Недаром каждое из его бесчисленных выступлений в последние годы было отмечено целеустремленностью и волей к победе. Ставку на "Самару" сделала и команда фирмы "Мега-Лада" из Тольятти, о спортивных успехах которой журнал уже рассказывал (ЗР, 1994, № 12). Ее отличают организованность, нацеленность на результат, прекрасная техническая (и, что немаловажно, финансовая) вооруженность, а обоих гонщиков, В. Бузланова и А. Гасанова - мастерство и бойцовские качества. Внимательному зрителю о многом сказали даже такие мелочи, как фирменные вязаные шапочки на каждом из членов команды или ее флаг, развевавшийся рядом с российским стягом над трейлером "Мега-Лады". А из трейлера, как из мешка Деда Мороза, извлекали одно за другим новехонькие шипованные колеса, которые - на зависть остальным - профилактически меняли между заездами... Наверное, больше других этому размаху завидовали фирменные гонщики ВАЗа: утрата ими лидирующих позиций прямо-таки обескуражила. Здесь нет места для анализа причин, упомянем лишь результат: лучший из вазовцев - Р. Мухаметзянов (пятое место в чемпионате, второе - на одном из этапов). Выходит, и вправду крупные, громоздкие структуры не в состоянии быстро реагировать на резкое изменение условий существования? Более компактный "спортивный организм" АЗЛК, наоборот, воспрянул, сумев извлечь пользу из изменения технических требований. Оснащенные карбюраторами "Вебер" (ничего себе новинка!), моторы гоночных пикапов заметно прибавили в мощности, а машины - в конкурентоспособности на трассе. Сильнейший из заводчан, А. Потапов стал шестым, но имел шансы на более высокое место. Вернусь к результатам. Возросли скорости и культура гонок - можно говорить о новом этапе их развития. Что касается основ существования автоспорта - вспоминается давнишний заголовок в немецком журнале "Гутен Таг": "Спорт - прекраснейшее частное дело". Сказано не без подковырки: журнал-то издавали для СССР, где такие слова были чистой крамолой. А ныне, рады мы тому или нет, их справедливость и для родных условий становится неоспоримой. В. АРКУША Фото В. Крючкова и Г. Спиридонова ("Авторевю") Чемпионат России по трековым гонкам (класс "1600 с шипами")Итоговый результат трех этапов (I - Пенза, 8.01.1995; II - Ижевск, 22.01; III - Раменское, 5.02): 1. С.Успенский, мс, Москва (ВАЗ-210831600) - 40 очков; 2. В.Бузланов, мсмк, Тольятти (ВАЗ-21083-1600) - 35; 3. С.Балдыков, мс, Ижевск ("Опель-Kopca-GSi") - 24; 4. А Гасанов, мс, Тольятти (ВАЗ-21083-1600) - 22; 5. Р.Мухаметзянов, мс, Тольятти (ВАЗ-21083-1600) - 17; 6. А. Потапов, мсмк, Москва (АЗЛК-2335) -14.^ШЁ&Ш^-~ч''^^^S - '1 ^^рWLВЛАДИСЛАВ ШТЫКОВСразу даже и не объяснишь почему. Владислава Штыкова, желали ему удачи, любили его. Не сговариваясь, не выбирая кумира, а просто так. Наверно, для нас это началось ~ восемьдесят втором, на стадионе в Измайлово, где сошлись сильнейшие гонщики страны, чтобы разыграть призы "За рулем". Там мы и познакомились с молодым мастером спорта, водителемиспытателем 6-го разряда с "Ижмаша" Владиславом Штыковым, который покорил 25 тысяч зрителей своим бесстрашием и умением. Даже уложив машину на крышу, не спасовал и только в дополнительном заезде уступил место на пьедестале четырехкратному чемпиону страны земляку В. Гольцову. С нашей "Гонки звезд" и началось восхождение Владислава Штыкова к вершинам спортивной славы. Он переехал в столицу, выступал за АЗЛК, за ВАЗ, трижды подряд (1988-1990 гг.) становился чемпионом страны по ралли, девять раз призером первенств страны по ралли и треку. Он был участником почти всех "Гонок звезд", неоднократным призером их и, наконец, в 1994 году, победителем.Тогда, на ипподроме в Раменском, Владислав подарил тысячам зрителей (и десяткам тысяч телезрителей) одно из тех незабываемых прекрасных мгновений, которые навсегда остаются в памяти и за которые мы так благодарны спортсменам. В суперфинале, где решалось, кому праздновать победу, Владислав на последнем вираже, на последних секундах напряженнейшего заезда отчаянно повел на обгон свой белый "Опель" и одолел-таки главного соперника - Сергея Балдыкова из Ижевска. В истории отечественного автоспорта немного найдется гонщиков с таким послужным списком. Владиславу Штыкову, может быть, чаще, чем другим, доверяли защищать честь нашего спортивного флага на трассах труднейших ралли. "Акрополис" - в Греции, "1000 озер" - в Финляндии, "РАК ралли" - в Англии, "Шведское ралли", этапы чемпионатов Европы в Бельгии, Германии, Франции, на Кипре, в Чехословакии, Югославии и везде достойные выступления, везде симпатии раллистов и зрителей. О таких, как Владислав, говорят, что они гонщики от Бога. Да, автоспорт был для него и смыслом жизни, и страстью, но даже это не могло отодвинуть на второй план то, что было заложено в нем - отзывчивость, расположенность к людям. Ни спортивная слава, ни популярность не изменили его, он всегда оставался самим собой - простым и добрым. И мы горды тем, что всегда относили себя к числу близких ему людей: Владик был настоящим другом "За рулем", другом редакции. Больно и горько говог этом в прошедшем времени. Владислав, Штыкова нет больше с нами: тяжелый недуг на сороковом году оборвал его недолгую жизнь. Вряд ли он представлял, сколько у него почитателей и доброжелателей. Когда в критические дни тяжелых операций, следовавших одна за другой (а оперировал его известный гонщик и не менее известный хирург Сергей Дадвани), потребовалась кровь и по телевидению и радио прозвучало обращение к добровольцам - множество людей примчались в клинику, предлагая свою помощь. Прощались с ним дважды - в Москве, а потом в родном Ижевске, где его хоронили. Колонна из десятков машин и автобусов растянулась по городу на километры. Казалось, весь автозавод скорбит о смерти своего воспитанника, которым так гордился. Мы всегда будем хранить память об этом выдающемся спортсмене и прекрасном человеке, оставившем яркий след в отечественном автоспорт Редакция "За рулем"