ничего подобного нет. "Многие хотят, - говорит маэстро, - создать автомобиль, не похожий на другие. Они не понимают, что в по-IT с половиной гоне за оригинальностью линий можно нарушить гармонию. В творчестве дизайнера очень много схожего с приемами создателей музыки - все время идет уравновешивание полярных оттенков, опыта прошлого и настоящего. Так, например, создавалась новая "Бугатти-ЕВ112": не нарушая гармонии моделей прежних лет, сохранить их обаяние в настоящем. В этом, едва уловимом отличии, рафинированности - вся прелесть машины. Один раз получается, другой - нет. Я должен не только создать модель, но и убедить других, что она хороша. Не могу сказать клиенту, что он не понимает, приходится искать компромиссное решение. Никогда не бываешь доволен работой на сто процентов. Всегда хочется улучшить, дополнить, но всегда времени не хватает". Одно дело - написать ноты и партитуру для оркестра, другое - заставить его хорошо играть. Джуджаро скромно признается: за время своего управления "Италдизайном" никогда не занимался делами фирмы в полной мере, например финансами. О н , к своему стыду, даже ни разу не встречался с директором банка. М ожно предположить, с этим неплохо справляется его компаньон и коллега Альдо Мантовани, поскольку платят на фирме даже лучше, чем дизайнерам на ФИАТе. Но что касается умения доходчиво объяснить подчиненным, как надо работать, здесь Джуджароможет быть весьма убедительным. По рассказам очевидцев, если надо, устроит "такую встряску!". "СООБРАЗИМ ЧТО-НИБУДЬ ДЛЯ РОССИИ" Специалисты "Италдизайна" сегодня одновременно работают на шесть крупных автомобильных фирм. Свои новые модели здесь заказали " Д эу " , " П ежо " , "Субару", "Тойота", группы "Фольксваген" и ФИАТ. Все они, как правило, располагают фирменными дизайнцентрами, но заказывают прототип на стороне, чтобы иметь возможность выбора. Это всегда дешевле - меньше шансов ошибиться, запустив модель в серию. Невольно вспоминается горемычная "десятка" из тольяттинского дизайнцентра, который маэстро так образно окрестил "собором в пустыне". Одна модель за столько лет! " Э то очень плохо , - г оворит Джуджаро. - Представьте себе атлета, который никогда не участвовал в состязаниях. Как могут ваши дизайнеры понять, какие у них мускулы, если они не соревнуются. Выпустите на дорогу их произведения, чтобы убедиться, хорошие они или плохие". Что касается " м ускулов " с амого Джуджаро, то в разряде автомобильных дизайнеров ему сегодня, пожалуй, нет равных.Разработка стиля, создание прототипов, которые "Италдизайн" потом омологирует и предлагает к производству, - этой нагрузки ему кажется мало. В голове возникают новые и новые идеи, и хочется, чтобы никто не ставил рамки. Так рождаются прототипы, концепт-кары, предназначенные только для показа широкой публике на автомобильных выставках и салонах. Но для Джуджарои этого пространства мало. О н совершенствует новейшую продукцию для таких известных (уже не автомобильных) фирм, как "Паркер", "Сейко", " Н икон " . . . М ожнои дальше перечислять сотни красивых и удобных предметов, сконструированных им для человека. Ведь он занялся автомобильным дизайном не потому, что ему нравились автомобили. * * * На прощание нас со скоростью 250 км/ч прокатили по туринской автомагистрали. На машине "Наска-П", которую начинал отец, а заканчивает сын - Фабрицио Джуджаро. Сам маэстро, пожимая на прощание руку, сказал, что хотел бы что-нибудь "сообразить" для России. Может, это не просто мечты о новом проекте автомобиля? П. МЕНЬШИХ Фото В. Панярского и из архива "Италдизайн""Наска-И" (1995 г.)совершенство итальянского стиля и немецкой (БМВ) механики.ЗА РУЛЕМ 4/95