усилителем тормозов, панелью приборов, ограничителем открывания двери салона. Существенно расширен спектр предлагаемых модификаций. ТВОИ СТИЛЬ В конце 80-х на рижской площадке РАФа (напомним, сам завод - в Елгаве, в 40 км от Риги) польские строители возвели инженерно-технический центр. В святая святых посторонние допускаются редко. Но 28 декабря 1994 года светлый зал, где колдуют художники, был заполнен празднично одетой публикой: общественности представили санитарный автомобиль на шасси "РАФ-Стиль". Базовый вариант микроавтобус "люкс", появившийся годом раньше, стоял в соседнем зале. Не станем подробно описывать, тем более обсуждать автомобиль, существующий всего в двух экземплярах. Скажем лишь, что у него традиционно несущий кузов, некая "оригинальная" подвеска. В разработке принимал участие НАМИ. Отметим главное: несмотря на все трудности, конструкторы и экспериментальное производство трудятся наВ самом конце ушедшего года официальная делегация Латвии посетила Китай, а по пути наведалась в Алма-Ату. Очевидцы рассказывают: когда президент Улманис спросил президента Назарбаева, что интересует Казахстан в Латвии, ответ оказался недлинным: микроавтобусы РАФ и выпускники рижского института инженеров гражданской авиации. Китайский бизнес особого интереса к далекой балтийской стране не проявил, что вряд ли неожиданно. Зато все бывшие советские республики, подобно Казахстану, все чаще отряжают своих представителей в Елгаву. Что же заставило маятник потребительского интереса качнуться в благоприятную для РАФа сторону? "МИКРОБ" ЖИВ! Изведав свободу, многие потребители поначалу охладели к продукции РАФа. Да, "рафик" - машина не из лучших, но прежде других в Союзе не было. А теперь покупай что хочешь - знай плати! В общем, за 1994 год, самый тяжелый для РАФа, собрали едва-едва 7 тысяч микроавтобусов при мощности 15 тысяч машин в год. Но именно в этом году наметился перелом в ситуации как внутри страны, так и вне ее. Внутри - поскольку растет понимание того, что стабильность финансов государства обеспечивается налогами, а их самый надежный источник - производство. Это осознают 26 ЗРЛМ 4/95 А УЕдаже самые ярые ревнители национальной чистоты, так что отношение к РАФу меняется. Выигрывает "рафик" и конкуренцию с фирменными автобусами. Конечно, в "Мерседесе" удобнее сидеть, да и поломки реже. Но РАФ за 7 тысяч долларов может прослужить 10 лет, а "Мерседес" - 15, но стоит он все 40 тысяч (даже со скидками "для бедных"). Неизмеримо ниже и 'эксплуатационные расходы. А если, не дай Бог, авария? Дверь "рафика" стоит 50 долларов, "Мерседеса" - тысячу, фара соответственно - 12-13 и 300. Да и найти любую "железку" для "рафика" много проще. Вот почему стало расти число заказов из стран СНГ. Словом, "микроб", как зовется на местном жаргоне микроавтобус, получил шанс. Заметим попутно, что и конструктивно он обрел некоторые улучшения. Например, обзавелся травмобезопасной рулевой колонкой с карданным шарниром, новымиперспективу, какой бы туманной она сегодня РАФу ни представлялась. На этом мажор заканчивается. У "Стиля" немного шансов встать на конвейер. Доводка конструкции, подготовка производства, заказ на стороне комплектующих (в Латвии никогда не выпускавшихся) все это требует огромных денег, которых РАФу взять негде. Предположим, появилась добрая фея с деньгами и автомобиль запустили. Куда его продать? Во всем мире рынок поделен и новичков там не ждут. Демпинг? Его могла себе позволить экономика СССР, но не крохотной Латвии. Остаются рынки России и других стран СНГ - а там предпочтут, пожалуй, несущему кузову старомодную, но более подходящую для наших дорог рамную конструкцию, а такая буквально со дня на день будет предложена ГАЗом как вариант "Газели". Так не лучше ли из конкурентов стать партнерами?